Тайны маркетинга: почему бизнес предпочитает свалки распродажам — мнение
Модная отрасль занимает второе место в мире по уровню загрязнения окружающей среды и углеродному следу после нефтехимической промышленности. Об этом на лекции в рамках экофестиваля «Зеленый голос Вятки» заявила кандидат химических наук, доцент Казанского федерального университета, эксперт «Сколково» Гузель Валеева.
– Для многих из вас это открытие, но одежда оказывает колоссальное влияние на производство парниковых газов, я уже не говорю про загрязнение окружающей среды. Чтобы сильно не углубляться в тему, приведу пример: вспомните Аральское море, исчезновение которого стало результатом хлопководства. Моя мама провела детство в Средней Азии, где школьники полгода собирали хлопок вместо учебы. Этот хлопок был «дешевым» лишь потому, что в его стоимость не включали детский труд и экологическую деградацию. На самом деле, как мне кажется, это был самый дорогой хлопок в мире, – отметила она.
Эксперт привела данные статистики: практически каждый четвертый предмет гардероба отправляется на свалку, даже не будучи распакованным.
– Одежда – это спонтанная покупка, которой некоторые люди даже не пользуются, но стимулируют ее производство, – добавила Валеева.
Чтобы оценить масштаб трагедии, она привела в пример крупнейшую в мире свалку одежды в чилийской пустыне Атакама. Ежегодно туда свозится около 25 млрд тонн вещей от гигантов-производителей.
– Вы, наверное, задаетесь вопросом, зачем эту новую одежду с бирками так складировать, а не продавать по сниженным ценам? Это как с продовольствием, которое производителям легче выкинуть на свалку, чем демпинговать цену. Если футболки в период распродаж начнут продаваться по 1 доллару, вы никогда подобные потом не купите по 25 долларов, как заложил продавец. Им выгоднее утилизировать старые коллекции, чем демпинговать цены на распродажах. Это чистой воды маркетинг, – продолжила эксперт.
При этом местные жители и предприниматели пытаются дать вещам вторую жизнь: они перепродают найденное или создают новые продукты:
– Много местных магазинов специализируются на том, что ищут на этой свалке одежду и перепродают. Экоактивисты даже запустили сайт, где можно забронировать вещи со свалки, оплатив лишь доставку из Чили. Все раскуплено – это говорит о запросе на осознанное потребление, – сказала выступающая.
В качестве альтернативы предложила внедрять принципы капсульного гардероба и кастомизации.
– Кастом – это не просто переделка джинсов в сумку. В Казани, например, из старого трикотажа создают коврики, а из джинсовой ткани – корсеты и аксессуары. Такой обмен, круговорот вещей в природе – один из способов снижения вашего личного углеродного следа, – добавила Гузель Валеева.
Напомним, организаторами фестиваля выступили региональное отделение Российского экологического общества, областные организации «Чисто Вятка» и «Экомолодежка 43». Мероприятие прошло при поддержке министерства охраны окружающей среды Кировской области, регоператора «Куприт» и бизнеса региона.
Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.
Эксперт привела данные статистики: практически каждый четвертый предмет гардероба отправляется на свалку, даже не будучи распакованным.
– Одежда – это спонтанная покупка, которой некоторые люди даже не пользуются, но стимулируют ее производство, – добавила Валеева.
Чтобы оценить масштаб трагедии, она привела в пример крупнейшую в мире свалку одежды в чилийской пустыне Атакама. Ежегодно туда свозится около 25 млрд тонн вещей от гигантов-производителей.
– Вы, наверное, задаетесь вопросом, зачем эту новую одежду с бирками так складировать, а не продавать по сниженным ценам? Это как с продовольствием, которое производителям легче выкинуть на свалку, чем демпинговать цену. Если футболки в период распродаж начнут продаваться по 1 доллару, вы никогда подобные потом не купите по 25 долларов, как заложил продавец. Им выгоднее утилизировать старые коллекции, чем демпинговать цены на распродажах. Это чистой воды маркетинг, – продолжила эксперт.
При этом местные жители и предприниматели пытаются дать вещам вторую жизнь: они перепродают найденное или создают новые продукты:
– Много местных магазинов специализируются на том, что ищут на этой свалке одежду и перепродают. Экоактивисты даже запустили сайт, где можно забронировать вещи со свалки, оплатив лишь доставку из Чили. Все раскуплено – это говорит о запросе на осознанное потребление, – сказала выступающая.
В качестве альтернативы предложила внедрять принципы капсульного гардероба и кастомизации.
– Кастом – это не просто переделка джинсов в сумку. В Казани, например, из старого трикотажа создают коврики, а из джинсовой ткани – корсеты и аксессуары. Такой обмен, круговорот вещей в природе – один из способов снижения вашего личного углеродного следа, – добавила Гузель Валеева.
Напомним, организаторами фестиваля выступили региональное отделение Российского экологического общества, областные организации «Чисто Вятка» и «Экомолодежка 43». Мероприятие прошло при поддержке министерства охраны окружающей среды Кировской области, регоператора «Куприт» и бизнеса региона.
Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.