«На родине теплее»: о чем в интервью «Бизнес новостям» рассказал руководитель Кировского УФАС России Андрей Рогожкин
Насколько антимонопольная служба связана с политикой? Каковы перспективы «профессиональных жалобщиков»? Наблюдаются ли в Кировской области факты картельных сговоров и зависит ли рассмотрение дел о повышении цен на топливо от адресата таких обращений? Об этом и другом в интервью «Бизнес новостям» рассказал руководитель Кировского УФАС России Андрей Рогожкин. Много лет назад свою службу в антимонопольных органах он начал в нашем регионе и сейчас вернулся на родину.
Торги и форс-мажор
Андрей Геннадьевич, если тезисно: что входит в полномочия Кировского УФАС России как территориального подразделения федеральной антимонопольной службы, и изменился ли перечень этих полномочий за последнее время?
– Если коротко, то в полномочия нашего управления входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти субъекта и местного самоуправления, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С 2024 года перечень полномочий территориальных антимонопольных органов расширился: добавилось проведение проверок в отношении органов тарифного регулирования. На территории Кировской области таким органом является Региональная служба по тарифам.
Какие нарушения чаще всего фиксируются в сфере законодательства о контрактной системе? На ваш взгляд, почему они происходят?
– Из практики работы Кировского УФАС по результатам проведения контрольных мероприятий в этом направлении у заказчиков выявлялись нарушения при формировании извещения о закупках. Например, применение ими неактуального законодательства, нарушения при описании объекта закупки –установление несоответствующих характеристик товара, при закупке лекарственных средств указывались не все эквивалентные формы. Также выявлялись нарушения в действиях комиссий по рассмотрению заявок при неправомерном отклонении или необоснованном допуске заявок участников закупок.
Основные причины таких нарушений – недостаточный уровень знаний и компетенций у заказчиков, так как подготовка документов по закупке и принятие решений комиссиями требует компетентности в вопросах законодательства о контрактной системе. Влияет и текучесть кадров.
Какова динамика включения участников торгов в реестр недобросовестных поставщиков? На ваш взгляд, повлияла ли на это текущая непростая экономическая ситуация?
На протяжении 2022-2023 годов Кировским УФАС России принимаются порядка 30 % решений о включении поставщиков в РНП. Безусловно, при рассмотрении материалов заказчиков текущая экономическая ситуация учитывается. Если невозможность исполнения контракта возникла в результате обстоятельств, не зависящих от сторон контракта, может быть принято решение о не включении в РНП.
Приходилось ли рассматривать дела, связанные с форс-мажором? И какова в целом политика антимонопольного органа в ситуациях, когда подрядчик не может исполнить контракт в связи с санкциями или существенным изменением цен на рынке?
– Материалы, связанные с форс-мажорами (обстоятельствами непреодолимой силы), управление рассматривает, но в основном они связаны с включением в реестр недобросовестных поставщиков. Невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая в результате санкций и ограничительных мер, является основа-нием для отказа во включении информации о таком поставщике в реестр. В любом случае при решении вопроса о включении в РНП комиссия Кировского УФАС рассматривает и оценивает информацию и документы, которые представлены сторонами.
Цифровой контракт и «профессиональные жалобщики»
Какие существенные изменения в контрактной системе, важные для бизнес-сообщества, произошли за последнее время?
– Для начала напомню, что создана современная система государственных закупок zakupki.gov.ru, которая позволяет отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта.
Среди последних изменений назову несколько. Так, в октября 2023 года заказчики начали размещать извещения о закупках в структурированном виде, а поставщики – подавать структурированные заявки. С января 2024 года извещение об осуществлении закупки обязательно должно содержать предупреждение об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений.
С апреля 2024 года станет обязательным заключение цифрового контракта, сейчас заключение цифрового контракта является правом. Цифровой контракт – функционал ГИС ЕИС «Закупки» по заключению контракта в структурированном виде по электронным процедурам.
До конца 2024 года продлено право сторон по предложению заказчика увеличить или уменьшить число лекарств, медизделий и расходников по контракту в пределах 30%. Продлено также право заказчиков не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.
Какова в регионе ситуация с так называемыми «профессиональными жалобщиками»? Как на ней отразился тот факт, что с 2024 года УФАС не рассматривает жалобы от лиц, чьи права и законные интересы не могут быть нарушены действиями заказчиков в рамках 44-ФЗ?
– Приведу немного статистики. В 2023 году из рассмотренных нашим управлением 273 жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля в соответствии с законом о контрактной системе 77 жалоб были как раз от так называемых «профессиональных жалобщиков». Из них 10 признаны обоснованными.
С января 2024 года Кировским УФАС России отказано в принятии к рассмотрению по существу двух жалоб от «профессиональных жалобщиков», поскольку права и интересы таких лиц не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки. Считаем, что данная ситуация приведет к сокращению жалоб со стороны таких субъектов.
Картельные сговоры и обращения от губернатора
Что можете сказать о ситуации по региону с нарушением рекламного законодательства? Каковы самые частые?
– В целом по региону наблюдается тенденция снижения количества таких нарушений. Это положительный фактор, он связан в том числе с проведением нашим управлением активной предупредительной работы в целях предотвращения совершения нарушений рекламного законодательства. На регулярной основе проводятся семинары с представителями СМИ и бизнес-сообществом, пресс-конференции, брифинги о результатах работы по выявлению и пресечению нарушений рекламного законодательства, ведется консультирование граждан и организаций по вопросам применения рекламного законодательства.
Из года в год наибольшее количество нарушений выявляется в отношении рекламы, распространяемой по сетям электросвязи в отсутствие согласия абонента на ее получение, а также рекламы финансовых услуг. Еще одно из частных нарушений – отсутствие существенной информации о рекламируемом товаре, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.
Наблюдаются ли в регионе факты картельных сговоров?
– Это нарушение для экономических отношений представляет наибольшую угрозу. Картельным сговором можно считать действия, направленные на заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, например, с целью поддержания цен на одном уровне.
Последние факты картельного сговора на территории Кировской области установлены в 2019 году. Они были связаны с приобретением жилья для детей сирот и ремонтом детского сада. Других не было. Но, как вы знаете, в декабре 2023 года возбуждено дело по признакам картельного сговора в отношении двух производителей яиц.
Если говорить в целом по России, с момента создания в 2008 в Центральном аппарате ФАС России Управления по борьбе с картелями было возбуждено 3349 дел. По ним принято 2742 решения. Сумма наложенных штрафов по статье 14.32 КоАП составила 41,1 млрд руб.
Почему за последнее время в публичное пространство выходит немало сообщений о возбуждении дел в отношении производителей яиц, продавцов топлива? Потому что жалобы поступают к вам активнее или потому что поступают непосредственно от руководства региона?
– Потому что в первую очередь так сложилась конъюнктура рынка: мы замечаем тенденцию к росту цен на эти категории товаров. Кроме того, на протяжении нескольких лет ФАС России и его территориальные органы ведут постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары и топливо на предмет выявления необоснованного повышения цен. Также в территориальные органы направляются поручения ФАС России о проведении проверки обоснованности повышения цен на социально значимые продукты и топливо.
Жалобы, поступающие от главы региона, являются одним из поводов для проведения проверки. При этом они точно также бы рассматривались, если бы поступили от граждан: в этом случае адресат обращения роли не играет. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольные органы возбуждают дела.
Предупреждения вместо штрафов
Часто ли жалобы касаются нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции? И насколько часто изложенные в них факты подтверждаются?
– Таких дел немного. При анализе статистики можно сделать вывод, что небольшое число установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции связано с введением с 1 января 2016 года института предупреждения. Он позволяет не возбуждать антимонопольному органу дела в случае добровольного принятия мер лицом по устранению нарушения.
Так, за 2023 году в Кировское УФАС России поступило 30 заявлений относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции. Выдано 6 предупреждений, из них 5 исполнено, 1 в стадии исполнения. Было рассмотрено 3 дела, рассмотрение всех прекращено: по 2 ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, по 1 – в связи с исполнением выданного в ходе дела предупреждения.
Как часто фиксируете факты заключения антиконкурентных соглашений между органами власти и хозяйствующими субъектами?
– Нечасто. В 2022 году признано два факта. В 2023-ом – один: в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и индивидуального предпринимателя. Речь о заключении договора купли-продажи лесоматериалов без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции на рынке оптовой торговли лесоматериалами в границах Кировской области. Сумма договора превысила 3,9 млн рублей.
Насколько часто (и в каких случаях) при рассмотрении дел УФАС применяет такую меру как предупреждение вместо штрафа?
– По итогам 2023 года за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе № 44-ФЗ, о закупках № 223-ФЗ, а также рекламного законодательства всего было возбуждено 345 административных дел. По ним вынесено 133 предупреждения, что составляет 39 % от общего количества. Наибольшее их количество – 116 – вынесено в отношении должностных лиц за нарушения законодательства о контрактной системе № 44-ФЗ.
9 марта исполнилось 20-лет со дня создания ФАС России. В чем роль этого института сегодня?
Об этом сказал Михаил Владимирович Мишустин на встрече с руководителем ФАС России Максимом Алексеевичем Шаскольским. Он отметил, что ФАС – это ведомство, которое фактически имеет все необходимые инструменты для мониторинга, в том числе реагирования на возможные варианты необоснованного повышения цен на социально значимые товары. Назвал это очень важной функцией и задачей, особенно в условиях санкционных ограничений. Михаил Владимирович подчеркнул, что «от вашей системной работы зависит напрямую благополучие наших граждан».
Приоритетными обозначил три направления. Первое – лекарства, особенно жизненно важные. Второе направление – продукты. Третье – стройматериалы, «поскольку здесь повышение цен может негативно сказаться на темпах возводимого жилья. Это волнует практически всех, кто собирается приобретать новое жилье либо делает ремонты».
«Видим, что многие крупные торговые сети ведут себя ответственно и не повышают цены на социально значимые товары. Считаю, что это очень правильно. Безусловно, такую практику нужно не просто поощрять, а ещё и активно развивать и распространять в наших регионах», – отметил также Председатель Правительства РФ.
В зоне особого внимания службы отметил и тарифное регулирование.
А если тезисно обозначить, что такое ФАС, это:
1.Реализация мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых товарных рынков в новых экономических условиях.
2.Обеспечение реализации Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы.
3. Совершенствование антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики.
4. Продолжение практики долгосрочного тарифного регулирования на основе принципов прозрачности и предсказуемости изменения тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
5.Совершенствование законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), основанное на принципах цифровизации, долгосрочности, эталонизации и экономической обоснованности тарифов.
6.Эффективная реализация мер, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, с применением цифровых инструментов, а также выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере реализации национальных проектов.
7.Создание эффективных механизмов пресечения трансграничных нарушений антимонопольного законодательства и рассмотрения глобальных сделок экономической концентрации в целях обеспечения бесперебойного функционирования рынков и критически важной инфраструктуры Российской Федерации в современных условиях.
8.Совершенствование контроля в сфере государственных закупок и закупок отдельных видов юридических лиц в целях повышения благоприятной среды для участников отношений.
9.Обеспечение законности и баланса интересов участников в сфере государственного оборонного заказа.
10.Внедрение принципов клиентоцентричности в деятельность ФАС России.
О политике, попытках давления и возвращении в регион
Насколько работа антимонопольной службы тесно связана с политикой?
– Политика – это одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства, общественные институты и отдельные люди реализуют свои цели и интересы, используя возможности власти. Если учитывать тот факт, что антимонопольная служба является ведомством, созданным для реализации функций государства, связанных с защитой добросовестной конкуренции и ограничением монополистической деятельности, то напрашивается вывод о том, что служба по своей сути является одним из инструментов, реализующих политику государства в сфере экономики. Поэтому взаимосвязь между политикой и собственно работой антимонопольной службы очень тесная.
Лично вы в антимонопольных органах служите с января 2005 года. Почему решили связать свою жизнь именно с этим направлением?
– В службу я пришел совершенно случайно. Около 19 лет назад меня сократили, занялся поиском нового рабочего места. В этот момент до меня дошла информация, что в Кировское УФАС России требуются юристы. Пришел на собеседование и был принят на должность специалиста 1 категории. С тех пор и служу в ФАС России.
Вы с отличием окончили МГЭИ, затем неоднократно проходили различные обучающие программы по разным профилям. Означает ли это, что руководитель любого ранга по факту постоянный студент?
– Наверное, можно и так сказать. Всё течет, всё изменяется, меняемся мы, меняется общество, жизнь, экономика. И для того чтобы соответствовать современным реалиям, приходится постоянно повышать свой профессиональный уровень, то есть учиться, осваивать новые навыки.
Какой вы руководитель?
– Требовательный. Считаю, что любая поставленная задача должна выполняться точно и в срок. При этом всегда готов выслушать подчиненного и постараться помочь в решении той или иной задачи.
Что больше всего цените в сотрудниках?
– Ответственность, профессионализм, умение решать подчас невыполнимые задачи творчески.
Как в целом ситуация с кадрами?
– Небольшой дефицит кадров в настоящий момент, конечно, есть, но в целом хотелось бы верить, что времена так называемой «текучести» кадров прошли.
Пытались ли когда-либо на вас оказать политическое давление? Возможно, были попытки дать вам взятку? И какова ваша личная позиция и позиция как руководителя УФАС на подобные ситуации?
– Попытки оказать политическое давление, конечно, были. Однако лично моя позиция и позиция службы в целом отличается своей независимостью и основана исключительно на законе. Поэтому решения по тем или иным вопросам принимаются в четком соответствии с действующим законодательством.
Что касаемо взяток, то лично мне предлагать, зная мою принципиальную позицию, пока никто не решился. Хотя мне доподлинно известны случаи с моими сотрудниками, которым неоднократно предлагалось «обсудить вопросы в непринужденной обстановке». Такие случаи пресекаются нами на корню. Личное отношение как человека, так и руководителя к мздоимству и коррупции в целом крайне отрицательное.
Отличается ли чем-то кардинально работа на посту главы руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России и Кировского? Вопросы в целом одинаковые либо все-таки зависят от специфики региона?
– Конечно, отличается: на родине теплее. А если серьезно, то существенных различий в решении вопросов, поставленных перед службой, я не заметил. Конечно, есть своя региональная специфика, которая прежде всего влияет на интенсивность подачи обращений в какой-либо из сфер, подпадающей под антимонопольное регулирование.
Вы уроженец Кировской области. Вернуться на родину – для вас что?
– Для меня это вернуться и жить вместе с семьей. Чувствовать то, что ты дома, а не в долгой командировке.
Вас уговаривали или сразу сказали «да»? И почему всё-таки согласились занять пост главы Кировского УФАС?
– После предложения долго не думал, почти сразу согласился. А согласился потому, что хотел попробовать себя в новом качестве руководителя Кировского УФАС России, в которое я пришел более 19 лет назад простым рядовым сотрудником.
ДОСЬЕ
Рогожкин Андрей Геннадьевич, руководитель Кировского УФАС России.
Родился: 22 апреля 1977 года в с. Калинино Малмыжского района Кировской области.
1995 -1997 гг. – служба в Вооруженных Силах РФ.
Образование: высшее, в 2002 году с отличием окончил МГЭИ (квалификация «юрист», специальность «юриспруденция»).
Неоднократно повышал квалификацию по следующим темам и программам: «Государственное и муниципальное управление», «Государственная служба: правовое и организационное обеспечение», «Управление государственными и муниципальными закупками», «Теория конкурентного права», «Совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства», «Процессное управление в контрольно-надзорном органе».
В антимонопольных органах служит с января 2005 года.
С 14 ноября 2016 г. – и.о. руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России,
с 9 января 2017 г. – руководитель УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу,
с 17 апреля 2023 г. – руководитель Кировского УФАС России.
Женат, воспитывает дочь
«Материалы, связанные с форс-мажорами, управление рассматривает, но в основном они связаны с включением в реестр недобросовестных поставщиков».
Андрей Геннадьевич, если тезисно: что входит в полномочия Кировского УФАС России как территориального подразделения федеральной антимонопольной службы, и изменился ли перечень этих полномочий за последнее время?
– Если коротко, то в полномочия нашего управления входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти субъекта и местного самоуправления, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С 2024 года перечень полномочий территориальных антимонопольных органов расширился: добавилось проведение проверок в отношении органов тарифного регулирования. На территории Кировской области таким органом является Региональная служба по тарифам.
Какие нарушения чаще всего фиксируются в сфере законодательства о контрактной системе? На ваш взгляд, почему они происходят?
– Из практики работы Кировского УФАС по результатам проведения контрольных мероприятий в этом направлении у заказчиков выявлялись нарушения при формировании извещения о закупках. Например, применение ими неактуального законодательства, нарушения при описании объекта закупки –установление несоответствующих характеристик товара, при закупке лекарственных средств указывались не все эквивалентные формы. Также выявлялись нарушения в действиях комиссий по рассмотрению заявок при неправомерном отклонении или необоснованном допуске заявок участников закупок.
Основные причины таких нарушений – недостаточный уровень знаний и компетенций у заказчиков, так как подготовка документов по закупке и принятие решений комиссиями требует компетентности в вопросах законодательства о контрактной системе. Влияет и текучесть кадров.
Какова динамика включения участников торгов в реестр недобросовестных поставщиков? На ваш взгляд, повлияла ли на это текущая непростая экономическая ситуация?
На протяжении 2022-2023 годов Кировским УФАС России принимаются порядка 30 % решений о включении поставщиков в РНП. Безусловно, при рассмотрении материалов заказчиков текущая экономическая ситуация учитывается. Если невозможность исполнения контракта возникла в результате обстоятельств, не зависящих от сторон контракта, может быть принято решение о не включении в РНП.
Приходилось ли рассматривать дела, связанные с форс-мажором? И какова в целом политика антимонопольного органа в ситуациях, когда подрядчик не может исполнить контракт в связи с санкциями или существенным изменением цен на рынке?
– Материалы, связанные с форс-мажорами (обстоятельствами непреодолимой силы), управление рассматривает, но в основном они связаны с включением в реестр недобросовестных поставщиков. Невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая в результате санкций и ограничительных мер, является основа-нием для отказа во включении информации о таком поставщике в реестр. В любом случае при решении вопроса о включении в РНП комиссия Кировского УФАС рассматривает и оценивает информацию и документы, которые представлены сторонами.
Цифровой контракт и «профессиональные жалобщики»
Какие существенные изменения в контрактной системе, важные для бизнес-сообщества, произошли за последнее время?
– Для начала напомню, что создана современная система государственных закупок zakupki.gov.ru, которая позволяет отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта.
Среди последних изменений назову несколько. Так, в октября 2023 года заказчики начали размещать извещения о закупках в структурированном виде, а поставщики – подавать структурированные заявки. С января 2024 года извещение об осуществлении закупки обязательно должно содержать предупреждение об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений.
С апреля 2024 года станет обязательным заключение цифрового контракта, сейчас заключение цифрового контракта является правом. Цифровой контракт – функционал ГИС ЕИС «Закупки» по заключению контракта в структурированном виде по электронным процедурам.
До конца 2024 года продлено право сторон по предложению заказчика увеличить или уменьшить число лекарств, медизделий и расходников по контракту в пределах 30%. Продлено также право заказчиков не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.
Какова в регионе ситуация с так называемыми «профессиональными жалобщиками»? Как на ней отразился тот факт, что с 2024 года УФАС не рассматривает жалобы от лиц, чьи права и законные интересы не могут быть нарушены действиями заказчиков в рамках 44-ФЗ?
– Приведу немного статистики. В 2023 году из рассмотренных нашим управлением 273 жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля в соответствии с законом о контрактной системе 77 жалоб были как раз от так называемых «профессиональных жалобщиков». Из них 10 признаны обоснованными.
С января 2024 года Кировским УФАС России отказано в принятии к рассмотрению по существу двух жалоб от «профессиональных жалобщиков», поскольку права и интересы таких лиц не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки. Считаем, что данная ситуация приведет к сокращению жалоб со стороны таких субъектов.
Картельные сговоры и обращения от губернатора
Что можете сказать о ситуации по региону с нарушением рекламного законодательства? Каковы самые частые?
– В целом по региону наблюдается тенденция снижения количества таких нарушений. Это положительный фактор, он связан в том числе с проведением нашим управлением активной предупредительной работы в целях предотвращения совершения нарушений рекламного законодательства. На регулярной основе проводятся семинары с представителями СМИ и бизнес-сообществом, пресс-конференции, брифинги о результатах работы по выявлению и пресечению нарушений рекламного законодательства, ведется консультирование граждан и организаций по вопросам применения рекламного законодательства.
Из года в год наибольшее количество нарушений выявляется в отношении рекламы, распространяемой по сетям электросвязи в отсутствие согласия абонента на ее получение, а также рекламы финансовых услуг. Еще одно из частных нарушений – отсутствие существенной информации о рекламируемом товаре, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.
Наблюдаются ли в регионе факты картельных сговоров?
– Это нарушение для экономических отношений представляет наибольшую угрозу. Картельным сговором можно считать действия, направленные на заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, например, с целью поддержания цен на одном уровне.
Последние факты картельного сговора на территории Кировской области установлены в 2019 году. Они были связаны с приобретением жилья для детей сирот и ремонтом детского сада. Других не было. Но, как вы знаете, в декабре 2023 года возбуждено дело по признакам картельного сговора в отношении двух производителей яиц.
Если говорить в целом по России, с момента создания в 2008 в Центральном аппарате ФАС России Управления по борьбе с картелями было возбуждено 3349 дел. По ним принято 2742 решения. Сумма наложенных штрафов по статье 14.32 КоАП составила 41,1 млрд руб.
Почему за последнее время в публичное пространство выходит немало сообщений о возбуждении дел в отношении производителей яиц, продавцов топлива? Потому что жалобы поступают к вам активнее или потому что поступают непосредственно от руководства региона?
– Потому что в первую очередь так сложилась конъюнктура рынка: мы замечаем тенденцию к росту цен на эти категории товаров. Кроме того, на протяжении нескольких лет ФАС России и его территориальные органы ведут постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары и топливо на предмет выявления необоснованного повышения цен. Также в территориальные органы направляются поручения ФАС России о проведении проверки обоснованности повышения цен на социально значимые продукты и топливо.
Жалобы, поступающие от главы региона, являются одним из поводов для проведения проверки. При этом они точно также бы рассматривались, если бы поступили от граждан: в этом случае адресат обращения роли не играет. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольные органы возбуждают дела.
Предупреждения вместо штрафов
Часто ли жалобы касаются нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции? И насколько часто изложенные в них факты подтверждаются?
– Таких дел немного. При анализе статистики можно сделать вывод, что небольшое число установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции связано с введением с 1 января 2016 года института предупреждения. Он позволяет не возбуждать антимонопольному органу дела в случае добровольного принятия мер лицом по устранению нарушения.
Так, за 2023 году в Кировское УФАС России поступило 30 заявлений относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции. Выдано 6 предупреждений, из них 5 исполнено, 1 в стадии исполнения. Было рассмотрено 3 дела, рассмотрение всех прекращено: по 2 ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, по 1 – в связи с исполнением выданного в ходе дела предупреждения.
Как часто фиксируете факты заключения антиконкурентных соглашений между органами власти и хозяйствующими субъектами?
– Нечасто. В 2022 году признано два факта. В 2023-ом – один: в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и индивидуального предпринимателя. Речь о заключении договора купли-продажи лесоматериалов без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции на рынке оптовой торговли лесоматериалами в границах Кировской области. Сумма договора превысила 3,9 млн рублей.
Насколько часто (и в каких случаях) при рассмотрении дел УФАС применяет такую меру как предупреждение вместо штрафа?
– По итогам 2023 года за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе № 44-ФЗ, о закупках № 223-ФЗ, а также рекламного законодательства всего было возбуждено 345 административных дел. По ним вынесено 133 предупреждения, что составляет 39 % от общего количества. Наибольшее их количество – 116 – вынесено в отношении должностных лиц за нарушения законодательства о контрактной системе № 44-ФЗ.
9 марта исполнилось 20-лет со дня создания ФАС России. В чем роль этого института сегодня?
Об этом сказал Михаил Владимирович Мишустин на встрече с руководителем ФАС России Максимом Алексеевичем Шаскольским. Он отметил, что ФАС – это ведомство, которое фактически имеет все необходимые инструменты для мониторинга, в том числе реагирования на возможные варианты необоснованного повышения цен на социально значимые товары. Назвал это очень важной функцией и задачей, особенно в условиях санкционных ограничений. Михаил Владимирович подчеркнул, что «от вашей системной работы зависит напрямую благополучие наших граждан».
Приоритетными обозначил три направления. Первое – лекарства, особенно жизненно важные. Второе направление – продукты. Третье – стройматериалы, «поскольку здесь повышение цен может негативно сказаться на темпах возводимого жилья. Это волнует практически всех, кто собирается приобретать новое жилье либо делает ремонты».
«Видим, что многие крупные торговые сети ведут себя ответственно и не повышают цены на социально значимые товары. Считаю, что это очень правильно. Безусловно, такую практику нужно не просто поощрять, а ещё и активно развивать и распространять в наших регионах», – отметил также Председатель Правительства РФ.
В зоне особого внимания службы отметил и тарифное регулирование.
А если тезисно обозначить, что такое ФАС, это:
1.Реализация мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых товарных рынков в новых экономических условиях.
2.Обеспечение реализации Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы.
3. Совершенствование антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики.
4. Продолжение практики долгосрочного тарифного регулирования на основе принципов прозрачности и предсказуемости изменения тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
5.Совершенствование законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), основанное на принципах цифровизации, долгосрочности, эталонизации и экономической обоснованности тарифов.
6.Эффективная реализация мер, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, с применением цифровых инструментов, а также выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере реализации национальных проектов.
7.Создание эффективных механизмов пресечения трансграничных нарушений антимонопольного законодательства и рассмотрения глобальных сделок экономической концентрации в целях обеспечения бесперебойного функционирования рынков и критически важной инфраструктуры Российской Федерации в современных условиях.
8.Совершенствование контроля в сфере государственных закупок и закупок отдельных видов юридических лиц в целях повышения благоприятной среды для участников отношений.
9.Обеспечение законности и баланса интересов участников в сфере государственного оборонного заказа.
10.Внедрение принципов клиентоцентричности в деятельность ФАС России.
О политике, попытках давления и возвращении в регион
Насколько работа антимонопольной службы тесно связана с политикой?
– Политика – это одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства, общественные институты и отдельные люди реализуют свои цели и интересы, используя возможности власти. Если учитывать тот факт, что антимонопольная служба является ведомством, созданным для реализации функций государства, связанных с защитой добросовестной конкуренции и ограничением монополистической деятельности, то напрашивается вывод о том, что служба по своей сути является одним из инструментов, реализующих политику государства в сфере экономики. Поэтому взаимосвязь между политикой и собственно работой антимонопольной службы очень тесная.
Лично вы в антимонопольных органах служите с января 2005 года. Почему решили связать свою жизнь именно с этим направлением?
– В службу я пришел совершенно случайно. Около 19 лет назад меня сократили, занялся поиском нового рабочего места. В этот момент до меня дошла информация, что в Кировское УФАС России требуются юристы. Пришел на собеседование и был принят на должность специалиста 1 категории. С тех пор и служу в ФАС России.
Вы с отличием окончили МГЭИ, затем неоднократно проходили различные обучающие программы по разным профилям. Означает ли это, что руководитель любого ранга по факту постоянный студент?
– Наверное, можно и так сказать. Всё течет, всё изменяется, меняемся мы, меняется общество, жизнь, экономика. И для того чтобы соответствовать современным реалиям, приходится постоянно повышать свой профессиональный уровень, то есть учиться, осваивать новые навыки.
Какой вы руководитель?
– Требовательный. Считаю, что любая поставленная задача должна выполняться точно и в срок. При этом всегда готов выслушать подчиненного и постараться помочь в решении той или иной задачи.
Что больше всего цените в сотрудниках?
– Ответственность, профессионализм, умение решать подчас невыполнимые задачи творчески.
Как в целом ситуация с кадрами?
– Небольшой дефицит кадров в настоящий момент, конечно, есть, но в целом хотелось бы верить, что времена так называемой «текучести» кадров прошли.
Пытались ли когда-либо на вас оказать политическое давление? Возможно, были попытки дать вам взятку? И какова ваша личная позиция и позиция как руководителя УФАС на подобные ситуации?
– Попытки оказать политическое давление, конечно, были. Однако лично моя позиция и позиция службы в целом отличается своей независимостью и основана исключительно на законе. Поэтому решения по тем или иным вопросам принимаются в четком соответствии с действующим законодательством.
Что касаемо взяток, то лично мне предлагать, зная мою принципиальную позицию, пока никто не решился. Хотя мне доподлинно известны случаи с моими сотрудниками, которым неоднократно предлагалось «обсудить вопросы в непринужденной обстановке». Такие случаи пресекаются нами на корню. Личное отношение как человека, так и руководителя к мздоимству и коррупции в целом крайне отрицательное.
Отличается ли чем-то кардинально работа на посту главы руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России и Кировского? Вопросы в целом одинаковые либо все-таки зависят от специфики региона?
– Конечно, отличается: на родине теплее. А если серьезно, то существенных различий в решении вопросов, поставленных перед службой, я не заметил. Конечно, есть своя региональная специфика, которая прежде всего влияет на интенсивность подачи обращений в какой-либо из сфер, подпадающей под антимонопольное регулирование.
Вы уроженец Кировской области. Вернуться на родину – для вас что?
– Для меня это вернуться и жить вместе с семьей. Чувствовать то, что ты дома, а не в долгой командировке.
Вас уговаривали или сразу сказали «да»? И почему всё-таки согласились занять пост главы Кировского УФАС?
– После предложения долго не думал, почти сразу согласился. А согласился потому, что хотел попробовать себя в новом качестве руководителя Кировского УФАС России, в которое я пришел более 19 лет назад простым рядовым сотрудником.
ДОСЬЕ
Рогожкин Андрей Геннадьевич, руководитель Кировского УФАС России.
Родился: 22 апреля 1977 года в с. Калинино Малмыжского района Кировской области.
1995 -1997 гг. – служба в Вооруженных Силах РФ.
Образование: высшее, в 2002 году с отличием окончил МГЭИ (квалификация «юрист», специальность «юриспруденция»).
Неоднократно повышал квалификацию по следующим темам и программам: «Государственное и муниципальное управление», «Государственная служба: правовое и организационное обеспечение», «Управление государственными и муниципальными закупками», «Теория конкурентного права», «Совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства», «Процессное управление в контрольно-надзорном органе».
В антимонопольных органах служит с января 2005 года.
С 14 ноября 2016 г. – и.о. руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России,
с 9 января 2017 г. – руководитель УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу,
с 17 апреля 2023 г. – руководитель Кировского УФАС России.
Женат, воспитывает дочь
«Материалы, связанные с форс-мажорами, управление рассматривает, но в основном они связаны с включением в реестр недобросовестных поставщиков».