Тенденция рынка: философия взаимной выгоды
На аутсорсинг обычно отдают сервисы, не относящиеся к основному виду деятельности организации. Это позволяет переориентировать расходы на ключевые направления, оптимизировать штат сотрудников, сократить издержки, не распылять, а, наоборот, сконцентрировать ресурсы для решения главных задач. Например, вместо того, чтобы нанять и обеспечивать деятельность собственных бухгалтеров, предприятие обращается за соответствующей услугой в аутсорсинговую бухгалтерскую компанию. Спросом пользуются также транспортные услуги, клининг, обслуживание зданий и сооружений, охрана, юридическое обеспечение, подбор персонала. В IT-сфере востребованы администрирование инфраструктуры и баз данных, разработка программного обеспечения.
— Заключить договор на строите льство ск лада – это ещё не аутсорсинг, – говорит международный эксперт и бизнес-консультант в области аутсорсинга Евгений Король (г. Москва). – А вот если сотрудничество касается долговременного содержания и развития склада, тогда это, безусловно, аутсорсинг! Аутсорс – это когда компания отдает узкоспециализированное направление своей работы другой фирме, обладающей большими компетенциями. В итоге оптимизируются бизнес-процессы, обучается персонал, закупается оборудование. В этом случае зарабатывают обе стороны, сотрудничество становится взаимовыгодным…
По мнению эксперта, существует два ключевых фактора успешных аутсорсинговых отношений: доверие и хорошо проработанные контракты. Заказчик должен понимать, что услуга будет оказываться качественно и в полном объёме, а исполнитель должен быть уверен в том, что контракт с ним не разорвут сразу же после того, как он, вложив деньги, наведёт порядок. Именно поэтому и сложны пока аутсорсинговые отношения для выстраивания их в госсекторе. Но когда всё отрегулировано, прежде всего с правовой точки зрения, экономический эффект от аутсорсинга очевиден.
В государственных и муниципальных учреждениях в последнее время всё большее распространение получает аутсорсинг услуг по организации питания и проведению медицинских анализов. В частности, в нашем регионе есть признанный успешным опыт заключения контрактов на проведение лабораторных исследований между государственными медучреждениями и компанией «ЦКДЛ».
— Мы объединили информационные системы лечебных организаций и лаборатории, расширили перечень проводимых исследований, для пациентов они стали доступнее: все необходимые анализы можно сдать в своём районе и не ехать в областной центр, как это было раньше, – рассказал руководитель «ЦКДЛ» Сергей Черных. – Медицинским организациям теперь не надо беспокоиться об оснащении лаборатории оборудованием, закупке реагентов и других компонентов. Мы взяли на себя и кадровый вопрос, обеспечили лаборатории оптимальным количеством квалифицированного персонала. На данный момент весь процесс четко отлажен: взятие биоматериала, его подготовка, транспортировка, получение результатов по защищенным информационным каналам. Показательным в плане итогов является пример Лузы. Казалось бы, один из отдаленных райцентров области. Но забор биоматериалов для лабораторных исследований и там происходит ежедневно, а все результаты поступают точно в срок.
Эксперты сходятся во мнении, что отечественные компании, в том числе и госструктуры, постепенно начинают приспосабливаться к делегированию ряда операционных процессов предприятиям-партнёрам. По их мнению, организации, поставившие перед собой цель успешно выйти из текущей нестабильной ситуации, обязательно обратят внимание на аутсорсинг и начнут более активно пользоваться этим механизмом.