Владимир Марков: «В спрут наркоторговли легко зайти, трудно из него выйти» – интервью газеты

Владимир Марков: «В спрут наркоторговли легко зайти, трудно из него выйти» – интервью газеты

27.06.2021 17:31:14 3166 0
Страшная особенность рынка наркоторговли – вовлечение в него молодежи. О том, как обезопасить наших детей от этой черной паутины, видимости легких денег, точке невозврата, финансовых потоках и пушечном мясе для наркобаронов «Бизнес новостям» рассказал начальник Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Кировской области, полковник полиции Владимир Марков. Диалог состоялся накануне Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня.

БН Владимир Николаевич, как выглядит Кировская область на фоне других регионов ПФО по ситуации с наркотиками?

– Наркотизация в регионе ниже, чем в среднем по России и ПФО. Это связано с рядом причин – в силу среднего возраста населения, экономического положения региона, его расположения относительно южных субъектов РФ.

БН Сколько людей ежегодное привлекаются к ответственности за такие преступления? И какое наказание предусмотрено?

– К административной ответственность за немедицинское незаконное употребление наркотиков либо за их хранение (если речь о небольших объемах) ежегодно привлекается примерно тысяча человек. К уголовной – 300-400. Наказание может быть в виде лишения свободы, вплоть до пожизненного, условного срока с отсрочкой приговора, штрафа – это решает суд. Получивших реальные сроки далее курируют сотрудники системы УФСИН, с которыми мы продолжаем взаимодействовать. Если человек остается на свободе, на него возлагаются дополнительные меры медицинского характера – пройти диагностику, чтобы определить, нуждается он в лечении или нет, есть у него зависимость или нет. Как правило, зависимость есть. Далее ведется контроль фигуранта дела по месту жительства, работы, совместно с подразделениями УФСИНа мы смотрим, исполняет ли он необходимые для реабилитации требования.

БН Какие тенденции этого рынка наблюдаете в последнее время?

– Тенденции постоянно меняются. Одна из последних – переход наркоторговли в Интернет, использование бесконтактных способов транзакций, бесконтактного взаимодействия с участниками рынка. При этом меняются и способы по выявлению преступников: больший упор делается на технические средства.

Еще одна страшная особенность – вовлечение молодежи. Иногда попадаются несовершеннолетние, поэтому огромная задача –
не пустить в эту черную паутину детей, подростков, учащуюся и рабочую молодежь.

БН Как не пустить? Об ответственности знают, это не останавливает.

– При помощи профилактической работы. Она ведется ежедневно, хотя и не всегда видна. Работа ведется в трудовых коллективах, воинских частях, учебных заведениях. Для каждой категории граждан, для каждого возрастного сегмента – свои темы для диалога, свои специалисты. Мы привлекаем врачей-наркологов, используем силы волонтерского движения. К примеру, для закраски непонятых надписей на стенах домов. Не важно, реклама это наркотиков или нет, в любом случае это работа по благоустройству города. Привлекаем к ней и управляющие компании: просим обратить внимание на надписи, которые портят внешний вид дома. Направляем письма в администрацию города.

БН А реабилитационые центры?

– Это тоже один из блоков взаимодействия. Сотрудничаем с некоммерческими организациями, реабилитационными центрами, где страдающих зависимостью людей пытаются вернуть к нормальной жизни. Это очень долгий путь. После прохождения курса реабилитации у человека должен быть такой круг общения, чтобы человек не потерялся, а нашел себе применение в жизни. От наркотиков можно отвлечь трудом, спортом, работой. Наркотик умеет ждать. Месяца-двух не хватит, стадия ремиссии длится годами. Важно создать условия, при которых условно бывший наркоман близко не соприкасается с этой заразой.

Если говорить про детей, необходимо сделать все для того, чтобы у них не возник соблазн поменять реальность, которая на каком-то этапе их не устраивает, на галлюциногенную картинку. Либо не возникло желания попробовать заработать, как их убеждают, легких денег. Это огромная задача и родителей, и преподавательско-педагогического состава, в том числе вузов и сузов. И с нашей стороны применяются не только какие-то карательные полицейские меры, в первую очередь – пропагандисткие.

БН Откуда идет основной наркотрафик?

– Не могу об этом говорить. Если коротко, то традиционно в Россию кокаин завозится из стран Южной Америки, героин – из стран Центральной Азии. Кировская область находится севернее, маршруты наркотрафика проходят в стороне от нас. И слава Богу.

По сформировавшемуся рынку в нашем регионе видно преобладание синтетических средств. Однако выявляются и факты распространения наркотических средств растительного местного происхождения – мака, конопли, грибов. Умудряются выращивать на своих садовых участках, кто-то в квартире создает мини-плантацию. По сравнению с синтетикой их немного, но факты выявляются. Все это обнаруживается, в том числе и с помощью сигналов от жителей.

По синтетике несколько каналов за последнее время перехватили из Подмосковья, Самары. «Закладками» занимаются как жители Кировской области, так и других регионов. В основном, граждане России.

БН Сколько может длиться расследование преступления с момента получения вами факта о его совершении?

– Сколько потребуется, столько и продлится. Пока не установим всех, и каждый виновный не понесет ответственность в зависимости о степени своей вины.

БН В любом случае ваша основная цель – выйти на организаторов?

– Естественно. Информация собирается, накапливается. Даже если участники таких преступных групп какое-то время чувствуют свою безнаказанность, думают, что про них не знают, это не означает, что так оно и есть. Каждый ответит за свои поступки.

БН Наркобизнес тесно пересекается с другими видами преступлений, к примеру, отмыванием денег. Куда идут денежные потоки?

– Это тоже касается оперативной составляющей. В каждом конкретном случае устанавливается, куда, когда ушли деньги за каждую «закладку». Переданы они из рук в руки, перечислены на банковские карты или на «криптосчета». Когда, кому, в каком объеме – над этим мы работаем. Поверьте, технические возможности полиции для борьбы с незаконным оборотов наркотиков совершенствуются наряду с возможностями преступного мира. На современном этапе даже иногда идут на шаг впереди.


БН Появление криптовалюты усложнило процесс расследования?

– Усложнило. Но, повторюсь, технический прогресс не стоит на месте. Я не могу раскрыть механизмы выявления следов виртуальных транзакций, потому что вас читают не только успешные бизнесмены, у кого-то могут возникнуть плохие мысли. Проводить им ликбез не будем. Все, что происходит в виртуальном пространстве, оставляет свой след.

Вы спрашивали про сочетание с другими видами этого «грязного» бизнеса. Да, доходы от наркоторговли нередко используются для финансирования банд-формирований, террористических группировок, на них закупается оружие. Это целый спрут, такие преступления выявляются при взаимодействии с другими структурами. Есть Росфинмониторинг, другие оперативные подразделения, которые отслеживают перемещение денег и выявляют их каналы. С коллегами из УФСБ, УМВД, другими оперативными органами работаем, задерживаем. В случае задержания кого-либо из фигурантов группы все эти связи устанавливаются.

Не так давно сотрудники нашего управления перехватили машину, которая транзитом шла из Подмосковья в один из регионов Сибири. При проверке обнаружили и изъяли 6 кг синтетических наркотиков. Водитель оказался межрегиональным курьером. Его роль – получить груз, перевезти, оставить машину на время, затем забрать и вернуться обратно. Он был привлечен к ответственности. Позднее стал фигурантом дела о крупной преступной сети наркобизнеса: через какой-то время в Подмосковье пресекли деятельность нарколаборатории, где нашли следы этой задержанной нашими сотрудниками партии. Это наша обычная работа. Задержания происходят практически ежедневно, что говорит об остроте проблемы этого грязного бизнеса.

БН Вы сказали об изменении структуры наркотиков...

– Да, сейчас появилось много синтетических. Если 10 лет назад большой общественный резонанс вызывали наркопритоны по потреблению дезоморфина, сегодня он практически вышел из оборота. На смену пришли другие, более дешевые в изготовлении, в способе употребления. При этом последствия от этой гадости не менее опасны, зачастую – более страшные.

БН Поэтому и шприцов на улицах не видно?

– Это раньше наркотик однозначно ассоциировался со шприцами, ампулами. Сейчас все изменилось. Помните, некоторое время назад большой ажиотаж среди граждан вызвал всплеск интереса молодежи к жевательному табаку? Его даже в школах обнаруживали. Затем был принят ряд законодательных мер, оборот этого табака ограничили, выросла ответственность за его употребление несовершеннолетними, продажу несовершеннолетним. Такие комплексные меры и позволяют справиться с проблемой. Используя в комплексе возможности законодателей, преподавательско-педагогического состава, сотрудников полиции пытаемся отвлечь молодежь от этого зла. Через волонтерские движения показываем весь вред. Врачи приходят в школу и рассказывают детям, родителям на собраниях о последствиях и вреде этих веществ, их влиянии на организм. В комплексе все эти меры и дают результат.

БН Думаете, у детей причина употребления наркотиков – это что? Попытка обратить на себя внимание, неумение другими способами справиться с проблемами реальности или дань моде?

– В первую очередь, отсутствие осознания последствий. Возьмем тот же жевательный табак. Да, обертка красивая, а начинаешь рассказывать, что внутри – гадость полная. Соли тяжелых металлов, навоз... Это в результате накапливается в организме и приводит к отравлениям.

Да, может частично связано с тенденциями негативной моды. Некоторые подростки хотят показать себя независимым, взрослым человеком, который самостоятельно принимает решения. Но это не относится к умным решениям. Это не то, чем стоит хвастаться.

БН Периодически в соцсетях распространяется информация, что детей специально подсаживают на наркотики, предлагая их, к примеру, под видом конфет. Насколько она достоверна?

– Такие слухи всегда проверяются. Однако когда мы выходим на первоисточник информации – сотрудников школ, детей, это не подтверждается. Такие информационные вбросы появлялись в том числе и со стороны других государств. Формата: «знакомый моей знакомой рассказал, что сына их знакомой кормят конфетами с наркотиками». Мы и в этом случае находим первоисточник распространения информации. Она всегда оказывалась ложной.

БН Насколько понимаю, вы выходите на первоисточник при расследовании любых наркопреступлений?

– Обязательно. По каждому факту в случае задержания как несовершеннолетнего, так и взрослого проверяем, откуда ему известно, как и где можно купить наркотическое вещество, кто ему подсказал, кто заплатил. Вся эта информация у нас есть, что опять же в итоге позволяет привлечь к ответственности каждого из участников этой цепочки.

Отдельная статья, к примеру, есть за склонение к употреблению наркотиков. Когда один говорит другому: «Ты попробуй, ничего не будет, тебя не поймают» – это вызывает ложный интерес. Будет и поймают. Такие дела возбуждены, расследуются. Склоняли и детей, и взрослых людей, в одном случае юноша склонил к употреблению наркотиков свою девушку. За это предусмотрена уголовная ответственность.

БН Как обычные жители Кировской области могут помочь?

– Они и так помогают, сообщая о подозрительных людях, появившихся в их подъезде, о шприцах во дворе дома. Любые сообщения, в том числе анонимные, отрабатываются. Сейчас, к примеру, большое внимание уделяется выявлению притонов –
помещений, квартир, которые собственники, владельцы или временные квартиранты предоставляют для употребления наркотиков. Нам очень важно, чтобы кировчане рассказывали о таких фактах. Хорошо, если не подтвердятся, а если подтвердятся? Как это и бывает в большинстве случаев. Может, вы услышали в подъезде подозрительные запахи, нашли ампулы, увидели людей в неадекватном состоянии – сообщите об этом. Это можно сделать по телефону доверия УМВД России по Кировской области 58-97-77 или на 02.

БН Как бизнес подключить к тому, чтобы не допустить к этому рынку детей?

– Через труд. Детей с детства нужно приучать к честному труду. Бизнес может предоставить рабочие места для трудоустройства школьников в летнее время. Да, все это регламентировано законами – для детей предусмотрен короткий рабочий день, много справок-отчетов. Но, думаю, бизнесу с белой бухгалтерией это не помеха. Тем самым предприниматель забирает на лето детей с улицы, дает им честно заработанные деньги и показывает, что за хорошую работу можно получить хорошие деньги.

Аналогично и с трудоустройством взрослых. Чем больше создано рабочих мест, тем меньше потенциала для маневров наркопреступников. Это заберет у наркобизнеса «трудовые резервы».

 БН Как работодателю обезопасить себя от приема на работу сотрудника-наркомана?

– Обычными административными решениями. Работодатель отвечает головой за своих сотрудников, за их безопасность. Можно, к примеру, при приеме на работу в трудовой договор включить пункт об обязательном прохождении врача-нарколога в государственной поликлинике. Чтобы понять, можно ли сотрудника отправить в командировку, поручить работу на высотных или подземных объектам. Если кандидат «чистый» – с ним можно говорить. Это позволить в будущем не гадать, почему вдруг у сотрудника глаза красные, зрачки широкие или неадекватное поведение. В этом случае никакого ущемления прав кандидата на работу я не вижу. Прохождение экспертизы можно оплатить за счет предприятия, потому что в этом в первую очередь заинтересован сам работодатель. Если предприятию нужен специалист, оно отправит сотрудника на проверку. Да, это может на день-два увеличить срок оформления на работу, но опять же даст спокойствие с точки зрения безопасности и ответственности для работодателя.

Дело.jpg

БН Выявлялись ли факты сбыта наркотических средств в заведениях торговли, общепита, развлекательных клубах?

– Нет, такого не было. Конечно, внимание привлекают те же доставщики: вдруг вместе с пиццей еще что-то прихватили? Мы все это тоже видим, фактов, о которых вы спрашиваете, не выявлялось. Если бы были, эти люди давно были бы изоблечены и несли уголовное наказание. Потому что для состава преступления размер наркотиков, который сбыли, предали, подарили и так далее особой роли не играет. Наказание последует даже за миллиграмм.

Обращали внимание на объявления о работе курьера с зарплатой в десятки тысяч рублей? Поверьте, не стоит вестись на подобные «сладкие» обещания. В объявлении ни слова о наркотиках, но лучше пользоваться проверенными источниками, не «бросаться» на первую попавшуюся информация на непонятных сайтах с предложением поработать непонятно кем. Да, вам сначала предложат доставить какой-то груз. Дадут, условно, кусок сахара, чтобы проверить возможности. В следующий раз положат то, из-за чего вы домой можете вернуться только лет через 10.

БН Насколько часто близкие страдающих наркоманией об этом заявляют в полицию?

– Чаще пытаются вылечить своими силами. Кто-то просто предпочитает закрывать глаза на проблемы близкого человек, пока тот не переходит грань. Начинает, к примеру, выносить вещи из дома, воровать у близких. Когда он по-другому добывает себе денег на очередную дозу – вроде, дома все хорошо, зачем выносить сор из избы. А когда пропал телевизор, кольцо, семейная реликвия, когда наркоман продал машину, поднял руку, чтобы забрать деньги у близкого, – тогда да, осознание наступает. Тогда и заявляют.

БН Наркомания – это проблема бедных или богатых?

– Это проблема всего общества. Нельзя говорить, что это проблема бедных и полиции, а успешных людей она не касается. Поверьте, еще как касается. Алкогольная или наркотическая зависимость от заработка не зависит. Если человек ездит отдыхать на Кипр, он богат и знаменит, проблема наркотиков его вполне может касаться. Сколько успешных и знаменитых «выходили в окно»? Когда пресса начинает выяснять причины (читатели же любят такие «жареные факты»), – оказывается, причина в наркомании. Хорошо, ты сам не употребляешь, но представь, что твой ребенок по дороге в школу видит на асфальте предложение о заработке. В этот спрут человека очень легко завлечь. Трудно из него вырваться.

БН Этот рынок и называют рынком легких денег.

– Это огромное заблуждение. Возьмем тех же «закладчиков». Почему они заходят на этот рынок? За обещанными легкими деньгами. Легких денег не бывает. Всех этих людей используют. Их называют пушечным мясом наркобизнеса. Это всего лишь марионетки.

Был недавно случай: молодой человек трижды съездил по разным регионам. Да, заработал какую-то копеечку, причем на самом деле плата такому «пушечному мясу» невелика. Сам потом признался, что за потраченное время столько же денег без усилий зарабатывал в Кирове, работая официально. В результате съездил три раза, после чего «уехал» на 20 лет в места не столько отдаленные. Это не легкие деньги. И за них очень серьезный спрос.

БН Как думаете, удастся на когда-либо побороть наркоторговлю?

– К сожалению, нельзя сказать, что пройдет год-два и мы всех наркоманов и наркосбытчиков переловим и пересажаем. Но продолжать планомерно работать с этой проблемой – ежедневно, с привлечение бизнеса, волонтеров, общественности – необходимо.

Этот рынок никуда не делся и не денется. Как мы с вами говорили, если мы сейчас не видим шприцов на улице, это не означает, что наркотиков в городе нет или нет людей, которые их употребляют. Я уже сказал, скольких людей мы ежегодно привлекаем к административной или уголовной ответственности. А сколько тех, о которых сообщений в полицию не поступало? Мы же оперируем официальными данными. Знаем, сколько человек официально находится под наблюдением врачей-наркологов. Это как ответить на вопрос: «Сколько рыбаков или охотников в Кировской области?». Мы говорим только о зарегистрированных случаях.

Наркопреступность – это латентная, скрытая преступность. Иногда узнаем о том, что человек потребляет наркотики, после его попадания с передозировкой в больницу. «Скорую» вызывают родственники, которые до этого 5 лет закрывали на проблему глаза, чтобы скандалов в семье не было. А могли сообщить еще 5 лет назад, тогда с большой долей вероятности их родственник не лежал бы сейчас на койке реанимации. Рано или поздно эта точка невозврата наступает. И тайное всегда становится явным. Всегда.

И участники этого рынка – даже те, что работали на нем несколько лет назад – тоже выявляются. Наркотик – это в любом случае преступление. Не бывает хороших наркотиков, плохих, тяжелых, легких… Все наркотики – это преступление. И за эти преступления понесет ответственность каждый из его участников.

Беседовала Анастасия Белова.


VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте