Депутат-предприниматель Титов предложить вернуть малый и средний бизнес под кураторство минэко
Свою инициативу председатель комитета по экономике, бюджету и развитию предпринимательства заксобрания Кировской области Роман Титов в рамках майской сессии областного парламента озвучил на заседании комитета. Чуть позднее аргументировал еще раз – в программе «Особое мнение»16+.
Гость студии пояснил, что, во-первых, предложенный подобный механизм работает на уровне федерации, во-вторых, он уже действовал в Кировской области ранее.
— На федеральном уровне есть два отдельных министерства – Министерство экономического развития РФ и Министерство промышленности и торговли РФ. Первое занимается поддержкой предпринимательства и частично инвестиционной деятельностью, второе – важными вопросами развития российской промышленности, – прокомментировал Роман Титов.
Он напомнил, что такая схема ранее была и в Кировской области: работало региональное минэко, которое занималось поддержкой бизнеса, и минпромторг.
— В силу каких-то причин (предположу, что для централизации полномочий и финансовых потоков под конкретным человеком, бывшим министром промышленности Сысолятиным) у минэко все полномочия отняли. Если сегодня посмотреть, то у минэко остались общий контроль, стратегия развития – больше про цифры, а не про управление экономикой. Но я обратил внимание на то, что наш региональный бюджет очень сильно зависит от федеральных денег. Эту зависимость можно разрушать, только увеличивая собственную доходную базу. Для этого необходимо заниматься несмежными друг с другом темами – крупным бизнесом, на что должно быть нацелено отдельное министерство промышленности, а также малым и средним, на что должно быть нацелено министерство экономического развития.
Гость студии отметил: «косвенно мысль подтверждает» и тот факт, что показатели программы поддержки МСП в прошлом году не исполнены, «это мы обсуждали в рамках оценки исполнения бюджета Кировской области за 2022 год».
Обратил внимание и на то, что такой опыт (разделение полномочий) реализован в других субъектах и соответствует «федеральной вертикали, которая выстроена в большинстве субъектов».
Отдельно, озвучивая свое личное мнение, акцентировал внимание на отсутствии полноценного внимания к проблемам бизнеса и увеличенном внимании в «внешним факторам – фестивалям, мероприятиям и прочему»:
Обратил внимание и на то, что такой опыт (разделение полномочий) реализован в других субъектах и соответствует «федеральной вертикали, которая выстроена в большинстве субъектов».
Отдельно, озвучивая свое личное мнение, акцентировал внимание на отсутствии полноценного внимания к проблемам бизнеса и увеличенном внимании в «внешним факторам – фестивалям, мероприятиям и прочему»:
— Что на самом деле приводит к тому, что так называемые институты развития (их мы будем обсуждать, наверное, на заседании ОЗС в июне или в июле), в том числе та же «Корпорация развития Кировской области», не работают как надо. Я приводил в качестве примера сайт в Пермской области, посвященный инвестициям. По принципу «одного окна» заходишь и видишь: вот тебе промплощадки, вот тебе налоговые льготы, постоянно обновляются новости. Заходишь на сайт нашей корпорации, в которую денег ввалили немерено, и понимаешь, что там время остановилось в марте 2023-го (последняя новость датирована этой датой). Среди резидентов значатся предприятия типа «Высоты 43», которая благополучно провалила программу замены лифтов по капремонту и схлопнулась так, что пыль по всей области стояла. Ну и подобные. У семи нянек дитя без глазу – я эту фразу на комитете повторял не раз. Полностью уверен в том, что не надо надрываться, и министерству промышленности, предпринимательства и торговли направить энергию конкретно на развитие промышленности и тех же промпарков, – продолжил Титов, отметив во время комментария, что «на самом деле министр там (Дмитрий Глушков, - ред). энергичный, молодой, ездит всюду по области и ему интересно».
Во время прямого эфира гость студии также сказал, что «много общаюсь с предпринимателями и сам являюсь предпринимателем, поэтому могу говорить и с другой стороны». И «вижу, что проникновение системы поддержки МСП в Кировской области не так велико, как хотелось бы».
— Из прозвучавших в отчете на пленарном заседании цифр: к примеру, лишь 1% самозанятых в регионе охвачены программами поддержки. Самозанятых на сегодня где-то 30 000, охвачено 300. Это мало, а на сегодня это самый быстрорастущий кластер предпринимателей, – прокомментировал Титов, еще раз подчеркнув, что «этой поддержкой надо заниматься, и, мне кажется, меньше внимание уделять фестивальной, выставочной деятельности, от которой, на мой взгляд, выхлоп сложно измерить линейкой».
И больше внимания уделять критериям – «сколько вошло в программу поддержки, каков налоговый эффект, итоговые результаты – сколько из этих предпринимателей удержались».
— Приводил и цифры из статистики Счетной палаты РФ, которая выборочно проверяла региональные поддержки предпринимательства. Кировская область попала в зону риска: более 40% предпринимателей или предприятий, получивших субсидии от государства в рамках поддержки МСП, впоследствии либо снижают налоговые отчисления, либо наращивают налоговую задолженность. Получается, что порядка 40% инвестиций не приводят к развитию бизнеса. Приводят к тому, что бизнесу, который плохо управляется, эти деньги не помогают. Потратили бюджетные деньги – и дальше в пике начинают валиться, – продолжил Титов, добавив, что «нет оснований не доверять позиции федеральной Счетной палаты» и «что поспорили с курирующим зампредом Михаилом Сандаловым, у которого другая статистика».
Возвращаясь позднее к теме инвестиций и поддержки МСП, отметил, что все же «разделил бы их»:
— Инвестиции это крупные деньги. Скорее, полномочия минпрома, как и инвестиционные площадки типа корпорации. Думаю, так все же правильнее. А конкретно малый и средний бизнес – передать минэко.
Роман Титов во время разговора прокомментировал, что «не мне, конечно, решать, но это рекомендация, против корой никто из членов комитета не возражал».
— Мы обсуждали инициативу в том числе с рядом чиновников – никакого отторжения не вызывает. Посмотрим, как ситуация будет развиваться, – сказал гость студии.
Технически, отметил, тоже не так все сложно: если рекомендация в итоге будет поддержана, полномочия в таких ситуациях перераспределяются между министерствами и ведомствами.
— Существенно на подведах никак не отразится – передадут полномочия от одной структуры к другой. Потребуется замена ряда юридических документов. Финальное решение принимают правительство и губернатор, – пояснил, отвечая на «технический» вопрос, депутат-предприниматель.
На прошлой неделе выписку из протокола заседания комитета, куда попала и озвученная инициатива, «отправили в правительство Кировской области».
Во время эфира Титов отдельно остановился и на нынешних взаимоотношениях региональных властей с депутатским корпусом.
— Мы всегда посылаем выписки из протокола (заседания комитетов, - ред.). Правительство их рассматривает. Отдам должное, за последнее время отмечаю существенно больший процент положительных реакций на рекомендации депутатов. Есть вещи, о которых давно говорили. Например, создание единого заказчика в сфере строительства. В этой студии мы тему обсуждали, наверное, еще в 2017 году, когда проводили слушания в прошлом созыве заксобрания. Тогда рекомендация в недрах прошлого правительства где-то схоронилась. А сейчас делают так, как советовали пять лет назад. Фактически это 5 упущенных лет, в течение которых мы могли бы более эффективно контролировать расходование государственных денег. Поэтому... посмотрим на реакцию, но не рекомендовать, не высказать свое видение я не мог. Так как считаю, что механизм, озвученный в нашей рекомендации, – будет правильным, – резюмировал Роман Титов.
Во время эфира Титов отдельно остановился и на нынешних взаимоотношениях региональных властей с депутатским корпусом.
— Мы всегда посылаем выписки из протокола (заседания комитетов, - ред.). Правительство их рассматривает. Отдам должное, за последнее время отмечаю существенно больший процент положительных реакций на рекомендации депутатов. Есть вещи, о которых давно говорили. Например, создание единого заказчика в сфере строительства. В этой студии мы тему обсуждали, наверное, еще в 2017 году, когда проводили слушания в прошлом созыве заксобрания. Тогда рекомендация в недрах прошлого правительства где-то схоронилась. А сейчас делают так, как советовали пять лет назад. Фактически это 5 упущенных лет, в течение которых мы могли бы более эффективно контролировать расходование государственных денег. Поэтому... посмотрим на реакцию, но не рекомендовать, не высказать свое видение я не мог. Так как считаю, что механизм, озвученный в нашей рекомендации, – будет правильным, – резюмировал Роман Титов.