В Кировской области предложили новый подход к поддержке общепита и торговли
Суть инициативы — рассматривать эти отрасли не только как сферу услуг, но и как сектор с высокой добавленной стоимостью, значимыми налоговыми отчислениями и социальной ролью. Тему обсудили на встрече бизнеса с министром промышленности и торговли Кировской области Денисом Пестриковым, которая прошла в рамках Вятского экономического форума.
От лица отрасли выступил Михаил Скрябин, управляющий предприятиями общественного питания «Царское село», «Колесо», «Мамина кухня» и глава комитета по общественному питанию при Вятской ТПП. Он отметил, что существующие меры поддержки не учитывают масштабы инвестиций, необходимых для развития бизнеса.
— Крупные программы поддержки для нашей сферы недоступны, дешевых кредитов не предусмотрено. С учетом высокой ключевой ставки бизнесу не хватает оборотных средств. Сегодня стоимость открытия нового объекта в общепите достигает 40–50 млн рублей (это без учета основных средств), а доступные кредитные программы в центре «Мой бизнес» ограничены лимитом в 3-5 млн. Это не покрывает реальных потребностей бизнеса, — сказал Скрябин. — Мы уже полтора года строим новый ресторан. До его запуска нам осталось заработать 15 млн рублей. Изначально объем инвестиций оценивался в 50 млн рублей, но с учетом инфляции сумма выросла до 70 млн. Считаю, предприниматели, которые в Кировской области динамично развиваются и несут социальную ответственность, могут рассчитывать на более гибкие и емкие предложения.
Кроме того, предприниматель подчеркнул социальную роль отрасли: «Мы формируем настроение в обществе, в том числе в Кирове, создаем рабочие места и значительную налогооблагаемую базу».
Он предложил увеличить лимиты финансирования для компаний с устойчивой репутацией и длительной историей работы в регионе до 10-15 млн рублей. И в дальнейшем при формировании программ поддержки учитывать эти факторы.

— Вопрос действительно очень актуальный, особенно в условиях нынешней ключевой ставки, — согласился Денис Пестриков. — Сейчас два института могут предоставить финансирование — Центр «Мой бизнес» и Фонд развития промышленности. Мы волевым решением сохранили минимальные ставки, которые ранее действовали. Из-за роста затрат программы подорожали на 1–2%, но это не 15–20%, поскольку необходимо поддерживать бизнес, который уже давно работает в регионе.
При этом пояснил:
— Лимит в 5 млн рублей установлен федеральным законодательством, и мы не можем его изменить. Фонд развития промышленности докапитализирован. Ранее он получал средства за счет единой региональной субсидии, в том числе от Минпромторга. Там есть условия: приоритет отдается техсуверенитету и другим отраслям. Торговля, к сожалению, не вошла в их число. Другое дело, что за счет выделенных сегодня средств можно проработать льготный кредит для таких предпринимателей — под инвестиционные цели. Приветствуется в рамках кластеров, к примеру, кластера пищевой промышленности.
Он предложил увеличить лимиты финансирования для компаний с устойчивой репутацией и длительной историей работы в регионе до 10-15 млн рублей. И в дальнейшем при формировании программ поддержки учитывать эти факторы.
— Вопрос действительно очень актуальный, особенно в условиях нынешней ключевой ставки, — согласился Денис Пестриков. — Сейчас два института могут предоставить финансирование — Центр «Мой бизнес» и Фонд развития промышленности. Мы волевым решением сохранили минимальные ставки, которые ранее действовали. Из-за роста затрат программы подорожали на 1–2%, но это не 15–20%, поскольку необходимо поддерживать бизнес, который уже давно работает в регионе.
При этом пояснил:
— Лимит в 5 млн рублей установлен федеральным законодательством, и мы не можем его изменить. Фонд развития промышленности докапитализирован. Ранее он получал средства за счет единой региональной субсидии, в том числе от Минпромторга. Там есть условия: приоритет отдается техсуверенитету и другим отраслям. Торговля, к сожалению, не вошла в их число. Другое дело, что за счет выделенных сегодня средств можно проработать льготный кредит для таких предпринимателей — под инвестиционные цели. Приветствуется в рамках кластеров, к примеру, кластера пищевой промышленности.
— Проблема в том, что под промышленность мы не подходим. Мы — общественное питание (ОКВЭД 56, — ред.) и торговля. Для нас нет специальных программ, хотя в нашем бизнесе занято много трудоспособного населения, создается значительная налогооблагаемая база, и мы влияем на настроение общества, — отметил Скрябин.
— Это понятно, я как раз и говорю про продукт, который возможно создать. Вот как раз, Светлана Александровна, подумайте, возможно ли нам создать такой продукт для инвестиционных проектов по торговле, — обратил Пестриков к руководителю Фонда развития промышленности Кировской области Светлане Груздевой.
И добавил, обращаясь к президенту Вятской ТПП Андрею Усенко:
— Понятно, что если мы, к примеру, не можем сегодня профинансировать такой бизнес за счет этих двух институтов развития, можно посмотреть одну из мер поддержки (которую, Андрей Леонидович, мы уже проговаривали) — возможности компенсаций процентной ставки банка на инвестиционные цели для именно такой категории предпринимателей. И вот именно с этим продуктом выйти к руководству. Думаю, это будет интересно.
— Это было бы очень интересно, — отметил Михаил Скрябин.

— Я бы здесь, Денис Алексеевич, унифицировал. Когда мы говорим про общепит и торговлю, возникает стереотипное представление об этих сферах. На мой взгляд, региональная власть должна поддерживать проекты с высокой добавленной стоимостью, которые приносят доход бюджету. Если смотреть на общепит без стереотипов, он из сферы услуг превращается в сферу с высокой добавленной стоимостью. Там большая доля НДФЛ, который идет в региональный и муниципальный бюджеты, потому что много персонала и занятости, и высокая доля локальной переработки. Это как и в сельском хозяйстве. Я предлагаю оценивать поддержку исходя из доли добавленной стоимости, а не только отраслевой принадлежности, — предложил Усенко.
Комментируя предложение о субсидировании процентной ставки, подчеркнул:
— Мы давно говорим, что это наиболее оптимальный способ поддержки бизнеса. Каждый занимается свои делом. Бизнес реализует проект, банк оценивает его с точки зрения рисков и выделяет деньги, а государство говорит: «В этой отрасли надо более активно, нежели чем на рынке, развивать проекты», уменьшая в результате кредитное плечо. Схема проста: субсидируем ставку — получаем реализованные проекты и налоговые поступления, — резюмировал Андрей Усенко.
— Понятно, что если мы, к примеру, не можем сегодня профинансировать такой бизнес за счет этих двух институтов развития, можно посмотреть одну из мер поддержки (которую, Андрей Леонидович, мы уже проговаривали) — возможности компенсаций процентной ставки банка на инвестиционные цели для именно такой категории предпринимателей. И вот именно с этим продуктом выйти к руководству. Думаю, это будет интересно.
— Это было бы очень интересно, — отметил Михаил Скрябин.
— Я бы здесь, Денис Алексеевич, унифицировал. Когда мы говорим про общепит и торговлю, возникает стереотипное представление об этих сферах. На мой взгляд, региональная власть должна поддерживать проекты с высокой добавленной стоимостью, которые приносят доход бюджету. Если смотреть на общепит без стереотипов, он из сферы услуг превращается в сферу с высокой добавленной стоимостью. Там большая доля НДФЛ, который идет в региональный и муниципальный бюджеты, потому что много персонала и занятости, и высокая доля локальной переработки. Это как и в сельском хозяйстве. Я предлагаю оценивать поддержку исходя из доли добавленной стоимости, а не только отраслевой принадлежности, — предложил Усенко.
Комментируя предложение о субсидировании процентной ставки, подчеркнул:
— Мы давно говорим, что это наиболее оптимальный способ поддержки бизнеса. Каждый занимается свои делом. Бизнес реализует проект, банк оценивает его с точки зрения рисков и выделяет деньги, а государство говорит: «В этой отрасли надо более активно, нежели чем на рынке, развивать проекты», уменьшая в результате кредитное плечо. Схема проста: субсидируем ставку — получаем реализованные проекты и налоговые поступления, — резюмировал Андрей Усенко.