Запас прочности
Сергей Татаринов

Запас прочности

400 0

Для страховщиков наступили, пожалуй, не самые легкие времена. К непредсказуемости российских законодателей, перманентно подкидывающих очередную головную боль в виде обещаний то отменить обязательное страхование, то продлить срок действия полиса ОСАГО до 5 лет, добавилась еще одна - сменился мегарегулятор. Центробанк предъявляет высокие требования к составу и качеству активов страховых компаний.

Однако, по мнению Сергей Татаринова, директора Кировского филиала ОАО "ГСК  «Югория», компаниям с хорошим запасом прочности коллапс не грозит. Напрягает лишь непонимание законодателями реальных проблем на страховом рынке страны.

Изменить сознание
 
Предлагаю начать с актуального. С последнего предложения Дмитрия Медведева об обязательном страховании жилья. Как ни странно, страховщики расходятся во мнении по поводу того, нужно ли это делать...
 
- Смысл предложения Дмитрия Медведева понятен - переложить бремя затрат на восстановление пострадавшего от стихийных бедствий имущества граждан с государства на страховые компании. Так происходит во многих странах мира.
 
Для того, чтобы это предложение внедрить, нужно изменить сознание людей. Мы все прекрасно понимаем, что страховая культура в России низка. Люди воспримут это в качестве очередного бремени, которое заставляет нести государство. Далеко не все понимают, что имущество все-таки нужно страховать. А некоторые просто не имеют возможности это сделать.
 
Во-вторых, для реализации предложения премьер-министра нужно менять законодательство. А это процесс длительный.
 
В России есть регионы, которые страдают от различных катаклизмов чаще других.  Например, сегодня топит Дальний Восток. Согласитесь, нет никакой гарантии, что это не повторится в ближайшие годы. В Забайкалье практически ежегодно происходят лесные пожары на большой площади. Или недавние события в Краснодарском крае. Примеры можно продолжать.
 
И если государство действительно решило помочь людям и, прежде всего, владельцам индивидуальных жилых домов, я вижу решение проблемы следующим образом. На первом этапе необходимо определить регионы, которые наиболее всего подвержены нашествию стихии. Организовать среди их жителей полномасштабную разъяснительную работу. Принять законы, позволяющие компенсировать владельцам жилья 50% затрат на страхование недвижимости и находящегося в нем домашнего имущества. Поверьте, эти затраты государства несоизмеримы с теми деньгами, которые выделяются сегодня на ликвидацию наводнения на Дальнем Востоке. При улучшении положения в экономике страны подобную практику можно будет распространить на все регионы.
 
- Люди стали ответственнее?
 
- Позитивные сдвиги есть. В качестве примера приведу наш филиал: в этом году у нас втрое увеличился объем страхования имущества физических лиц. Почему? Люди почувствовали на себе реальные потери от ураганов, пожаров и пр. Только в этом году мы выплатили более 7 млн рублей за сгоревшее имущество.
Люди учатся считать деньги. Дом стоит, например, 700 тысяч рублей. Страховой тариф получается где-то 0,5%. Это 3500 рублей. А если государство возьмет хотя бы половину этого взноса на себя, то сумма сократится до 1750 рублей, и человек точно застрахует своё имущество. Это ведь не такие большие деньги и для страхователя и для государства.
 
И вторая сторона вопроса, человек, имеющий договор страхования, при наступлении страхового случая получает денежные средства от страховой компании на свой счёт и не зависит от чиновников или других посредников.
 
Или, вот, Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Полгода назад в Кирове упал кран, а люди до сих пор не могут восстановить квартиры, найти «концы», собрать документы. В итоге, кто-то встречает зиму на съемной квартире. Хотя, по уму, восстановить квартиру - это неделя-две работы при добросовестной работе как строительной, так и страховой компании.
 
Поэтому я уверен, что государству не нужно вводить новые обязательные виды страхования. Задача государства - жестко контролировать исполнение уже принятых законов, научить людей думать и считать. Остальное дело за нами. Вообще, страховой бизнес — это один из самых сложных видов бизнеса. Здесь нужно быть и экономистом, и психологом, и финансистом, и юристом, и метеорологом, и Бог еще знает, кем.
 
- А как же стереотипы про «русский авось» и русский менталитет?
 
- Они имеют под собой основания. В одной из песен Александра Новикова есть слова: «а отдыхать мы можем и не хуже, а вкалывать пока что нет». Мы действительно еще не до конца отвыкли от социализма и очень надеемся на помощь государства. А еще у нас — «ручное» управление, то есть проблема решается не в силу закона, не в силу конкретного исполнителя, а после вмешательства и указаний одного из первых лиц государства.
В Крымске в июле 2012 года произошло наводнение. И до сих пор, кстати, непонятно, сколько всего пострадало имущества и сколько погибло человек. Там ведь не только дома пострадали, но и автомобили, другое имущество, большая часть которого не была застрахована. Однако наш многоуважаемый глава государства обращается к страховщикам и говорит «дайте денег, заплатите людям». Страховые компании в недоумении: так, ведь они не страховали, на каком основании мы будем платить? Откуда брать деньги?
 
- Ситуация с ОСАГО, я полагаю, Вас тоже не радует?
 
- Да. Говорил уже об этом много раз и еще раз скажу: закон об ОСАГО был один из самых лучших в свое время. Его писали грамотные специалисты, которые просчитали методику применения, распределили обязанности, определили контроль. Например, там было прописано, что до конца 2004 года Минтрансу необходимо создать единую методику расчета убытков, которой могли бы пользоваться все страховые компании и независимые эксперты. Если бы это тогда было сделано, такого бардака, как сейчас, не было бы.
 
Этой методики до сих пор нет. И ее отсутствие создало целые мошеннические схемы вокруг страховых компаний, когда всевозможные юристы и правозащитники, которых сейчас в стране пруд пруди, работают чаще не в интересах клиента, а в своих собственных.
Также перед Минтрансом стояла задача подготовить 10 тысяч экспертов-трассологов, которые смогли бы определять с большой достоверность истинную картину и обстоятельства ДТП. Этого тоже не было сделано.
 
Сейчас перед страховым сообществом стоит задача пройти проверку на прочность: страховые компании перешли под контроль Центробанка РФ. А госпожа Набиуллина — это серьезный человек, который спуску никому не даст. И мы в ближайший год ожидаем такого «закручивания гаек», какого еще никогда не было. Больше никаких неликвидных активов: только реальные деньги, реальные ценные бумаги, реальное имущество...
 
- А утеря товарной стоимости?
 
- Что такое «утеря товарной стоимости»? Ребенок во дворе нечаянно поцарапал ручкой от велосипеда крыло вашего автомобиля, получилась вмятина, скол лакокрасочного покрытия. На СТО устранили повреждение. Сейчас большинство автосервисов работают на современном оборудовании, с хорошими материалами и проводят высококачественный ремонт. Качества автомобиля, как средства передвижения, его внешний вид при этом пострадали или нет?
 
- Нет.
 
- То есть, автомобиль остался автомобилем. И даже внешний вид у него не изменился.
 
Вы, конечно, потеряете, когда будете машину продавать. Покупатель заметит следы ремонта и предложит снизить цену. Но в таком случае, утрата товарной стоимости — это упущенная выгода (по ней, кстати, тоже единой методики расчета нет), вы недополучили какую-то сумму при продаже. Но если человек в течение года (налоговый период) машину не продал — это, получается, его дополнительный доход, который он получил со страховой компании. И он должен, вообще-то, платить с него налоги.
 
- Как-то совсем все печально.
 
- Вовсе нет. Просто до сих пор нет порядка в страховом бизнесе. По большому счету, работаем по закону 1992 года. Да, в него вносились поправки, но сам закон принципиально не менялся. Сейчас нужно пересматривать вообще все: Федеральный закон, Гражданский кодекс, подзаконные акты, разрабатывать и принимать стратегию развития страхового рынка России... Время уже давно пришло.
 
- Может, тогда вообще отменить обязательное страхование?
 
- Минфин предлагал не отменить, а сделать вмененное ОСАГО, если Вы об их инициативе.
 
Вообще, особенность работы по ОСАГО: первые годы набираешь портфель, страховых выплат немного. А вот на третий-четвертый год выплаты тебя «догоняют», и это всегда самый тяжелый год в работе страховых компаний. И вот, представьте, все работают по тарифу 3300 рублей, а придет кто-нибудь, кому главное собрать деньги и сделает тариф 2500 рублей. Русские халяву любят (к примеру, прошлогодняя продажа талонов ТО одной известной страховой компанией) и многие далеко вперед не смотрят. А примеров внезапного ухода страховых компаний с рынка десятки. В итоге, приобретшие «дешёвый» полис ОСАГО, остаются ни с чем.
 
И самое главное, кто потом будет нести за это ответственность?
 
Как у нас государство — берет и резко повышает налоги с предпринимателей. Люди только привыкли, начали платить эти 26%, чиновники берут и повышают налог до 35%. Что делает предприниматель? Он же не будет бизнес закрывать. Он начинает снова платить зарплату «в конвертах». Государство теряет налоги. Проходит год и власть говорит: Да, это была ошибка, надо все обратно вернуть. И никто ни за что не отвечает. А кто это придумал год назад? Кто предложил? Кто подписал?..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-  Тогда другой вопрос: что тогда нужно в России страховать в обязательном порядке?
 
- В первую очередь, опасные производственные объекты. Потому что износ основных средств в стране огромный. К примеру, гидроэлектростанции не ремонтировались годами. Саяно-Шушенская ГЭС всем это показала. А таких у нас отнюдь не она одна.
 
Очень актуально страхование ответственности перевозчиков.
 
ОСАГО отменять тоже ни в коем случае нельзя. Нам просто нужно совершенствовать то, что есть. Или хотя бы выполнять до конца то, что заложено в законе. Ну и, плюс, не будем забывать, что многие страховые компании живут за счет обязательных видов страхования.
 
Страховая случайность
 
- В одном из своих интервью Вы говорили о том, что «если желаешь работать и зарабатывать в Кирове, то это возможно», и о том, что Ваши сыновья остались здесь. Это патриотизм?
 
- Наверное да. Чем старше становлюсь, тем больше люблю Россию.
 
Я построил дом в пригороде Кирова, в деревне. Причем, чем больше я его строю (как вы понимаете, это процесс бесконечный), тем крепче «прирастаю» к нашей земле. Мои сыновья тоже остались в Кирове. Младшему предлагали работу в Москве, но он сказал: Папа, это не мое. Сейчас он возглавляет кировское представительство одной крупной иностранной компании. Причем, сам всего добился. Старший уже несколько лет руководит большим коллективом и успешно строит свою карьеру здесь. Поэтому я до сих пор уверен, что если люди хотят заработать в Кировской области, они это всегда смогут сделать.
 
Можно зарабатывать и жить нормально везде. Просто нужно понять, чего ты хочешь добиться в жизни.
 
- У Вас очень интересная судьба: Вы много лет отдали военной службе, затем службе в милиции, а затем — страхованию. Вы начинали с нуля и по книжкам... Неужели вот так легко у Вас все пошло?
 
- Нелегко.
 
Вообще, изначально я не хотел быть военным, я готовился поступать на историко-филологический факультет Пермского госуниверситета. Пошел поступать в военное училище за компанию с друзьями, плюс еще были семейные обстоятельства (папа заболел, а маме сложно было бы сразу двоих детей учить), в итоге я поступил, а друзья - нет. Затем, после 13 лет службы в Забайкалье, перевелся в Юрью-2, поближе к дому, а потом решил и вовсе увольняться, так как не видел для себя дальнейшей перспективы.
 
Правда, и на «гражданку» идти было страшно: 1994 год, ситуация в стране совершенно непонятная. Мне помог Николай Иванович Шаклеин, тогда заместитель губернатора. Рекомендовал меня во вновь формируемый полк ППС, где я отслужил впоследствии 3,5 года. И только потом уже решил, что связи в Кирове наладил — можно и уходить. Пригласили в службу судебных приставов. Однако пока ждал назначения на должность, получил предложение принять участие в открытии филиала страховой компании «ЧСК». Было нас на тот момент четыре военных пенсионера и один бухгалтер. До обеда мы изучали книги по страховому делу, после обеда ехали страховать. Иногда брал свой автомобиль, ехал в другие страховые компании, просил застраховать машину, квартиру, имущество, детей — специалисты мне все обсчитывали, а я смотрел и учился. Через шесть месяцев мы были одним из лучших филиалов в компании, так как смогли застраховать Кирово-Чепецкий химкомбинат (смеется). Потом были и СК «Наташа», и «Росгосстрах»...
 
Так что страховое дело для меня во многом случайность. Если бы мне раньше сказали, что я буду заниматься страховым делом и у меня будет получаться, я бы не поверил. Что мне больше всего нравится в «Югории» - так это то, что я создавал в филиале все сам, с нуля.
 
- А возможен такой вариант, что вы снова резко решите изменить свою жизнь, заняться кардинально другим делом?
 
- Нет, вряд ли. Возраст, знаете ли. Не всю же жизнь работать, правда?
 
В Европе человек отработал, заработал и путешествует, смотрит мир. Я тоже мечтаю об этом.
 
А чтобы так было, надо иметь некий «запас прочности», ибо на пенсию российского пенсионера на Кипр не съездишь. Увы.
 
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
 
 
Досье:
ФИО: Сергей Алексеевич Татаринов, директор Кировского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория»
Дата и место рождения: 6 августа 1958 года, село Архангельское Шабалинского района Кировской области
Образование: Рижское высшее военно-политическое училище (1979 г.), Новосибирская высшая партийная школа (1991 г.),
МГЮА Кировский филиал (2004 г.)
Карьера:
1975-1994 гг. - военная служба в г. Чита-46 и Юрья-2
1994-1998 гг. - служба в органах внутренних дел.
1999-2000 гг. - Кировский филиал СК «ЧСК», главный специалист
январь-август 2000 года — исполком КРО «Единство», зам. руководителя
сентябрь-ноябрь 2000 года — СК «Росно», начальник отдела
2000-2003 гг. - ООО СО «Наташа», Генеральный директор
2003-2006 гг. - Кировский филиал ООО «Росгосстрах - Поволжье», зам. директора
2006- наст. время -  Кировский филиал ОАО «ГСК «Югория», директор
Семейное положение: женат, 2 сыновей.
Хобби: охота, футбол
Любимая книга: В. Каверин «Два капитана»
Любимое блюдо: мамины домашние пельмени
Девиз: «Ничего не бойся, ни у кого ничего не проси и решай все сам».
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте