Мусорная реформа чистоты: контейнеры, сговор и полигоны без адресов – материалы газеты

Мусорная реформа чистоты: контейнеры, сговор и полигоны без адресов – материалы газеты

30.05.2021 12:07:30 1387 0
За несколько дней о реформе обращения с ТКО в области удалось узнать много нового. С каждым днем информация нарастала как снежный ком. Сначала в открытом доступе появился доклад правительства об итогах реформы. Потом на профильном комитете ОЗС министр охраны окружающей среды Алла Албегова рассказала чуть больше, чем было в документе, а на пленарном заседании и вовсе поведала историю об аффилированных организациях и целом картельном сговоре транспортировщиков мусора в регионе.

Что стало известно из доклада 

Судя по докладу, реформа удалась. Молодцы и чиновники, и регоператор.

Например, «принято стратегическое решение, подключить к вывозу ТКО компании с государственным участием: АО «Вятавтодор» и сам АО «Куприт». Кроме этого, закуплены новые мусоровозы, увеличен штат водителей, а услуга оказывается 98% жителей области (до начала реформы охвачено было чуть больше 50% жителей).

Еще отходы наконец-таки начали измерять только в тоннах. Раньше это делали частично в кубических метрах, из-за этого возникали несостыковки и сложности в подсчетах образуемого и вывозимого мусора. В отчете говорится, что в итоге затраты на транспортирование в тарифе сократились на 200 млн рублей, а сам тариф снизился на 7,4%. При том, что в целом на транспортировку из тарифа уходит 64% всех средств.

В 2019-2020 годах на территории области создано 1370 мест накопления ТКО. Требуется обустроить еще 3 779 контейнерных площадок, но денег в бюджете 2021 года на это пока не предусмотрено.

Поработали в области и над графиками вывоза мусора. А там, где контейнеры постоянно переполняются, муниципалитетам рекомендовали увеличить количество емкостей. Например, в Кирове за 3,5 месяца текущего года уже поставили 600 дополнительных контейнеров, а в муниципалитеты регоператор отправил 8,7 тыс. контейнеров.

На данный момент тариф по обращению с ТКО в Кировской области составляет 779,4 руб. за куб. метр. С 1 июля он поднимается до
812,06 руб. за куб. метр.

Масса ТКО, которая образуется в регионе за 2021 год, составит по прогнозам 284,63 тыс. тонн. Вывозить эти отходы в текущем году можно на 19 функционирующих полигонов.

Чтобы весь мусор поместился на этих объектах, два полигона в Оричевском и Зуевском районах переводят из 2-ой категории в 1-ю. Полигоны в Уржумском, Пижанском и Вятскополянском районах будут инвентаризировать. Еще 7 объектов (в Слободском, Зуевском, Лузском, Афанасьевском, Нолинском, Кикнурском, Сунском районах) переданы из муниципальной в областную собственность, чтобы владельцы не смогли отказать в приеме отходов. Еще для части свалок, которые ранее использовались, но сегодня не включены в территориальную схему, готовят документы, чтобы их можно было снова эксплуатировать.

Все это поможет найти место для кировского мусора на ближайшие 2 года. За это время власти рассчитывают построить несколько новых объектов. Среди них полигон в Шабалинском районе, где уже начались работы. К 2023 году должен появиться экотехнопарк, но неизвестно где именно. И 3 мусоросортировочных станции к 2025 году, две из которых в Вятскополянском и Шабалинском районах.


Что стало известно на профильном комитете 

Во-первых, в бюджет на 2021 год хотят включить 30 млн рублей на обустройство контейнерных площадок. Интересно, что на пленарном заседании Алла Албегова говорила уже о 20 млн рублей.

Во-вторых, министр объяснила, почему ставить дополнительные контейнеры рекомендовали только с начала текущего года: 

«В прошлом году увеличение количества контейнеров на местах было критическим, потому что учет накопленных отходов шел по объему, то есть от количества установленных контейнеров – независимо от их наполняемости. Соответственно, большее количество контейнеров вело бы к завышению условных объемов вывезенных отходов. Сейчас, поскольку мы перешли на учет отходов в тоннах, количество контейнеров не принципиально».

В-третьих, о конкретных местах для строительства полигонов и экотехнопарка не говорят, потому что решение находится не в заключительной стадии. А если уверенности нет, то и планы можно населению не озвучивать, считает Алла Албегова.

Но немного она все же рассказала. По возвращению старых объектов обратно в реестр сейчас рассматривается около 8 объектов. Например, полигон рядом с поселком Восточный в Омутнинском районе, он был исключен из реестра по инициативе обслуживающей организации и заполнен всего на 20%.

В-четвертых, проблемы с перерасчетом во многих населенных пунктах связаны с разрывом коммуникации. Оказывается, главам администраций порекомендовали собирать все данные о нарушениях и отправлять в «Куприт», но регоператор поменял адрес, и письма уходили на старую почту.

В-пятых, министерство общается с регоператором не «по понятиям», а в рамках своих полномочий и через официальные запросы, поэтому какого-то мгновенного влияния на компанию не имеет. Чтобы иметь возможность хоть как-то управлять ситуацией, комитет рекомендовал правительству области включить депутатов ОЗС в совет директоров АО «Куприт».


Что стало известно на пленарном заседании 

В течение 2019-2020 годов в области действовала целая схема аффилированных организаций, занимающихся транспортировкой и утилизацией ТКО. Это были ООО «КДУ-3», ООО «ВЭК», ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» и ООО «Центральный полигон». Они «забирали» все контракты на вывоз отходов, не снижая их стоимости. По данному факту направлено заявление в Следком, сообщила Алла Албегова.

Также существовала целая сеть субподрядчиков, что тоже увеличивало затраты на транспортировку. По оценкам министерства, завышение составило больше 300 млн рублей. А регоператор оказался в безвыходной ситуации, когда сам не мог вывозить отходы и вынужден был платить огромные суммы связанным между собой организациям.

Сейчас, когда транспортировку ТКО проводит «Вятавтодор» и «Куприт», все сразу стало хорошо. На вывоз ТКО в Кирове в I квартале 2021 года потрачено 85,5 млн рублей вместо 150 млн рублей в 2020 году. По районам области затраты составили 276,1 млн рублей в текущем году вместо 382,8 млн рублей в прошлом. Кроме этого, регоператор даже заработал на этой услуге в Кирове 18 млн рублей.

Мусор по всему региону вывозит 177 единиц техники. Причем при проведении торгов также создавались сложности со стороны бывших транспортировщиков, из-за чего в Кирове и случился мусорный коллапс, заявила Албегова: 

«Торги были приостановлены из-за 30 жалоб прежних транспортировщиков в УФАС, написанных как под копирку. Жалобы были поданы даже субподрядчиками, которые не планировали участвовать в торгах. В итоге никто из подавших жалобы не вышел на торги, даже когда процент обеспечения контрактов был снижен. Подведение итогов аукционов состоялось в канун Нового года, а по двум лотам ушло на январь-февраль 2021 года, что создало дополнительные сложности для бесперебойной работы».

Что касается «Вятавтодора», он на мусорный рынок зашел, чтобы диверсифицировать бизнес, продолжила министр. Такое поручение дано всем компаниям, принадлежащим области. К тому же у «Вятавтодора» уже была лицензия на вывоз собственных отходов.

В этот раз на заседание ОЗС даже пришел сам гендиректор «Куприта» Эдуард Патрушев. Но интересного он сказал немного. Например, на вопрос о штрафных санкциях, наложенных в 2021 году, и величине арендных платежей за Мерседесы лишь пообещал прислать письменный ответ.

А еще рассказал, что «Куприт» работает над системой, которая позволит не начислять плату, если услуга не оказывалась. Сейчас это делается исключительно в заявительном порядке.

Анна Ларионова.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте