«Узкие места» областного бюджета
485
0
В среду, накануне пленарного заседания ОЗС, бюджетный комитет заслушал законопроект об исполнении облбюджета за 2017 год. В своем выступлении глава КСП Юрий Лаптев сообщил, что нареканий со стороны его ведомства нет.
- Подтверждаем достоверность бюджетной отчетности, отмечаем рост доходной части, некоторый рост расходной. Стабилизировался государственный долг и сократились расходы не его обслуживание (подробнее об этом на комиссии рассказала министр финансов Лариса Маковеева, - прим. Bnkirov.ru). В целом будем поддерживать законопроект, - сообщил накануне «пленарки» Юрий Лаптев.
При этом дал депутатам целый ряд рекомендаций, какие необходимо учесть при исполнении облбюджета — 2018.
Контроль заканчивается в районах
Первая касается госпрограмм. Среднее использование средств, выделенных в рамках госпрограмм, составляет 98%, но по 3 программам деньги не использованы в полном объеме. Сюда входят госпрограммы, связанные с развитием культуры (не освоено 52 млн рублей), транспортной системы (219 млн рублей). По госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем..» 362 млн рублей были сняты со строительства водовода в Куменском районе и не освоены средства, выделенные на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
- По нашему мнение, среди основных причин - низкий уровень администрирования госпрограмм со стороны министерств правительства. На наш взгляд, администрирование в некоторых случаях заканчивается в тот момент, когда деньги отправляются в районы. Дальше сопровождения, к сожалению, нет. Это некачественное исполнение своих обязательств подрядчиками, неготовность муниципальных образований осваивать деньги, которые областной бюджет выделяет, - прокомментировал Юрий Лаптев.
Нет стратегии развития
Обратил внимание и на выполнение целевых показателей госпрограмм: из 22 в полном объеме они выполнены только по 8. На протяжение ряда последних лет мы постоянно говорим о том, что по многим государственным программам целевые показатели не привязаны к мероприятиям, не учитывают объемы финансирования. Вовремя не корректируются как показатели, так и сами программы, подчеркнул глава КСП.
- В 2020 году завершается реализация практически всех госпрограмм Кировской области, и к началу формирования областного бюджета на следующую «трехлетку» (2019-2021 годы) уже в текущем году у нас должна быть завершена работа по формированию новых программ либо внесены изменения в действующие. И все эти госпрограммы должны быть привязаны к стратегии развития Кировской области, которой сегодня фактически нет, потому что она не актуализируется несколько лет подряд, - сказал Лаптев.
Нецелевой характер
Акцентировал внимание на выполнение условий отраслевых соглашений, которые заключаются между правительством Кировской области и отраслевыми министерствами РФ, и, соответственно, между областью и муниципалитетами. Проверки, которые КСП проводила в прошлом году, свидетельствуют о наличии достаточно большого количества нарушений, связанных с отсутствием централизации закупок, нарушением сроков реализации мероприятий, невыполнением предусмотренных в соглашениях показателей.
- Все это ведет к тому, что деньги приходится возвращать в связи с невыполнением условий соглашений либо они не поступают в бюджет. Например, в прошлом году мы неоднократно говорили, что выделенные средства по заключенным соглашениям на текущий ремонт фактически используются на работы капитального характера. Это является нецелевым использованием этих денег и влечет их возврат. Хотя тратятся они, безусловно, на благие цели. Но при этом работы проводятся с нарушением градостроительного законодательства, что влечет дальнейшие проблемы по эксплуатации объектов, - прокомментировал Юрий Николаевич.
На 40% выше рыночной
Остановился на необходимости совершенствовать закупочную деятельность. - 15,3% млрд рублей областного бюджета в прошлом году использовано как раз через закупки. Фактически третья его часть, подчеркнул глава ведомства.
- Особое внимание хочу обратить на то, что в прошлом году сложилась повсеместная практика дробления закупок, которые осуществляются у единого поставщика. Формально нарушений закона нет, но потери бюджета очевидны. Порой превышение итоговой цены достигает до 40% от рыночной. Такой факт был выявлен, - сказал глава КСП.
Неоднократно аудиторы обращали внимание на неэффективность расходов бюджета, которые идут на приобретение зданий для государственых нужд вместо их строительства.
- Все это осуществляется, как правило, на неконкурентной основе, у единственного поставщика. В ходе эксплуатации возникают вопросы к качеству, к завышению цены, и так далее, - пояснил выступающий.
Сальдо ушло в минус
Еще один резерв использования и повышения эффективности расходов —имущество и земли. Это касается всех уровней, особенно муниципального. Практически в ходе каждой проверки КСП выявляет значительную часть имущества, которое не зарегистрировано, и таким образом бюджет теряет возможность получать дополнительные доходы. Выявляют аудиторы нарушения, связанные с передачей имущества в безвозмездное пользование.
- Я бы еще обратил внимание на то, что можно больше отдачи в бюджет получать от деятельности акционерных обществ с областным участием. Один пример: сальдо прибылей и убытков унитарных предприятий по итогам 2016 года составляло 181 млн рублей, а по итогам 2017 года — минус 140 млн рублей. По нашему мнению, здесь надо повышать требовательность ответственных органов исполнительной власти отраслевой компетенции, - прокомментировал Юрий Лаптев.
Обращаясь к депутатам бюджетного комитета, он подчеркнул: надеемся, что в этом году будут учтены озвученные замечания.
- Надеемся, что будут учтены и замечания, которые мы высказывали в ходе анализа исполнения бюджета в течение прошлого года, - резюмировал Юрий Лаптев.
К слову, сегодня на пленарке депутаты одобрили исполнение областного бюджета за 2017 год.