Эксклюзив «БН»: кировские перевозчики обсудили методы борьбы с «зайцами»

Эксклюзив «БН»: кировские перевозчики обсудили методы борьбы с «зайцами»

Юлия Захарова 28.04.2025 17:30:15 658 0

Проблема обострилась в связи с плавным переходом на бескондукторную систему оплаты. При этом перевозчики прогнозируют, что рано или поздно в Кирове на «бескондукторку» перейдут окончательно.

Кондуктор из автобуса – «зайцы» в пляс

Количество оплативших проезд пассажиров снизилось на 15%, такие данные получило АО «АТП», внедрив бескондукторную систему оплаты в восьми автобусах. Речь идёт о 21, 54, 52 и 117 маршрутах.

52 и 54 маршрут отличаются достаточно большим процентом по неоплаченному проезду. Общая цифра не особо крупная, есть регионы, в которых она больше. В Кирове сознательность народа поднимается. Мы начинали вообще с 30%, – рассказал на комиссии ОПКО по экономике генеральный директор предприятия Дмитрий Катынов. – Но наш враг – это сотовые телефоны. Люди садятся в салон, уткнулись в сотовые телефоны, никого и ничего не вижу. Кондуктор не подошёл – вроде я и не виноват.

Опробовали систему и на загородных маршрутах. АО «КировПассажирАвтотранс» ввело «бескондукторку» на 101 маршруте до Лянгасово. Результаты пока не побуждают отказываться от кондукторов. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Михаил Кислицын.

У меня маршруты с большим пассажиропотоком. Если я снимаю с автобуса кондуктора, сразу теряю 20-25% выручки. Конечно, хотелось бы, чтобы законодательная база немножко поменялась, увеличились штрафы, мы всё равно когда-то будем переходить полностью на «бескондукторку», – высказался Кислицын.

кат.JPG

Полномочия для рынка

Штраф в пару сотен рублей вряд ли окажет влияние на безбилетников. Более того, добавил Катынов, опыт других регионов показывает, что даже санкции в 2,5-5 тысяч не улучшают ситуацию. Дело в забюрократизированности штрафов. Для привлечения к ответственности требуется привлечение полиции. Однако у правоохранителей есть немало более приоритетных задач, особенно учитывая недоукомплектованость штата.

В целом законодательная база не готова к внедрению бескондукторной системы оплаты.

Исходя из той бизнес-модели, по которой построен рынок городских пассажирских перевозок [в Кирове], борьбу с «зайцами» должен вести перевозчик. Нет никакой добавленной стоимости, чтобы ЦДС или администрация этим процессом занимались. При этом сил и средств –административных, законодательных, человеческих – у нас нет, – подчеркнул Дмитрий Катынов.

Отсюда становится ясно, что перевозчику нужны определённые полномочия, чтобы он мог применять к безбилетникам какие-либо меры.

Опыт Ярославля

Советы участникам совещания дал член Общественного совета при Ространснадзоре, экс-руководитель кировских АТП и КПАТ, а теперь директор АО «Ярославское автотранспортное предприятие» Денис Пырлог. В Ярославской области система бескондукторной системы оплаты успешно реализована.

Вместо кондукторов – команда контролёров, которая создана на базе казенного учреждения региона. Что касается датчиков пассажиропотока, сейчас есть «различные варианты», отметил Пырлог. Так или иначе водитель может видеть, сколько человек оплатили проезд.

И онлайн мы также видим, какой маршрут у нас «хромает», и можем сразу вызвать туда бригаду, чтобы штрафовать безбилетников, – добавил Денис Юрьевич.

пырл.JPG

У контролеров есть полномочия составлять административные протоколы или они просто как психологи работают, производя моральное давление? – уточнил Катынов у коллеги.

У нас полностью переработана нормативная база. Полномочиями наделены и организатор перевозок, и контролёры, –  пояснил Пырлог. – Контролёры составляют протокол, нарушитель обязан затем явиться на место рассмотрения.

Кроме того, добавил спикер, в Ярославле работает другая бизнес-модель перевозок. Речь идёт о брутто-контрактах. Транспортное предприятие получает фиксированную оплату вне зависимости от количества пассажиров. А контроль оплаты проезда и составление протокола передаются организатору перевозок – посреднику между перевозчиком и пассажиром. К слову, служба контролёров также работает на базе организатора перевозок при системе брутто-контрактов.

На самом деле [в Кировской области] давно назрел вопрос изменения механизма привлечения к административной ответственности, – подчеркнул Денис Пырлог. – Закон не разъясняет, как перевозчик или другое уполномоченное лицо сможет наложить штраф. Если мы говорим об административных комиссиях в теруправлениях, то как перевозчик выявит безбилетника в 6 утра и приведёт его на административную комиссию к 9 утра? Перевозчик не имеет право применить меры дисциплинарного или административного воздействия. Поэтому я полностью поддерживаю коллег. Для введения бескондукторной системы оплаты нужно совершенствовать законодательство.

Кроме того, в Кировской области одна пятая часть пассажиров производит оплату наличкой. Если сейчас отказаться от кондукторов, то в таком случае водитель не сможет в полной мере следить за безопасностью дорожного движения. Так, когда в Ярославле переходили на «бескондукторку», поначалу показатель аварийности вырос.


В ТЕМУ

«Ноу-хау» для оплаты

В Кирове рассматривают внедрение продвинутых технологий оплаты на маршрутах пассажирского транспорта. Оплатой по QR-коду уже никого не удивишь, Центральная диспетчерская служба и перевозчики не стоят на месте и пробуют новые форматы.

– Например, оплата по «геопей», – рассказал директор МБУ «ЦДС» Александр Власов. – Система работает через онлайн-приложение, определяет транспорт, в котором едет пассажир на основании геопозиции. В результате пассажир может оплатить проезд в один клик. Систему протестировали, готовы были запустить, но с учётом нынешних реалий [данные о геолокации заглушаются] она не получила на сегодняшний день развития.

Ещё одна новинка, более продвинутая – оплата по биометрии, которая внедрена в крупных городах. Суть в том, что пассажир может бесконтактно оплачивать проезд, не прикасаясь даже к смартфону. Но у системы есть ряд ограничений.

– Даже в Москве эта система используется в условиях ограниченного пространства, в метро. Здесь есть свои особенности по высоте размещения прибора, удалённости, – объяснил Власов, добавив, что в ближайшее время переход на оплату по биометрии в Кирове не планируется.

ЦДС «отслеживает «ноу-хау» в режиме реального времени», резюмировал начальник службы, и прорабатывает технические возможности их внедрения в общественном транспорте.

Постепенно будут появляться всё более продвинутые технологии для оплаты проезда, прогнозирует и Дмитрий Катынов.

– Мы начинали с наличной оплаты, потом пришёл безнал, сейчас внедряется бескондукторная система. Следующий этап, скорее всего, будет оплата проезда вне поездки, это повышение уровня сервиса, – предположил руководитель «АТП».


Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте