В ВятГУ обсудили реализацию обязательного курса «Основы российской государственности»
Круглый стол объединил преподавателей и методистов, отвечавших за организацию и реализацию курса в кировских вузах, а также коллег из Ижевска и Перми.
В «Точке кипения» ВятГУ состоялся круглый стол на тему: «Методики и технологии преподавания основ российской государственности», посвящённый анализу результатов первого года преподавания данного курса и опыта преодоления возникавших сложностей.
Вятский государственный университет – неотъемлемый участник проекта «Основы российской государственности». К особенностям реализации учебной дисциплины в опорном вузе Кировской области можно отнести:
- постоянную поддержку преподавателей-практиков в формате регулярного общения, позволяющую снять страхи у преподавателей технических и естественных наук. Преподаватели в течение всего семестра могли обратиться в созданную Дирекцию №1 и получить ответы по волнующим их методическим вопросам;
- двухэтапный экзамен по итогу семестра, включающий тестирование и собеседование;
- разработку методических пособий и цифровых сервисов, обеспечивающих многообразие педагогических приемов и техник в преподавании дисциплины.
«Нашим отличием от других вузов является привлечение не только сотрудников социо-гуманитарных факультетов, но и естественных, технических наук в качестве преподавателей дисциплины по ОРГ. Преподаватель должен не просто рассказать ключевые вехи из истории нашей страны, но и через призму своего предмета, своей кафедры проговорить основы и принципы, на которых строится российская государственность. Такое решение позволило нашему вузу увязать тематику курса с планом воспитательной работы университета», – дополнил проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин.
В 2023 году методическим сообществом вузов было достигнуто немало продуктовых результатов. Это:
- учебное пособие «Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «Основы российской государственности»;
- учебно-методическое пособие «Основы российской государственности»;
- цифровые ресурсы «Каскадное обучение» и «Основы российской государственности в голосах и лицах Вятского края»;
- учебное пособие «Национальная картина мира, её ценностные аспекты и культурные коды в объективе современной лингвистики: методы научного исследования»;
- сборник статей и методических разработок «Методики и технологии формирования мировоззрения, его ценностных аспектов и культурных кодов в современной системе образования»;
- сборник материалов «Гражданско-патриотическое воспитание и просвещение: национальные стратегии и мировые образовательные практики»;
- программа для ЭВМ «Определение сформированности универсальных компетенций, требуемых федеральными государственными образовательными стандартами, студентов высших учебных заведений».
Как и у всего нового, у дисциплины по ОРГ есть актуальные вопросы. Например, кто должен вести курс, как выстраивать его с иностранными студентами и студентами-заочниками, и каким образом не вызвать чувство дежавю у вчерашних школьников, изучавших «Разговоры о важном»?
Во время Круглого стола прозвучали выступления преподавателей «Основ российской государственности» о реализации курса в вузах.
О методическом сопровождении дисциплины рассказала одна из авторов учебного пособия по «Основам российской государственности» доцент кафедры культурологии, социологии и философии ВятГУ Полина Попова:
«Особенность издания состоит в том, что каждому семинарскому занятию предполагается несколько вариантов реализации. Таким образом, преподаватель был волен выбирать тот вариант, который ему больше подходит».
Об специфике организации преподавания дисциплины в Удмуртском государственном университете рассказала заведующая кафедры экологического, трудового, административного права, основ права и российской государственности Екатерина Белокрылова:
«В начале было достаточно сложно. Курс воспринимался некоторыми студентами скептическими, но буквально через две-три лекции ситуация кардинально поменялась. Мы внедрили интерактив, студенты самостоятельно изготавливали тематические плакаты, из которых в дальнейшем делали выставки. В ноябре мы также организовали несколько открытых занятий с посещением сквера Победы и музея Оружия».
В продолжении встречи прозвучали выступления преподавателей Вятского государственного университета. Они поделились своим опытом преподавания «Основ российской государственности» у студентов естественных, педагогических, гуманитарных и экономических направлений.
В завершении встречи участниками Круглого стола был разработан целый ряд рекомендаций и предложений для улучшения качества образования по дисциплине:
1. Расширить методическое сопровождение курса, разработать учебное пособие по дисциплине и хрестоматию, содержащую выдержки из текстов и документальных материалов, необходимых для изучения студентами.
2. Усилить преемственность между школьными внеурочными занятиями «Разговоры о важном» и вузовской учебной дисциплиной «Основы российской государственности».
3. Провести комплекс дополнительных мер для обучения иностранных студентов: разработать методические рекомендации для преподавателей и учебное пособие для первокурсников, проводить занятия в отдельных группах и ввести факультативные занятия, направленные на общее знакомство иностранных студентов с Россией по материалам курса «Страноведение».
4. Усилить воспитательную функцию курса, разработав и апробировав рекомендательную систему по организации дополнительно к изучению курса гражданско-патриотических активностей студентов во внеучебное время.
5. Дополнить банк видеороликов «ДНК России» на сайте Российского общества «Знание» короткими видеосюжетами о традициях и обрядах народов России, достижениях и реализуемых социальных проектах в регионах для расширения возможностей преподавателя при планировании учебного занятия.