Депутаты Заксобрания не сильно верят в успех мероприятия, считая, что «дособрать» скрытые 15% (почти 2 млрд рублей) практически нереально. Главы районов, в свою очередь, просят дать им больше рычагов для давления на местный бизнес, а сами бизнесмены инициативу главы депфина оценивают положительно, считая, что это поможет начать местной власти работать с предпринимателями более качественно. Ведь экономика — это «не армия, где все по команде, а творчество».
Вопросы:
1) Как в целом оцениваете законопроект департамента финансов, предлагающий при расчете налогового потенциала по НДФЛ для определения размеров дотаций муниципалитетм применять поправочный коэффициент, учитывающий скрытую заработную плату?
2) Насколько, по вашему мнению, данный закон замотивирует глав районов работать с бизнесом на предмет «обеления» зарплат?
3) Насколько методика расчета серых зарплат в районе вам кажется доработана?
4) Какую методику бы вы предложили для обеления зарплат и повышения налогооблагаемой базы районов?
Александр Рылов, глава Куменского района:
1. Оцениваю данную инициативу положительно, так как для моего района от этого будет сплошная польза. Потому что у нас район сельскохозяйственный, серые зарплаты платят немногие. Если говорить в целом обо всех районах, то, надо признаться, мы и так тяжело налоги собираем. Главы являются председателями межведомственных комиссий по обеспечению поступления доходов, своевременности, полноты выплаты и ликвидации задолженности по заработной плате, поэтому ситуацию знаем изнутри.
У нас нет правовых рычагов, чтобы собрать налоги с тех недобросовестных предпринимателей, которые их не хотят платить. Поэтому, я считаю, что данный проект для тех, у кого налоги не собираются (а это, преимущественно, северные «лесные» районы), тяжело будет осуществить. Нужны полномочия чтобы мы их могли наказать, оштрафовать, перепроверить. Еще что-то сделать. А то получаются. Что нас тут и там «склоняют», что мы плохо работаем… А мы с кем смогли найти общий язык — с тем у нас проблем нет. А кто даже и слушать нас не хочет, в основном предприниматели в лесной отрасли, — на них мы никаким образом повлиять не можем. У нас есть вообще неадекватные предприниматели, им все равно – хоть ты глава района — не платят и все. И на них никаких рычагов давления практически нет.
Особенно сочувствую главам «лесных» районов, так как знаю, на сколько им непросто собирать налоги с лесного бизнеса.
2. Нас и так уже всех «замотивировали» до нельзя. Повлияет ли новый закон на собираемость? Наверное, в какой-то степени да, но, повторяю, что далеко не все здесь зависит от главы района. Но здесь серая зарплата, как нам сказали, будет составлять 10-15% от общего сбора. Это большая сумма. Несколько миллионов. Мы окажемся в большой яме, если не сможем собрать все, что нужно.
3-4. Я в методику расчета серых зарплат особо не вникал. Думаю, департаменту финансов виднее и я им полностью доверяю. Департаментом экономического развития Кировской области совместно с департаментом финансов Кировской области проведен расчет доли скрытой от налогообложения заработной платы по муниципальным районам
У нас есть серьезные предприниматели в районе. Тот же Шулаев (Ред. - Владимир Шулаев, депутат Заксобрания, директор СПК «Красное знамя»), например. Они прекрасно зарабатывают, у них хорошая рентабельность, платят все налоги. Спасибо им за это. Они работают с живыми деньгами, мы же живем по остаточному принципу: собираем по копейке все налоги. Предприниматели живут в своем мире и о наших трудностях понятия не имеют. Как мы тут без денег существуем и выполняем все свои функции, этого никому не объяснишь. Жить с деньгами намного проще (смеется).
Сергей Шаров, гендиректор ХК «Тоговый дом»:
1. Инициатива правильная. Надо думать, каким образом замотивировать глав муниципальных образований, чтобы они начали как-то работать с бизнесом. Я так понимаю, что департамент финансов Кировской области не хочет просто так давать деньги, а хочет давать деньги за работу. То есть, реально хочет заставить глав районов работать.
2. Этот законопроект — один из инструментов, который должен мотивировать глав районов на работу с бизнесом. Давайте несколько шире посмотрим на ситуацию: ведь областная власть сегодня начинается и заканчивается в областном центре. У нас в Котельниче действует своя муниципальная власть. Когда законодатель так разделял уровни власти, то он наверняка думал, что каждому городу и району на месте виднее, каким образом ему выстраивать свою политику. Такая логика была. А получилась ли она? Сегодня любой глава района или администрации смотрит в кормушку с вопросом, каким образом ему получить деньги. Никто не думает, как их заработать. Они все далеки от работы с бизнесом. Я, как бизнесмен, здесь живу и работаю, но у меня почти нет никакого взаимодействия с местной властью.
А разговоры про «рычаги»... Каким образом они видят эти рычаги? Глава выпустил бумажку в виде распоряжения и сказал «Шаров, иди сюда!». А ты можешь меня позвать, а не бумажку мне писать? Они хотят командовать, как в армии, и жить, как в армии. Но армия — это исполнение, а экономика — это творчество. Почему у нас и бизнес не получается: предприниматели живут отдельно, главы — живут отдельно. Елена Ковалева, видимо, решила, что пора это все исправлять.
Вы можете мне сейчас сказать, что бизнес живет сам по себе потому, что ему ничего не надо от власти. Надо. Мы хотим развиваться, но с нами никто не хочет говорить на экономическом языке.
3-4. Методика неплоха, но, по моему мнению, главный упор надо делать на среднюю зарплату по отрасли. И если она по какой-либо фирме серьезно отличается, то это уже один из показателей того, что там платятся серые зарплаты. Но здесь уже работа налоговой инспекции. Никто сейчас не будет работать за минимальную заработную плату, если в общем по отрасли она в два-три раза выше.
Андрей Олин, глава Верхнекамского района:
1. Во-первых, у нас есть контрольно-надзорные органы, которые этим должны заниматься, в первую очередь. Как главы могут сделать в своем районе всю зарплату «белой», если у нас нет рычагов для этого? Выйдет у меня какой-нибудь товарищ из карьера и скажет «Да пошли вы все. Как работал, так и буду работать». И что я ему сделаю?
Мое мнение: законопроект в принципе правильный, и это все надо делать. Здесь никто и не спорит. Но нужно, чтобы локомотивом этого движения были контрольно-надзорные органы, прокуратура, налоговая инспекция. А мы, чем можем, конечно же поможем.
2. Я так понимаю, мотивация заключается в том, что тебе обрежут дотации и ты будешь здесь барахтаться, как сможешь? Но вот, например, у нас в лесу работает 100 человек, а оформлено только двое. Разве этого местные товарищи проверяющие не знают? А дел-то - съездить, проверить и все. То есть, я считаю, что главы районов должны работать в направлении собираемости налогов. Но с контролирующих органов тоже ответственность за это не надо снимать.
3-4. У нас есть межведомственные комиссии в каждом районе, но виртуальные полномочия не дают никакую силу. И дело не в методике. А в мерах. Драконовские меры наказания должны применить налоговая и прокуратура, и никак иначе.
Дмитрий Русских, депутат Заксобрания:
1-2. Данный законопроект — это такая инициатива, которая ничему не вредит, но и ни к чему не приведет. А что главам раньше мешало всем этим заниматься? Зачем понадобилась дополнительная мотивация?
Например, глава района. У него какой для этого есть реальный функционал, касаемо сбора налогов? Почти никакого. Действительно, у них нет рычагов. Что ему делать? Сесть утром в автомобиль и объезжать все колхозы и лесопилки? В лучшем случае. Все. Что он может делать, это проводить раз в неделю какие-нибудь совещания и призывать предпринимателей выплатить зарплату и заплатить НДФЛ.
С другой стороны, я не думаю, что у них, как говорят, «повалятся» все бюджеты. Данный закон будет всего лишь одним из критериев их работы, я так понимаю. С другой стороны. Елена Васильевна Ковалева, конечно, несколько «загнула» про 15%. Это почти 2 млрд рублей. Огромная сумма. Не соберут они столько, хоть и хочется. У меня тогда вопрос: а чего они раньше столько не собирали? Или просто стало тяжело и все теперь решают, где и что можно еще подсобрать. Было бы неплохо, если бы это все получилось. Но у меня по этому поводу большие сомнения.
3-4. Методика неплоха и особых вопросов не вызывает. В плане статистики очень много в последнее время сделано. Я думаю, налоговые органы видят, кто сейчас платит реальную зарплату, а кто выдает частично в конвертах. То есть, методика понятна и налоговая ее хорошо видит. Это видно по любой отчетности о фонде заработной платы, по всему видно. Тут ничего сложного нет.
Подготовила Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru