Судя по «успокоительному» прогнозу МЭР, «выживать» бизнесу придется как минимум до 2017 года.

«Гадания на ромашке»

10.04.2016 17:18:00 1878 0

Экономика России выйдет из рецессии  в 2017 году. Тогда же (при цене на нефть в 45 долларов за баррель) прекратится спад основных экономических показателей – зарплат, доходов, инвестиций, промышленности.

Об этом говорится в новой версии прогноза на 2016-2019 годы, который подготовило Минэкономразвития. Бизнес министерским «гаданиям на ромашке» не верит и готовится выживать в условиях пикирующей экономики.

«Нерешительная экономика»

Обновленный прогноз на ближайшие три года Минэкономразвития внесет в правительство в апреле. Ведомство рассчитывает, что цена нефти останется в диапазоне 40-50 долларов за баррель. К началу 2020 года инфляция замедлится до 5%, отток капитала снизится до 20 млрд долларов, а рубль укрепится до 56,7 рубля за доллар, сообщает газета «Ведомости». В 2016 году средний курс составит 67,4 рубля за доллар. Доходы населения в 2015–2016 годах сократятся более чем на 8%, в 2017 году пойдут в рост, но к 2020 году все же останутся ниже уровня 2014 года. Преодолеть последствия четырехлетнего спада инвестиций к 2020 году не удастся, однако скорость их восстановления в 2018—2019 годах Минэкономразвития повысило почти в 1,5 раза: так, в 2019 году — почти до 5%. В целом же экономика России уже в 2016 году прекратит падение, предрекает глава МЭР Алексей Улюкаев:
- Мы в этом году окончательно выйдем из ситуации экономического спада, и с 2017 года будем двигаться по траектории подъема, - передает слова министра ТАСС.
Сегодня, как отмечает Улюкаев, российская экономика находится  «в состоянии нерешительности». Так продолжается уже 9 месяцев. И в ближайшие пару лет чуда не произойдет. В базовом сценарии прогноза экономика за 2015—2018 годы сократится на 0,5%. Однако уже в 2019 году ускорит темп роста до 2,5%.

Чуда не будет
Между тем, предприниматели и планируемый в 2017 году выход из рецессии, и 2,5%-й рост экономики в 2019 году называют не иначе, как «чудом». Да и в целом прогнозам доверяют... с осторожностью.
- Я очень люблю министра Улюкаева. Воспринимаю его как хорошего юмориста, который любит повеселить публику. И не более того, - комментирует Анатолий Козьминых, генеральный директор «Маркетинг бюро. Центральный офис». - Может быть, одна из функций Минэкономразвития - давать  немного не понятные, «успокоительные» прогнозы, чтобы народ не волновался, не снимал деньги, не устраивал ажиотаж (худшее, что может случиться в экономике — это массовые волнения). Что радует в прогнозе — в нем не говорится о том, что российская экономика будет в полной стагнации. С другой стороны, работая  в рыночных условиях, я никогда не могу «поймать» эти 0,5%, 0,3%, 0,8% роста или падения экономики и связать их с доходами. Бизнес живет более конкретными цифрами -  стоимостью кредитных ресурсов, других инвестиционных потоков, программами развития экономики, тарифами естественных монополий. Хотелось бы знать именно эти цифры: сколько будет стоить капитал, электричество, тепло, перевозки и так далее.
Для стратегического планирования, наверное, полезны и более «общие» прогнозы. Вот только хорошо бы эти прогнозы почаще сбывались.
- Нам вообще-то обещали, что уже с 2016 года экономика России начнет подъем (Ред. - министр Улюкаев ранее  заявлял, что уже во втором квартале 2016 года ВВП и промпроизводство в России могут показать рост). Теперь «подъем» отложили на 2017-й. Уверен, что после выборов сроки еще сдвинутся, - скептически замечает директор аудиторско-информационной компании «Бизнес-информ» Азиз Агаев. - Что касается наших ожиданий, то я, как руководитель небольшой компании,  при планировании работы опираюсь на следующее предположение: до 2018 года никаких изменений в экономическом блоке правительства не будет, у руля останутся те же некомпетентные люди, которые просто будут сидеть на рабочих местах и гадать на ромашке -  «упадет-поднимется» цена на нефть... Люди, которые сегодня стоят у власти, не знают, что такое реальное управление экономикой страны. Они не знают, как страна должна зарабатывать деньги. И так как эти люди останутся у власти, не стоит ожидать никаких изменений в экономической политике России.  Поэтому у меня самый пессимистичный прогноз.
По словам Агаева, в ближайшие годы бизнесу нужно привыкать работать в условиях, которые сложились сегодня: нехватка денег, дальнейшее падение платежеспособного спроса, увеличение бедности и т. д. Кстати, по данным Всемирного банка, с  2014 года потребление домохозяйств в России упало на 9,6% (впервые за период после мирового финансового кризиса 2008 года), численность бедного населения в 2016 году увеличится еще на 1,1 млн человек, а уровень бедность повысится до 14,2%.  
- Спрос упал, рынки замерли, - констатирует Анатолий Козьминых. - Так что мы, конечно, планируем развитие бизнеса, но ищем более надежные рынки, где есть постоянный устойчивый спрос.  В целом же мы придерживаемся  стратегии «выживания».
Такая стратегия сегодня у большинства. Судя по «успокоительному» прогнозу МЭР, «выживать» бизнесу придется как минимум до 2017 года. Если сроки не сдвинут снова.  

Слишком оптимистично

Владимир Сизов, ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук:
Прогнозы Минэкономразвития прогнозами являются достаточно условно, так как они обновляются с регулярной частотой, несколько раз в год. При такой ситуации опираться на них в долгосрочной перспективе проблематично. Так сейчас МЭР рассчитывает, что цена нефти в период до 2019 г останется в диапазоне 40-50 долларов за баррель. При этом рубль укрепится до 56,7 рубля за доллар, прекратится спад основных экономических показателей – зарплат, доходов, инвестиций, промышленности, а инфляция замедлится до 5%. Согласно прогнозу экономика России в ближайшие 3 года сократится на 0,5%, а в 2019 году ускорит темпы роста до 2,5%. Однако если обратиться к прогнозам, сделанным МЭР в 2012 году, то согласно им, в эти годы темпы роста российской экономики, должны были ежегодно устойчиво увеличиваться на 3,7 – 4,4 % в год. Однако сегодня мы имеем противоположные цифры экономического спада. В сентябре 2014 года официальный прогноз Минэкономразвития предполагал, что в 2015 году средняя цена на нефть не опустится ниже $100 за баррель, а инфляция не превысит 5,5%. Динамика ВВП будет 1,2%, реальная заработная плата в целом по экономике в 2015 году вырастет на 0,5%, а средний курс российской валюты будет 37,7 рублей за доллар. Из этого прогноза не оправдалось ничего.
Нынешний прогноз также вызывает большие сомнения. На первый взгляд, он достаточно пессимистичный. Но, исходя из текущей ситуации в экономике, он представляется даже слишком оптимистичным. Например, цена за доллар в 56,7 рублей при средней стоимости барреля в 45$, маловероятна. Для этого баррель должен стоить около 60$. Либо должна произойти резкая девальвация доллара.
Инфляцию в районе 5-6% в год Минэкономразвития прогнозирует не менее десяти последних лет, а она все время в 1,5 – 2,5 раза выше прогнозных значений. Высокая инфляция, в принципе выгодна правительству, оно использует ее как инструмент, позволяющий экономить реальные расходы по обязательствам перед бюджетниками, пенсионерами и госзаказами.  
Что касается предполагаемого роста инвестиций, снова сомнительно. В предыдущие годы для этого использовались, прежде всего, дешевые западные кредиты, получение которых прекратилось в связи с антироссийскими санкциями. Брать же кредиты в российских банках под грабительские проценты позволить себе могут немногие. Возможно, МЭР предполагает, что Центральный Банк в разы понизит в 2-3 раза свою ключевую ставку, но вряд ли на это стоит надеяться. Не понизит.   
По моему мнению 2016 год для России не станет годом подъема. Пока для этого слишком мало объективных причин. Загадывать же в 2017 г., и тем более в 2019 г., в ситуации хронической «неопределенности» дело неблагодарное.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте