Не бойтесь летать

10.04.2016 17:39:00 3493 0

Три года назад депутаты решали, тратить ли очередные миллионы на развитие аэропорта «Победилово». Тогда Андрей Жданов только вступил в должность директора предприятия. Сейчас аэропорт не узнать: новый зал аэровокзала, 125 тысяч пассажиров в год, боинги и аэробусы, ожидающие на взлетной полосе. Он действительно не только выжил, но и превратился в очень современную структуру.

Мы были у вас летом 2013 года, как только вас назначили на этот пост. Тогда еще не было уверенности в том, что аэропорт будет жить. Сейчас — все наоборот. Что изменилось с того времени?
— За три года аэропорт «Победилово» существенно расширил маршрутную сеть. Так, если в начале 2013 года у нас было всего три направления, то сейчас их 14. Среди них центральное: Москва (утренний и вечерний рейсы), Санкт-Петербург (4 раза в неделю); города ПФО: Пермь, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Ижевск, Казань (с частотой от 3 до 7 раз в неделю); северное: Нарьян-Мар, Воркута и Усинск (1 раз в неделю с июня 2016 года); южное: Сочи, Анапа, Симферополь (по 2-3 раза в неделю). Эти направления отражают основные социальные, культурные и бизнес-связи нашего региона. Кроме того, мы стали принимать новые суда: Боинг-737, Аэробус-319 и Аэробус-320.
За это время установлены контакты с новыми авиакомпаниями: «Победой», «Уральскими авиалиниями», «Ижавиа», «РусЛайном», «Авиа менеджмент-групп», «Оренбуржье», «Комиавиатранс», компания «ЮТэйр» не выдержала конкуренции и пока ушла из Кирова, но надеюсь, вернется в новом качестве и с новыми типами самолетов. Все эти годы мы проводили и ведем на текущий момент переговоры с перевозчиками как по расширению маршрутной сети, так и по увеличению частотности по существующим направлениям. Следующая задача, например, – это увеличение частоты полетов на Москву с 2 до 3 раз в день, открытие рейсов в Минеральные воды, Екатеринбург.
Результаты работы аэропорта Победилово за последние годы были отмечены и на федеральном уровне. Так в феврале 2015 года в Москве объявлены результаты первой Национальной премии «Воздушные ворота России 2015», учрежденной Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) и экспертным сообществом, в котором наш аэропорт был признан одним из лучших и занял третье место в номинации «Лучший аэропорт-2014» (регионального значения до 0,5 млн. пассажиров в год).

Насколько за это время вырос пассажиропоток?
— Все больше людей стало пользоваться авиационным транспортом: если в 2012 году пассажирооборот в аэропорту «Победилово» составлял всего 34 тысячи человек (в 2013 — 49 тысяч человек), то по итогам 2015 года этот показатель вырос до 125 тысяч человек. То есть он увеличился в 3,6 раза. По результатам прошлого года прирост пассажиров составил 68% к уровню 2014 года. По темпам роста пассажирооборота мы входим в пятерку лучших регионов России и превышаем среднероссийские темпы роста в 5 раз, а если взять только Приволжский федеральный округ, мы лидеры в этом вопросе.
На 2016 год у нас запланировано перевезти 180 тысяч пассажиров. 3 года назад эта цифра казалась нам большой и неосуществимой, но те ежегодные темпы роста, которые мы показывали, позволят достичь данного показателя уже в текущем году. Напомню, что изначально, при разработке в 2013 году стратегии развития аэропорта мы планировали, подойти к данному уровню лишь к 2020 году.

Сколько сегодня у вас сотрудников и какая у них средняя зарплата? Решен ли вопрос с текучкой кадров?
 — В течение этого периода времени мы постоянно занимались оптимизацией и совершенствованием бизнес-процессов, вносили изменения в  технологию работы, что безусловно сказалось и на численности работающих. Сейчас у нас числится 215 человек (в начале 2013-го было 286). Средняя зарплата производственной категории работающих остается на уровне 20 тысяч рублей.
 В 2013 году вопрос текучести кадров был для нас довольно болезненным — этот показатель был на уровне 40%. Уже в 2015 году она была намного ниже: между 10-20%. В этом же году текучка кадров совершенно небольшая и сохраняется на уровне 5-6%.

За этот период сильно изменилось и само здание аэровокзала. Оно стало весьма современным...
— Да, все это время мы занимались реконструкцией инфраструктуры: аэровокзального комплекса, объектов аэродрома, инженерными коммуникациями. В 2015 году была введена в эксплуатацию удлиненная взлетно-посадочная полоса, позволяющая принимать современные вместительные воздушные суда, появилось новое светосигнальное оборудование, объекты радиотехнического обеспечения полетов, то есть уровень безопасности в нашем аэропорту качественно повысился и соответствует всем существующим требованиям. Это подтверждают и экипажи, которые летают не только к нам, но и в другие аэропорты России, и за границу.
Что касается здания аэровокзала, то основную часть первого этажа мы полностью отремонтировали, завершен ремонт в операционном зале, зале предполетного досмотра пассажиров, зале ожидания пассажиров (на 100 мест), смонтирована новая зона прилета в аэровокзальном комплексе, создан бизнес-зал ожидания, недавно начало работать кафе.
В этом году у нас запланировано  проведение ремонта на втором этаже и создание там зоны предполетного досмотра пассажиров, а также зала предполетного ожидания пассажиров на 200 мест, строительство лестниц выхода со второго этажа на перрон к воздушным судам, а также парковки на привокзальной площади и ремонт фасадов аэровокзального комплекса.

Недавно было заявлено, что вам нужен кредит на ремонт фасада здания и компенсировать его должно правительство за счет бюджета. Поднимался ли этот вопрос на последнем Заксобрании, как было обещано?
— Бизнес-план аэропорта на 2016 год включает в себя проведение реконструкции объектов, связанных с обслуживанием пассажиров. Исходя из бюджета предприятия реализация этих мероприятий может осуществляться за счет собственных средств аэропорта (но их недостаточно), либо за счет привлеченных (средства собственника – правительства Кировской области, или заемных – кредиты банков).  Привлечение кредита для финансирования инвестиционных вложений является наиболее распространенной практикой, которая в условиях ограниченности средств у собственника будет использоваться и нами.  

Где и как вы планируете получить кредит? И выплачены ли старые долги предприятия?
— Кредитов у нас сегодня нет. Есть небольшой объем займов. Те страшные долги, которые были у «Победилово» в начале 2013 года, погашены за счет выделенных областных субсидий. Благодаря этому: поддержке правительства области и депутатов Заксобрания - компанию вытащили из предбанкротного состояния. Если бы не были выделены деньги, аэропорта в Кирове бы просто не было.
На данный момент мы ведем переговоры с правительством на предмет оказания финансовой поддержки аэропорту, как это делается в большинстве других регионов России, прорабатываем вопрос с банками и пытаемся оформить кредитные линии на пополнение оборотных средств и на финансирование инвестиционных программ: переговоры идут достаточно сложно.

Прибыль сегодня у предприятия есть?
— На текущий момент аэропорт убыточен и будет оставаться таковым до определенного уровня. Впрочем, как и аналогичные небольшие аэропорты в других городах, которые также поддерживают региональные власти. По мере роста пассажирооборота убытки аэропорта снижаются и размер выделяемых субсидий тоже. Субсидирование деятельности небольших аэропортов практикуется не только в России, но и в дальнем зарубежье.
По нашим оценкам безубыточная работа аэропорта возможна при пассажиропотоке свыше 180-200 тысяч пассажиров в год, и я надеюсь, что мы выйдем на безубыточную работу к концу следующего года.

Еще в прошлом году губернатор Кировской области говорил о том, что в 2016 году аэропорту «Победилово» нужно срочно найти инвестора. Как движется работа в этом направлении?
— Этот вопрос скорее необходимо задавать не мне, а министерству государственного имущества Кировской области (как собственнику аэропорта). Этот не просто сделать, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Самое главное в этом деле, я считаю, — соблюсти баланс интересов.

Какие у вас средние цены на билеты? Насколько они адекватны, если сравнить с другими регионами?
— Цены на билеты устанавливает не аэропорт, а авиакомпании. Их определяет зависимость спроса и предложения. Применительно к нашему случаю: чем выше спрос на авиаперевозки, тем больше авиаперевозчиков работает в аэропорту, а значит выше конкуренция, что положительно сказывается на стоимости билетов в сторону их понижения. В 2015 году удалось достичь соглашения с лоукост-перевозчиком – авиакомпанией «Победа» - о его приходе в наш регион. Напомню, эта компания выполняет полеты в Сочи, Санкт-Петербург, Москву на новых реактивных 189-местных воздушных судах Boing 737-800. Их цены на билеты очень интересны. В сентябре прошлого года они начинались от 999 рублей до Москвы. И сейчас остались на уровне 2000 рублей. Для сравнения: когда летала компания «ЮТэйр», цены стартовали от 7000 рублей. При этом, как только появилась «Победа», цены и других авиакомпаний снизились. С приходом лоукост-перевозчика изменились и категории пассажиров: если раньше в основном летал бизнес- и средний класс, то сейчас летают и люди с небольшим достатком, студенты, пенсионеры.

Недавно, кстати, «Победа» планировала от нас уходить. Потом осталась, но расписание ее полетов стало менее удобным.
— Мы все понимаем, что сейчас сложное время. Зимой, как правило, авиакомпании накапливают убытки, поэтому в весенне-летний период они стараются задействовать весь парк судов, который  у них есть, максимально и осуществлять полеты по направлениям, приносящих авиакомпаниям максимальную прибыль. Зимой компания «Победа» у нас «ночевала», а утром возвращалась в Москву. В летний период она собирается задействовать все свои суда и днем, и ночью, чтобы  не было подобного простоя. Кроме того, она открыла другие направления, включая страны Европы. Поэтому сейчас суда «Победы» сразу после вечернего прилета в Киров будут разворачиваться и улетать обратно. Утренний же рейс будет выполняться другой авиакомпанией. С рядом из них на данный момент ведутся переговоры. В любом случае регулярность авиаперевозок в «Победилово» будет обеспечена.

Что касается полетов в Крым, то пока никто из перевозчиков не работает по федеральной программе? Цены на перелеты не кажутся низкими.
— Не работают. Все рейсы выполняются на коммерческой основе. То постановление правительства, которое сегодня есть, не заинтересовало авиаперевозчиков. Субсидия для Кировской области из федерального бюджета составляет 2500 рублей на одного пассажира и предельная величина тарифа (т.е. добавка к субсидии на 1 пассажира) — 3125 рублей. Это очень мало при том, что себестоимость полета у наших перевозчиков составляет 8-9 тысяч рублей на пассажира. И так почти во всех регионах.
По оценкам экспертов и нашим оценкам спрос на Крым в текущем году  будет высоким. В этой связи, нами заключены соглашения с авиаперевозчиками по выполнению рейсов из Кирова в Симферополь и на курорты Краснодарского края на коммерческой основе.

Видите ли вы перспективу развития перелетов по территории Кировской области? Речь о том, что предлагает делать предприятие «Вяткаавиа».
— Авиационная перевозка на местных линиях (в пределах Кировской области),  выполняемая судами малой вместимости по определению не может быть дешевой. Кроме того, это потребует приведения инфраструктуры аэродромов (например взлетно-посадочных полос) в районах области в надлежащее состояние, ведь ими не занимались с конца 80-х годов. Это колоссальные деньги. И все это можно продумывать и делать, если регион очень большой, как например Красноярский край, и там не обойтись без авиации. Но наша Кировская область относительно компактная, сеть дорог у нас хорошо развита. И, например, до Котельнича быстрее и дешевле будет доехать на машине, чем долететь на самолете. Поэтому перспектив у этого направления я не вижу.

Как только вы заняли этот пост, сразу начали говорить о возможном строительстве в Кирове международного терминала. Когда его открытие в Кирове станет реальным?
 — Создание международного терминала предусмотрено в стратегии развития аэропорта. На протяжении 2014-2015 годов мы плотно работали над этим вопросом. Но его решение требует большого количества разрешений со стороны федерального центра: чтобы согласовать пункт пропуска через границу РФ, необходимо получить согласие со стороны большого количества федеральных министерств и ведомств. Это очень дорогостоящий проект. Как правило, в других регионах подобное реализовывалось за счет федеральных целевых программ. А так как бюджет сейчас ограничен в ресурсах и подвержен секвестру, попасть в ближайшее время в такую программу почти не представляется возможным. И курс доллара и евро сегодня не тот, при котором кировчане могли бы массово путешествовать за границу. К тому же основные курорты — Турция и Египет — закрыты, а Европа - достаточно дорогая. Поэтому пока мы сдвигаем задачу по созданию международного терминала года на 2-3 точно. При этом документация, необходимая для согласования открытия пункта пропуска через границу России, у нас практически готова. Мы ее актуализируем, когда поймем, что нам необходимо двигаться дальше.
Кстати, что касается международного направления, последние два года, если смотреть динамику пассажиропотока по России, оно существенно сократилось. Внутрироссийские перевозки показывают прирост на 10-15% в год, а международное направление снижается на 30-40%. Это значит, что вряд ли какой-либо банк в условиях существующей конъюнктуры даст деньги на то, чтобы мы построили международный терминал.
Поэтому о его создании мы будем говорить, когда конъюнктура изменится, курс будет иной и со стороны кировчан возобновится уверенный спрос на заграничные направления.

А это произойдет?
— Несомненно. Все кризисы рано или поздно заканчиваются и наступает время роста, время накопления и время потребления.

Недавно общество взбудоражила новость об очередном падении самолета в России. Из-за чего так часто происходят подобные трагедии? У нас сильно изношен парк судов?
— По уровню безопасности полетов наша страна практически не отличается от других западных стран. Другое дело, что каждая трагедия вызывает огромный резонанс. Я могу уверенно сказать, что за последние 20 лет парк авиатехники в России полностью обновлен. Старых судов советского производства практически не осталось. Их заменили современные воздушные суда иностранного производства (в т.ч. боинги, аэробусы), новинки российского производства. Вся техника, даже если она не новая,  регулярно проходит плановое техническое обслуживание и за этим пристально следит государство. Я сам часто летаю и могу сравнить нынешние суда с теми, что были раньше. А требования, которые предъявляются к вопросам безопасности полетов со стороны государства к авиакомпаниям и аэропортам, придают уверенность в безопасности полетов пассажира.  Если честно, я больше переживаю, когда еду на машине, чем, когда лечу.
Для примера, открытые данные: вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 миллионам. Вероятность умереть от пищевого отравления равна 1 к 3 миллионам. Вероятность умереть от удара молнии, ожога кипятка, укуса змеи, гибели от падения метеорита или падения с кровати кратно выше вероятности гибели в авиакатастрофе.
А вероятность погибнуть в автокатастрофе равна 1 к 5000. Автотранспорт – создает самые большие риски.

Что касается тех трагедий, которые произошли в Египте и Турции и политике наших властей относительно этих стран, вы с ней согласны?
— Мы видим, что творится на Ближнем Востоке. Мне кажется, даже если бы не «закрыли» Турцию и Египет, здравомыслящий человек точно бы не полетел туда. Я берегу здоровье и жизнь своей семьи, детей, думаю, большинство согласно со мной. А те требования, которые предъявлялись в вопросах  транспортной безопасности в этих странах и в Европе, значительно более слабые, нежели у нас. Западные страны, к слову, начали сейчас, в связи с последними событиями, перенимать наш опыт.

На ваш взгляд у внутреннего туризма действительно появилось будущее?
— С учетом текущей финансово-экономической ситуации, спрос на него, безусловно, будет. Причем он коснется не только Крыма, Краснодарского края, но и, к примеру, Дальнего Востока, и надеюсь, что многие откроют для себя Россию. А бизнес в этой сфере в сжатые сроки будет стараться существенно улучшить сервис и заработать доверие туристов на будущее. Сейчас, кстати, на уровне федерального центра прорабатываются постановления, способствующие этому развитию внутреннего туризма.

Досье:
Андрей Васильевич Жданов, генеральный директор аэропорта «Победилово».

Дата и место рождения: 1973 год, г. Киров.
Образование: ВЗФЭИ по специальности «Финансы и кредит». Прошёл подготовку в НОУ «Академия информационных систем» Stins Coman Group» (Москва) в рамках направления «Управленческий учёт предприятия».
Семейное положение: женат, трое детей.
Карьера:
с 1994 по 2006 гг. работал в инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Кирову (последняя занимаемая должность – заместитель руководителя ИФНС по г. Кирову);
С 2006 по 2010 гг. работал заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье»;
В 2010-2011 гг. возглавлял ООО «Экономико-правовую компанию «ЮрВегас» (г. Киров);
с июня 2011 по сентябрь 2012 г. работал в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам ООО Управляющей компании «Региональные объединённые системы Аквастрой» (г. Москва).
С 2013 года генеральный директор ОАО «Аэропорт Победилово».

Опросник Марселя Пруста
Какие добродетели вы цените больше всего? Честность и порядочность.
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть? Только собой.
Ваши любимые писатели? Читаю сейчас «Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэлинджера, из серии «100 книг, которые стоит прочитать».
В какой стране вам хотелось бы жить? В России.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? Дар ясновидения, чтобы решения были точными.

 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте