Фальсификат вышел в сеть – материалы газеты
Фото: УМВД России по Кировской области.

Фальсификат вышел в сеть – материалы газеты

03.10.2021 14:07:36 2049 0

Сегодня фальсификат стал серьезной проблемой для отечественных производителей. Одной из мер борьбы с ним является обязательная маркировка. Однако, отмечают эксперты, последнее время продажи подделок плавно перетекают из офлайна в онлайн.

И если «живьем» торговцы могут получить штраф, то в интернете маркетплейсы всего лишь удаляют товар и блокируют продавца. Зачастую – временно и лишь после жалоб покупателей. От подделок не страхуют даже сертификаты соответствия и другие документы, которые продавцы фейков просто «рисуют».

В целом блокировка, а фактически сокращение числа продавцов не выгодно маркетплейсам, ведь за все продажи они получают посреднический процент и при этом (согласно Гражданскому кодексу) не несут ответственности за нарушение прав на торговую марку.

Бороться с контрафактом в таких условиях чрезвычайно непросто, усилия и результаты не приносят нужного результата, говорит адвокат Иван Хоменко. Кроме того, сами правоохранительные органы не считают контрафакт значимым направлением в своей работе. Ввиду этого отсутствует и системная работа по борьбе с контрафактом.

Насколько велики объемы контрафакта? Так, например, 30-40 процентов мебели – подделка, уверен Александр Шестаков, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли. Покупатель выбирает, что дешевле, не предполагая, что может нанести вред здоровью – если в качестве сырья применяют дешевую плиту ДСП или МДФ с высоким содержанием ядовитого для человека форм-альдегида.

Опасная для здоровья ситуация и с оптикой, уверена руководитель проектов сети «Счастливый Взгляд» Ольга Богданова. Эксперт затрудняется оценить масштабы бедствия, но утверждает, что все известные марки подделываются, опять же – нанося вред глазам потребителей.

Эксперты индустрии предметов роскоши более скромны в подсчетах – по данным компании GhostData, лишь 20% этого сегмента экономики в мире – поддельные. По данным BrandMonitor, российский рынок контрафактных люксовых товаров в 2020 году достиг 248 млрд рублей. Самые подделываемые категории – кроссовки (48%), сумки и кошельки (36%), джинсы (33%).

Чаще всего подделки покупают именно онлайн, и именно развитие электронной торговли сегодня больше всего стимулирует серый рынок. Покупая на маркетплейсе или на доске объявления товар, пользователь может думать, что берет новый или подержанный оригинальный товар, а не явную подделку, полагает руководитель проектов «ТИАР-Центра» Вячеслав Нечаев. Покупатель рискует, потому что онлайн ему предлагают товар значительно дешевле, чем в «живых» магазинах, уверен Дмитрий Коробицын, СЕО «Поставщик счастья».

Однако не только цена привлекает покупателей в фейках, уговорит Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари», – треть покупателей ищут именно копии, зная, что именно они выбирают. Такие условия диктует тренд на короткий цикл потребления, одноразовую моду, когда важно не качество, а его актуальность.

Решать же проблему надо начинать уже сегодня. По мнению Нечаева, необходимо на законодательном уровне вводить для маркетплейсов ответственность по отбору поставщиков на площадке, контролируя непопадание контрафактных товаров на площадки.

Кроме того, также необходимо ввести законодательную обязанность маркетплейсов отвечать на требования правообладателей по удалению с площадки поставщиков с контрафактным товаром. Так появится возможность перевести маркетплейсы со статуса «платформенного» посредника (как раньше работали агрегаторы такси) в ответственного игрока.

DSC_0138_1.jpg


 Мнение:

Павел Новоселов, инспектор по особым поручениям отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Кировской области:

– Проблема контрафакта в Кировской области не теряет своей актуальности: продавцов становится все больше, рынок растет. Как, впрочем, и число популярных товаров, которые чаще всего подделывают. Если раньше выявлялась, в основном, одежда, сейчас список пополнился портативной электроникой, чехлами для телефонов, наушниками дорогих известных брендов. Подделывается то, что на слуху: продукция известных брендов пользуется спросом. И стоимость оригинального товара, замещенного контрафактом, как правило, намного выше подделки, поэтому правообладателям причиняется существенный ущерб.

Торговля из офлайн-бизнеса действительно переходит в онлайн-формат, в том числе ведется через интернет-магазины или площадки в социальных сетях. На официальных сайтах некоторых интернет-магазинов правообладатели иногда публикуют ссылки на ресурсы, торгующие контрафактным товаром, и предупреждают покупателя об их наличии.

При этом маркетплейсы, насколько нам известно, не несут ответственности за оригинальность реализуемой через них продукции: размещают на своем ресурсе информацию о товаре на основании договора с продавцом. Да, просят скан-копии документов, копии разрешения на реализацию продукции, но маркетплейс – это не уполномоченное лицо, чтобы проверить, оригинальный товар или нет. К тому же такие документы мало о чем могут сказать не специалисту. Допустим, если судить по изымаемым сотрудниками полиции изделиям, в товарных накладных не указана конкретная продукция. Написано, к примеру, «чехлы для сотовых телефонов» – без указания, что они содержат изображение такого-то товарного знака. Это направление достаточно специфичное, поэтому многие участники цепочки на таких моментах не заостряют внимание.

Сотрудники полиции не дают оценку – является ли изымаемый товар контрафактной продукцией. Мы оцениваем это по первичным признакам, а затем направляем запросы представителям правообладателей и иным уполномоченным организациям, проводим соответствующие экспертизы. Свое мнение дают компетентные органы или организации, и только после этого окончательное суждение о контрафактности продукции дают судебные органы.

Наряду с применением административного законодательства сотрудниками УМВД России по Кировской области выявляются преступления в сфере оборота контрафактной продукции. Подразделениями уголовного розыска проводятся оперативно-розыскные мероприятия, по результатам которых возбуждаются уголовные дела.


Материал подготовлен партнером «Бизнес новостей» – «Российской газетой» при участии редакции. Авторы Алексей Стригин и Юлия Усинская.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте