Николай Кощеев

Мы — не агенты

03.02.2014 00:10:00 3884 0

Бывший начальник кировского УБОПа, полковник милиции в отставке Николай Кощеев, возглавляющий Кировское отделение «Международной полицейской ассоциации», уверен, что Вятка в криминальном отношении - город спокойный. В интервью «Бизнес Новостям» он опроверг слухи о том, что сертификат «МПА» на лобовом стекле автомобиля спасает от «гаишников». А еще доказал, что региональное отделение «Международной полицейской ассоциации» — не «иностранный агент».

«Гастролеры» мимо Кирова

- Николай Витальевич, за вашими плечами больше двадцати лет службы в органах правопорядка. Сравните, пожалуйста, насколько изменилась общественная безопасность в городе Кирове за последние годы? Вятка — спокойный город?

 

- Начнем с того, что сейчас я смотрю на ситуацию в городе с другой стороны. Когда я служил, то видел все это изнутри. Сегодня как гражданин могу с уверенностью сказать, что криминогенная ситуация в Кирове становится лучше. Раньше всегда преступники боялись ехать в Киров, потому что знали, что здесь особое отношение к людям, совершающим преступления. В общем, знали, что сюда лучше не ездить. Конечно, «гастролеры» всегда были и будут. Особенно, это касается квартирных и карманных краж. Но известно, что преступники по-прежнему боятся ехать к нам. Это очень серьезный показатель оценки деятельности правоохранительных органов. А если взглянуть со стороны обывателя... Мы с вами видим, что на улицах Кирова стало меньше пьяных, дружинники патрулируют город, наряды ППС проезжают. Могу сказать, что Вятка — спокойный город. И это результат огромного труда всех сотрудников органов правопорядка, которые работают порой сутками и без выходных.

 

- Соглашусь, что пьяных на улицах, действительно, стало меньше. А не напоминают ли вам меры по борьбе с пьянством, принимаемые в Кировской области, антиалкогольную кампанию 80-х годов прошлого века? Когда на свадьбах пили крепкие напитки из самоваров, а таксисты делали бизнес на продаже алкоголя из-под полы?

 

- Не напоминают. Антиалкогольные меры, принимаемые в Кировской области, на мой взгляд, правильные. Нужно лишь, чтобы лица, которые должны контролировать исполнение этих федеральных и региональных законов, подходили к исполнению своих должностных обязанностей очень ответственно. Контроль должен быть на самом высоком уровне. Я специально сказал «лица», а не сотрудники органов правопорядка. Я говорю про всех: про чиновников, полицию, про продавцов. Все должны исполнять установленные нормы законодательства. У нас же, к сожалению, не все так гладко. Знаете, есть у нас такая огрганизация «Ночной патруль», которая помогает сотрудникам ДПС выявлять нарушителей ПДД и пьяных за рулем. Они также работают и по торговым точкам, где продается алкоголь. Но ведь все эти точки известны! Известны, прежде всего, и участковому, и сотрудникам ППС. Так почему в этих ларьках до сих пор продают пиво по ночам? Наверное, здесь как раз вопрос степени контроля. И это не обязанность «Ночного патруля».

 

- Представим, что все такие киоски закрыли. Но останутся предприимчивые таксисты и объявления «Доставка алкоголя 24 часа»...

 

- Если человек захочет купить себе выпить, то он найдет, где купить. Я говорю не о пьянстве, а о приличных, законопослушных гражданах, которые по какой-то причине не успели купить бутылочку игристого, чтобы интеллигентно отметить день рождения. А пока есть спрос, как известно, будет и предложение. И априори законопослушные граждане вынуждены в таком случае обращаться туда, где идет торговля нелегальная. А вообще, говоря об антиалкогольных мерах, надо помнить, что во главе угла должно стоять антиалкогольное воспитание населения. И может быть, когда-нибудь не нужны будут ограничения по времени и месту продажи алкоголя.

 

- В эфире «Эхо Москвы» в Кирове вы рассказали о том, что благодаря вмешательству Общественной палаты Кировской области в Кирове закрыли игровые залы. А разве это не работа полиции?

 

- Работа полиции по игорным заведениям велась и будет вестись, пока не будет закрыто последнее подобное заведение. Это я точно знаю как член рабочей группы по взаимодействию с правоохранительными органами.

 

- Но почему тогда, когда пару лет назад я готовил материал «Игра вне закона», в полиции мне заявили, что знают обо всех игорных заведениях, просто пока не во все смогли попасть? Если оперативная информация собрана, почему же бойцы СОБРа не могут выпилить любую железную дверь?

 

- Поверьте мне, выпиливают и попадают! И вам ли не знать, что периодически полиция сообщает об очередном закрытом подпольном зале. Дело в том, что как всегда в нашей стране, где-то немножко закон не доработан. Есть вопросы по законодательству, а поэтому есть определенные трудности в плане сбора доказательств. Также отмечу, что есть такое понятия как приоритет. Скажем, если где-то произошло хищение у граждан или у государства, то, конечно, органы правопорядка все силы бросят туда. И функционирование игрового зала не является таким серьезным преступлением, как, не дай бог, торговля наркотиками, убийство или изнасилование. Нужно еще и с этой стороны смотреть. Но я уверен, что работа полиции ведется и по игорному бизнесу. И надеяться на то, что у людей в погонах не дойдут руки до какого-то игрового клуба, бесполезно! У организаторов таких заведений есть надежда на наше русское «авось». Авось, пронесет. Нет, не пронесет! Поверьте, не сегодня, так завтра к вам придут и закроют ваш «черный» бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Николай Витальевич, в последние пару лет город Киров «всколыхнула» волна громких уголовных дел экономической направленности. Люди высокого статуса, чьи фамилии на слуху, оказались задержанными, а другие уже на скамье подсудимых...Что это, на ваш взгляд, за явление и почему такое массовое? Почему раньше на Вятке не было столько громких арестов?

 

- Как бывший сотрудник, могу сказать, что идет реализация оперативной информации. И слава богу, что сейчас это можно делать. Раньше не всегда были такие возможности у правоохранительных органов, да, наверное, и не было такого высокого уровня экономических нарушений. Если, к примеру, десять лет назад задерживали какого-то чиновника, это был нонсенс. Сегодня и размах экономических преступлений совершенно иной. Счет идет на миллионы рублей. Но глядя, что показывают по телевизору, что происходит в Москве, невольно начинаешь сравнивать. Нужно, чтобы подход к совершившим экономические преступления был везде одинаковым: и в Москве, и в Кирове. У кировчан нарушения оцениваются в суммы в сотни раз меньшие, чем в столице, а они находятся под арестом до суда. А в Москве, люди, совершившие миллиардные хищения, улыбаются и до суда гуляют на свободе. Это очень неправильно.

 

- Вернемся к эфиру на «Эхо Москвы» в Кирове. Вы сказали, что чуть ли не впервые на вашей памяти жители написали благодарность Общественой палате за помощь в решении вопроса о закрытии игровых залов. Не благодарят, потому что палата - инструмент неэффективный?

 

- Сразу скажу, что Общественная палата — это не панацея от всех бед. Всегда есть рамки возможностей у любой организации. Общественная палата в России — дело новое. У нас в Кировской области работает ее второй созыв. С учетом результатов деятельности, с учетом новых людей, которые пришли, все анализируется, нарабатывается опыт. Мы ищем пути наибольшей отдачи Общественной палаты как органа. К сожалению, не всегда гражданин может достучаться до власти. Так вот Общественная палата — это посредник в диалоге власти и общества, в решении проблемных вопросов. И палата призвана помочь получить гражданам от власти вразумительный ответ на их вопрос.

 

- Депутаты Заксобрания предлагают два варианта формирования Общественной палаты по-новому. К примеру, предлагается схема «трех третей»: по трети от губернатора, от Законодательного Собрания и от общественных организаций. Вам такой вариант не кажется более демократичным?

 

- Действительно, сегодня Общественная палата Кировской области состоит из 50 членов, половину из которых назначает губернатор, а вторую половину - члены, назначенные губернатором...

 

- Именно поэтому некоторые называют палату «ручной».

 

- В первом созыве Общественной палаты я сам был назначен губернатором. Честно скажу: никакого давления я не испытывал, никаких указаний в принятии решений ни от губернатора, ни от областного правительства не получал. И ни от кого другого не слышал об указаниях. А потом, как вы это себе представляете? В палате 50 человек. Все взрослые, авторитетные, абсолютно разные люди со своим мнением. Есть несколько комиссий и рабочих групп. Потому все эти разговоры о том, что палата «ручная» - не имеют никакого основания. Общественная палата, считаю, нужна, потому что иногда получается гражданам помочь. Что касается новых вариантов формирования палаты, будет принят такой закон — посмотрим. Но у меня лично возникает вопрос: нет ли здесь как раз попытки из Общественной палаты в будущем создать чей-то «ручной» орган?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вдвойне ответят

 

- Николай Витальевич, за годы службы в милиции вы много раз перенимали опыт работы европейских коллег. Он нашел применение на вятской земле?

 

- Да. Речь идет о выявлении и привлечении к ответственности сбытчиков наркотиков. Немецкая полиция очень успешно работает в этом направлении. И то, чему я научился в Германии, мы взяли на вооружение в Кировской области. Были достаточно неплохие результаты. В Москве, в центральном Музее МВД есть зал, рассказывающий о становлении службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. И на одном из первых стендов —  презентация о кировском ОБНОНе. Это приятная оценка работы. В то время, когда наш отдел был в системе МВД, в Кирове мы по сути были первопроходцами в борьбе с наркотиками. Ребята, которые работали со мной и получили закалку в ОБНОНе, - настоящие профессионалы. Многие сейчас продолжают службу в различных подразделениях на очень высоких должностях. А сначала нас было всего двое: я и мой наставник Валерий Вахрушев.

 

- Начинали вдвоем, а сегодня в Кирове большое управление ФСКН. Что, наркотиков стало больше? Оправданно ли содержание целого управления?

 

- Знаете, Кировская область — это не остров. Мы находимся в открытом пространстве на территории Российской Федерации. А учитывая огромные деньги, которые зарабатывают на этом нелегальном, смертельном бизнесе, считаю, что наличие управления оправданно. Пусть сотрудников УФСКН будет больше, главное, чтобы наркотиков становилось меньше в регионе. И в этом отношении, уверяю вас, ситуация в Кировской области под контролем.

 

- Поговорим о «Международной полицейской ассоциации», региональное отделение которой вы возглавляете. Его членами могут стать только те, кто служит или служил в органах правопорядка?

 

По уставу членом Асооциации могут стать как действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица. Главное, чтобы они были не судимы, не совершали правонарушений, платили членские взносы. Сегодня в кировском отделении Ассоциации состоит тысяча членов, большинство из которых — люди служивые.

 

- Есть ли у членов вашей Ассоциации какие-то дополнительные бонусы?

 

- Самый главный бонус — возможность общаться. Я никоим образом не хочу обидеть другие общественные организации, я к ним всем очень уважительно отношусь. Но наша Ассоциация дает возможность более расширенного общения, и не только на территории области, но и за рубежом. Мы организуем много поездок, встречи с нашими европейскими коллегами, обучение. С это года там, кстати, идет преподавание и на русском языке. И читаются лекции только действующими полицейскими со всего мира. Эти поездки можно организовать только через Ассоциацию. Ждать, чтобы МВД отправило кировского полицеского на учебу в Европу, к сожалению, не приходится. Все разнарядки на этот счет остаются на территории Московской области.

 

- Все это, конечно, очень интересно и полезно. А вы слышали такое мнение, что сотрудники ГИБДД более снисходительны к водителям, на лобовом стекле которых пропуск МПА?

 

- Ни в коем случае! Это никакой не пропуск. Это сертификат, на котором четко написано, что его владелец обязан строго соблюдать правила дорожного движения и оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов в выполнении ими служебных обязанностей. И за получение этого сертификата человек расписывается. Если на машине есть красный крест, значит, в ней едет врач. И его можно привлекать для оказания медицинской помощи на дороге. А сертификат МПА говорит о том, что в автомобиле едет человек, которого сотрудники ГИБДД также могут привлекать для помощи в решении различных дорожных ситуаций. И если вдруг водитель, на автомобиле которого сертификат МПА, нарушает ПДД, к нему должны быть приняты самые строгие меры. Потому что он вдвойне обязан соблюдать правила дорожного движения.

 

- Смотрю на стенд с кубками за вашей спиной, участие в спортивных соревнованиях — это тоже требование к члену Ассоциации?

 

- Заставлять не приходится. Я считаю, что без спорта в современной жизни, учитывая стрессовые ситуации, просто не выдержать. В течение года мы стараемся проводить спортивные соревнования. В феврале пройдет турнир по шахматам. Ассоциация выставляет две команды: одна состоит из генералов, вторая — из полковников. Их фамилии пока называть не буду, чтобы сохранить интригу и навеять страх на соперников (улыбается). Ежегодно выезжаем в Голландию на Чемпионат мира по мини-футболу среди полицейских и пожарных. Мы дважды занимали там второе место. Выезжаем на лыжную неделю в Австрию, принимаем участие в Чемпионате мира по пауэрлифтингу в США. Стараемся, чтобы интересно было членам Ассоциации, чтобы ее члены не один раз в год вспоминали о нас, платя членские взносы, а активно участвовали в жизни организации.

 

- Николай Витальевич, за счет чего живет кировское отделение Международной полицейской ассоциации? Наверняка не только за счет упомянутых вами взносов.

 

- У нас сейчас создан попечительский совет, который возглавляет наш уважаемый член Ассоциации Сергей Алексеевич Смирнов (генеральный директор завода «Маяк» - ред). Знаете, можно иметь должности и звания, но не каждого назовешь «уважаемый человек». Попечительский совет, в который входят известные и достойные кировчане, помогает нам вести работу с нашими же членами Ассоциации, которые финансово, скажем так, крепко стоят на ногах. А членские взносы, кстати, у нас большей частью уходят в Москву и дальше, в Европу. Организация-то международная. Так что нас нельзя назвать «иностранными агентами», потому что мы не финансируемся оттуда. Мы, наоборот, в Европу деньги отправляем (смеется).

 

- А насколько успешно выдерживает конкуренцию на рынке охранных услуг города Кирова охранное агентство «ПОЛАС», которое принадлежит вашей организации?

 

- На это вопрос я вам ответить не смогу по одной простой причине: мы не являемся владельцами агентства «ПОЛАС». Оно имеет наш знак. Его организовали бывшие сотрудники полиции. Я, конечно, всех их знаю, но они не состоят в Ассоциации.

 

Не надо политики

 

- Николай Витальевич, а вы следите за событиями на Украине? Что, на ваш взгляд, там происходит?

 

- Сценарий тот же, что в Сирии и Египте. И не только я провожу эту параллель. Финасирование акций протеста из-за рубежа. Попытки создать очередную «оранжевую революцию», конечно, очень беспокоят и настораживают. Этот очаг возгорания в итоге может вылиться в огромный пожар. Самое страшное, что страдают обычные гражданские люди. И другого отношения к этим событиям не может быть у любого здравомыслящего человека.

 

- Как вы считаете, а нужно ли России объединяться с Европой?

 

- Любой мир лучше какой-то ссоры. Я за объединение. Чем больше стран будет в доверительных и дружественных отношениях с Россией, тем меньше шансов у людей, у которых есть желание, как на Украине, в Сирии, Египте, попытаться что-то разделить, разбить, внести раскол и властвовать.

 

- Почему бы вам не заняться политикой? У вас есть большой опыт общения с людьми, общественной деятельности. Есть знакомства, связи, своя четкая позиция по многим вопросам.

 

- Ни в коем случае! И это мое однозначное мнение. Я не хочу никого обидеть, но в политике, к сожалению, человек не всегда поступает так, как он считает нужным поступить. И все мы это знаем. Поэтому мне не хочется заниматься политикой.

 

- Я знаю, при каких обстоятельствах вы бы пошли в политику. Если бы в свое время вы возглавляли районный отдел внутренних дел, выйдя на пенсию, с вашей-то энергией дома сидеть бы не смогли. А ассоциации бы у вас не было. Уверен, что стали бы сначала районным депутатом, а потом и главой района. 

 

- Так получилось, что мне не пришлось возглавлять районный отдел милиции. Прослужил в городе. А если бы по-другому жизнь сложилась, может быть, после службы в РОВД и пошел бы в депутаты (улыбается). А сейчас у меня работы хватает. Для того, чтобы работать в общественной организации требуется много сил и времени. Те же взносы возьмем. Мне вот сейчас нужно обзвонить больше тысячи человек! До каждого дозвониться, проинформировать о том, что сделано, а кому-то придется и не один раз звонить. Спросите, почему лично я занимаюсь такой технической работой? Знаете, многие люди в Ассоциацию пришли только потому, что знают меня. И я не могу не позвонить каждому из них. Я так считаю: если заниматься общественной организацией, нужно заниматься вплотную, отдавая себя всего, не экономя время и силы. К тому же, я являюсь членом Общественной палаты, в работе которой также стараюсь максимально принимать участие.

 

 

Досье:

Кощеев Николай Витальевич, Кировское региональное отделение «Международной полицейской ассоциации», IPA, президент, член Общественной палаты Кировской области

Дата и место рождения: 3 декабря 1958 года

Образование

1980 г. - КГПИ, учитель физвоспитания, 

1984 г. - Школа уголовного розыска (г.Елабуга)

1993 г. - Школа по борьбе с наркобизнесом Министерства юстиции США 

1999 г. - Школа криминальной полиции ФРГ (г.Висбаден)

2002 г. - Школа по борьбе с оргпреступностью и наркобизнесом (г.Берлин)

Карьера:

1981-1982 гг. - Октябрьский РК ВЛКСМ, инструктор

1982-1986 гг. - УВД по Кировской области, оперуполномоченный уголовного розыска

1986-1993 гг. - ОБНОН, оперуполномоченный, старший оперуполномоченный

1993-2002 гг. - УБНОН УВД, начальник межрайонного отдела, ОБНОН УВД, начальник

2002-2005 гг. - УБОП УВД, начальник

с 2005 г. - КРО «Международной полицейской ассоциации», президент, полковник милиции в отставке, вице-президент российской секции «МПА»

Увлечения: Горные лыжи, туризм

Литература: Детективы

Музыка: Латинская

Кухня: Овощи, рыба

Языки: английский, немецкий

 

Беседовал Александр Грислис

grislis@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте