Пушистые и хвостатые – новый тренд в сфере услуг
Начнем, наверное, с забавного случая из практики одного из наших экспертов, который наглядно показывает, насколько молода еще ниша груминг-бизнеса в Кирове. Для рядового кировчанина, который ни разу напрямую не сталкивался с грумингом, понятие это пока довольно-таки туманное.
— По соседству с моей студией, которой летом исполнилось два года, находится человеческая парикмахерская, – рассказывает Юлия Братухина, основатель груминг-студии «Хранители». – Однажды, когда у парикмахерской был выходной, подошел мужчина и попросил меня его… подстричь. Я объяснила, что мы работаем только с животными. А он: «Ну и что?» – очень удивился после моих разъяснений тому, что «собачий» парикмахер не может подстричь человека. В итоге просто подсказала, где находятся ближайшие парикмахерские.
Из истории вопроса
Еще лет 10 назад о груминге ни я, ни мои знакомые ничего не слышали и не знали. Как оказалось, такая ситуация в Кирове продолжалась еще достаточно долго.
— В 2018 году, когда я впервые увидела в интернете незнакомое для себя слово «груминг», в Кирове с этим было настолько глухо, что… спроси любого человека на улице, он бы ответил, что не знает, что это такое, – вспоминает Екатерина Горячева, руководитель сети салонов груминга «Мистер Дог». – В 2020 году, когда уже открыла свой первый салон, таких в городе было раз-два и обчелся. За прошедшие три года количество салонов, студий и домашних мастеров выросло у нас в разы.
Кстати, сама Екатерина с тех пор открыла еще два салона – один в Кирове, другой – в Кирово-Чепецке. Если в 2018 году, когда она только заинтересовалась грумингом, ей пришлось ехать постигать азы новой профессии в Москву, то сейчас она уже более двух лет преподает в Кирове сама и выпустила за это время в мир груминга более 100 учеников. Многие из них в свою очередь организовали свое дело по уходу за домашними животными.
Кто и как приходит в груминг-бизнес
— Когда у меня были только мопс и кошка, мыть их дома было, в принципе, комфортно. Однако с появлением в семье еще одного мопса понял, что дома ими больше заниматься не буду: очень много шерсти в ванной, – рассказывает Василий Дербенев, руководитель груминг-салона «Чистые булки». Тогда и пришла идея о собственном груминг-салоне. Нам исполнился уже год. Продолжаем работать.
Такая история. конечно, имеет место быть. В любом случае, любовь к животным присутствует. А без этого в груминг-бизнесе никуда. Но об этом чуть позже. Кто еще приходит в эту сферу услуг… Показательна история Екатерины Горячевой, которая, как и многие кировские предприниматели, в какой-то момент поняла: занимается по жизни не тем делом и нужно что-то кардинально менять. Это такой основной двигательный тренд в современном этапе развития малого бизнеса в нашей стране.
— У меня два высших образования. 10 лет я работала юристом, профессия достаточно «негативная», но я все время училась чему-то новому, что-то искала, – вспоминает Екатерина. – Наткнулась на слово «груминг» в интернете и узнала, что есть такая целая большая сфера деятельности. Уже через три-четыре месяца в отпуске уехала на курсы в Москву. Там серьезно задумалась о том, ту ли я профессию выбрала?
Она добавила, что во время обучения осознала, какое море позитива несет в себе эта специальность, какую мощную положительную энергию отдают при работе с ними животные, особенно собаки. В общем, попала. Или пропала. В хорошем смысле.
— Когда вернулась из отпуска на свое рабочее место, почувствовала: хочу все изменить, и к 2020 году была готова проститься с юриспруденцией, – рассказывает наш эксперт. – Начала искать, где можно было бы работать грумером. Места, где хотела бы трудиться, не нашла, поэтому открыла ИП. Потому что если хочешь работать так, как хочется тебе, начинай собственный бизнес.
Согласитесь, неплохой тезис для тех, кто любит свое дело. Того же мнения придерживается и Юлия Братухина:
— Я раньше работала в нескольких зоосалонах мастером-грумером… Не сошлась во взглядах на рабочий процесс с руководством, в итоге пришла к решению открыть свою студию.
Трудности груминг-стартапа
Они есть, как и во всех нишах бизнеса. У кого-то появляются в самом начале, на старте, у кого-то чуть позже, уже в процессе.
— Самая главная проблема, она же боль, любого бизнеса в провинциальных городах (а город Киров таковым и является) – это очень высокие затраты на материалы, инструменты и так далее для работы при низких ценах на услуги по сравнению с большими городами, – отмечает Василий Дербенев. – В крупных городах цены на услуги в три, а то и в четыре раза выше, а за оборудование и инвентарь они платят столько же, сколько и мы. Цены на услуги зависят от зарплат у людей. В Кирове они маленькие.
В итоге, как признается предприниматель, после выплаты вознаграждения за работу трем администраторам и пяти грумерам, а также при текущих затратах на бизнес он получает в месяц около 70 тысяч рублей прибыли – лично для себя.
Также в списке трудностей для начинающих грумер-бизнесменов значится поиск подходящего помещения – «чтобы с водой и чтобы арендодатель не был против работы в нем с животными», отмечает Юлия Братухина. К слову, Юля своим доходам от студии вполне довольна. «Хватает, но иногда, конечно, хочется больше», – говорит предприниматель.— Вроде бы, пришло время масштабировать бизнес, открывать второй салон, но в данный момент не вижу в этом особого смысла, – считает Василий. – Кратно увеличатся задачи, которые нужно решать, а прибыль вырастет несущественно. Мне достаточно того, что есть. По крайней мере, сюда я спокойно могу приводить своих домашних любимцев. А еще греет мысль, что делаю что-то интересное в нашем городе. Деньги же можно и на другом зарабатывать.
В практике же Екатерины Горячевой первой трудностью стала изоляция во время пандемии коронавируса:
— Только-только в марте оформила ИП, а тут – изоляция. Но уже в июне, когда изоляцию сняли, открыла свой первый салон. Тут уже вопрос встал по клиентам. Что мы только ни делали: и листовки раздавали, и клеили объявления на подъездах, и в газетах печатались. Не сразу очередь из желающих выстроилась, на наработку клиентской базы ушли месяцы.
Самой эффективной рекламой, как отмечает эксперт, стал таргет в ВК:
— Сама этому обучалась. На тот момент еще одна соцсеть была, но она отошла. Сейчас развиваем продвижение в ВК – на данный момент это лучшее решение.
Кто-то начинает свой грумингбизнес, как Юлия Братухина, уже имея клиентскую базу:
— Когда уходила из найма и открывала студию, у меня были постоянные клиенты, так как работала в параллель основной работе дома. Плюс действовал «сарафан».
Но и она признается в том, что в настоящее время занимается продвижением в ВК.
— Мне было проще, я блогер, у меня большая аудитория в другой соцсети, оттуда и пришел основной поток клиентов, – отмечает Василий Дербенев. – В ВК я тоже параллельно работал, потому что там другая аудитория: более взрослая.
В общем, как отмечают наши собеседники, ниша груминг-бизнеса растет и развивается.
— Мы равняемся сейчас с бьюти-индустрией, на каждый салон, студию и мастера будет свой клиент, – уверена Юлия Братухина.
Что касается вложений в старт груминг-проектов, цена вопроса начинается с 350-400 тысяч рублей (минимум), это если начинать с нуля. А далее всё уже зависит от числа сотрудников и площади арендуемого помещения. Ну и от запросов – можно и салон премиум класса открыть миллионов за десять. Но в среднем сумма колеблется где-то в районе полумиллиона.
— В открытие салона я вложил где-то 500-700 тысяч рублей. Это затраты на инвентарь, оборудование, материалы, очень много съедает ремонт, – говорит Василий Дербенев.
Кроме того, эксперты делают акцент на обучении как обязательной строке вложения средств.
— Мало один раз отучиться на грумера. Практика, повышение квалификации, участие в мастер-классах по определенным породам животных, изучение базовой зоопсихологии, участие в конкурсах грумеров, конференциях – все это тоже можно считать вложениями. Тут я не могу сказать точно, сколько потратила, так как продолжаю повышать свою квалификацию регулярно, – замечает Юлия Братухина.
У грумера сразу два клиента
Это непосредственно зооклиент, то есть животное, и его хозяин, который платит. И с тем, и с другим нужно уметь поладить. А это всегда непросто.
— Мы работаем в сфере услуг, и как ни крути приходится и нужно уметь общаться как с клиентом-человеком, так и с клиентом-животным, – объясняет Екатерина Горячева. – Животные иногда у одного мастера капризничают, а у другого хорошо себя ведут. По поводу хозяина – мало знать все о груминге, часто вопросы клиента-человека могут быть обо всем, что касается, например, здоровья животного. И необходимо хоть что-то ответить по делу. Иначе можно потерять доверие клиента, соответственно, и его самого.
В результате в груминге, как и в ветеринарии, нужно все время учиться, впитывать в себя новую информацию из различных областей, связанных с животными.
Наша служба и опасна, и трудна…
Животные есть животные. Грумеру нужно помнить об этом всегда. Есть опасность, что клиент может и покусать, и поцарапать, и просто напугать. Грумеры, конечно, не профессиональные дрессировщики или кинологи, но, как признаются наши эксперты, «в некоторые моменты приходится ими быть». А еще грумер должен быть физически выносливым, усидчивым и терпеливым.
— Если у простого парикмахера уходит в среднем на стрижку от 15 (мужчины) до 30 (женщины) минут, то ту же собаку грумер может стричь часами, – рассказывает Екатерина Горячева. – За три года по приблизительным подсчетам через меня прошло более 5000 собак, и это скорее заниженная цифра.
«Помойте, пожалуйста, моего хомяка», или философия груминга
Несмотря на трудности и даже опасность груминга, наши эксперты в один голос признаются: удовольствие от работы с животными ни на что не променяешь. Раз погрузившись в эту сферу деятельности, по своей воле из нее не уйдешь, только если по болезни, или аллергия разовьется (да, такое тоже бывает).
— Ты получаешь реальный кайф от этой работы, – сознается Екатерина Горячева. – Когда видишь, что было с животным до и получается после процедуры, когда приходит хозяин, видит результат и радуется, и питомец радуется, – сам радуешься вместе с ними. Моя работа меня умиляет просто каждый день.
В общем-то, об этом говорят все представители груминг-бизнеса. Столько милоты, как в работе с домашними животными, больше нигде не получишь.
В последнее время наметился еще один тренд. Пока осторожный, но все же прецеденты уже есть. Ведь кроме собак и кошек в квартирах обитают и другие домашние питомцы. В сети салонов «Мистер Дог», к примеру, в прайсе появились расценки на груминг-процедуры для кроликов. А еще у многих в хозяйстве есть морские свинки, хорьки и др. Им тоже нужен уход.
— Как-то пришла к нам девочка молоденькая, просит: «Помойте, пожалуйста, моего хомяка», – вспоминает Василий Дербенев. – Действительно, принесла хомяка. Мы к этому нормально отнеслись. Сделали все как надо. У нас вообще каждый день интересный.