Осужденная Марина Ногина: «Мне не за что извиняться»

27.02.2012 00:08:00 14780 0

Осужденная Марина Ногина в эксклюзивном интервью газете «Бизнес Новости» рассказала, почему не готова признать вину даже в обмен на свободу.

«Теперь я знаю точно: в нашей стране все решают деньги». Такими словами осужденная Марина Ногина подводит итог года своей жизни после смерти 13-летней Алисы Суворовой. Водитель «единицы», которую суд признал виновной еще 20 мая прошлого года, впервые дает интервью. В колонии, под неусыпным взором начальства. Вину Ногина так и не признала. Была ли вина?

Ответ на этот вопрос очевиден судье Зайцеву. Ногина виновна, заключает он: 20 января примерно в 7.40 утра на перекрестке улиц Карла Маркса и Милицейской она, управляя троллейбусом, двигаясь в сторону Азина, совершила наезд на девочку правым передним колесом, не приняла мер к оказанию доврачебной помощи, не вызвав «скорую» и не сообщив в милицию, скрылась с места ДТП.

Есть прямые свидетели. Пассажир «единицы» Клабуков, видит, как перед троллейбусом переходит дорогу девочка. Заметив, что троллейбус ее не пропускает, она разворачивается, идет обратно (наезд на девочку, судя по характеру травм, совершен справа налево), и пропадает под нижним краем лобового стекла троллейбуса. Другой свидетель — водитель автокрана Владыкин - видит, как девочка исчезает под троллейбусом. Еще одна свидетельница наблюдает отъезжающий троллейбус и лежащую Алису. Видеозапись с перекрестка улиц Азина и Карла Маркса свидетельствует: после троллейбуса машин долгое время нет. На арке заднего колеса троллейбуса обнаружена кровь (правда, принадлежность кому-либо не определили), а на колесе — волосы, такие же светлые, как и у Алисы Суворовой.

Видео с перекрестка улиц Карла Маркса и Азина:

Суду доказательств достаточно. «Дело Марины Ногиной» закрыто. Осужденная уже полгода отбывает наказание в колонии-поселении (ей дали два с половиной года с лишением прав на 3 года). Девочку не вернуть. Всем бы забыть и жить дальше. Но поразительным образом история со сбившим ребенка троллейбусом со временем становится только «громче». Форумы кипят от споров, через край льются домыслы и версии о том «за кого сидит Ногина». А ровно через год после ДТП столичные активисты из «Синих ведерок» и «Справедливости» во всеуслышание заявляют: «Марина не виновата, девочку переехала легковая машина, у нас на руках результаты медицинской экспертизы Минобороны».
Общественность так до конца и не может определиться: то ли Ногина — жертва вселенской несправедливости, то-ли олицетворение мирового зла.


«Бить не били, но ...»
«Приговор написан отлично, из показаний каждого свидетеля вырвано то, что нужно для складывания мозаики», - уверяет меня адвокат Марины Ногиной Валерий Рылов . Мы едем в колонию. Пускают нас только в «штаб», в кабинет начальника, при условии его личного присутствия при разговоре. Марина, закутанная в шаль, скромно усаживается за стол. Меня не отпускает мысль: способна ли мать двоих детей сбить девочку, не моргнув глазом скрыться с места ДТП и несколько часов колесить по городу... Чуть сдавленным голосом Марина рассказывает, как все было в то утро. Говорит тихо. Смотрит в глаза.

- Машин в это время в городе было немного. Я проехала перекресток на мигающий зеленый. Не останавливалась. Потом по рации сообщили, что сбита девушка в районе Карла Маркса и Милицейской. Водители, переговаривались между собой. Я лично ничего необычного не видела. Вообще. Спокойно ездила по маршруту до часа дня. Кондуктор, пассажиры тоже ничего не заметили.  


Но есть же свидетель, который стоял за кабинкой и видел, как девочка переходила дорогу перед троллейбусом, а потом «скрылась»?
- Клабуков? Он нагло врет. Да и описал он все неправильно. Например, на суде он рисовал обычную кабину, скошенную. А в тот день кабина у троллейбуса была учебная, прямая. И меня (прическу, одежду) он описал не правильно. Я считаю, что Клабуков вообще в троллейбусе не ехал. По сути, он рассказывает, что видит, как троллейбус наехал на ребенка. И спокойно едет на работу, отмечает день рождения, поет, пляшет... Только чрез 5 дней он появляется в деле и даст показания. Нормальная ли это реакция?

Впрочем, в то утро не только у Клабукова случился приступ равнодушия. Второй основной свидетель обвинения — водитель автокрана Владыкин, который видел, как девочка попала троллейбусу примерно под середину передней части, а потом выкатилась из-за задней части троллейбуса, просто поехал дальше, когда ему загорелся зеленый. Он не нашел телефона, побоялся затормозить, иначе «его бы сзади едущие водители со свету сжили». А в милицию обратился только вечером.

- В его показаниях вообще много противоречий, - говорит Рылов. - 20 января он утверждает,  что видел, как троллейбус поворачивал с Милицейской и наехал на девочку, а 22 января он же утверждает, что троллейбус ехал прямо, с Карла Маркса. Представьте себе, либо троллейбус идет прямо, либо поворачивает с Милицейской, перегораживает весь обзор водителю крана. Как можно спутать?

Марина, а вы до обеда ездили по маршруту. Что было потом?
- Мне на сотовый позвонила Татьяна Жданова из службы безопасности, вызвала в первое депо. Когда я приехала, там уже была милиция. Видно, что не простые люди. В каракулевых папахах. Они смотрели троллейбус. Я-то в чинах не разбираюсь, но наши слесари мне сразу сказали: «похоже тебе пришить что-то хотят». Потом в ГИБДД на Энгельса у меня взяли пробу на алкоголь, следователь Бушков опросил меня и кондуктора как свидетелей. Когда стемнело, нас посадили в какой-то «уазик» и повезли на Красина, 51. Там молодые парни стали мне говорить, что я сбила ребенка на перекрестке, случайно на нее наехала. Я все отрицала. В десять вечера мы ушли домой.

Вы говорили, что на вас давили?
- Бить не били, но разговаривали в грубой форме. Угрожали... Говорили всякую ерунду... Говорили, что у них есть доказательства моей вины, что уже готова экспертиза, что кишки на колеса намотаны, - перебивает мои мысли Марина. - Я не верила. Все отрицала. Они настаивали, что я могла не заметить, как девочка подскользнулась и случайно упала под правое заднее колесо. Я сказала, что такого быть не может. Там очень низкая посадка. До нижней балки - 18 см. Девочка просто не могла туда попасть, тем более, с ранцем на спине. А даже если бы попала, ее бы этой балкой протащило до самой Азина. И травмы были бы совсем другие.

На фото - расстояние до нижней балки троллейбуса:

Версия про заднее правое колесо троллейбуса, кстати, появилась у следствия не сразу. Сначала оперативники активно искали легковые машины с повреждениями лобового стекла.  Под подозрением был некий джип. Уже потом в поле зрения попал троллейбус.

Вы полностью исключаете вариант, что могли не заметить как наехали на девочку?
- Полностью. Это исключено. Даже когда на дороге валяется доска, и то чувствуешь, что наехал на нее.

Итак, вас опросили, что было дальше?  
- На следующий день я на работу не вышла. Утром нас с кондуктором отвезли в отделение милиции на Карла Марка, 167. Снова допрашивали. В том же духе: хамство, наезды, угрозы. Предлагали сознаться, тогда все обставят как несчастный случай и дадут «условку». А вот если не сознаюсь — обещали «нарисовать» умышленный наезд. Отпустили нас только вечером. Я до последнего думала, что это все какая-то ошибка и от меня отстанут. Не отстали. А моему адвокату Сергею Пелевину следователь потом прямым текстом сказал: «мы ее крепко привязали к этому делу».

То есть вы не ожидали, что так все может повернуться?
- Совершенно не ожидала... Я же никогда раньше с милицией не связывалась. И к тому же свидетелей этого ДТП очень много. Опрошено только около 50 человек. Люди шли на работу, в школу. Почему они молчат?

- Два школьника, старшеклассники, были на перекрестке в момент наезда, но не видели как это произошло, - говорит адвокат Рылов. - Мальчик, который переходил дорогу впереди Алисы, услышал хлопок, повернулся вправо. Сначала он говорил, что видел лежащую девочку и машину, которая уезжала вверх по улице. И не видел троллейбуса. Потом с ним побеседовали завуч и следователь и он перестал говорить. Стал утверждать, что оглянулся, но из-за автобуса ничего не увидел.

В суде доводы адвоката сочтут надуманными. Мальчика оказалось не трудно найти в соцсети «ВКонтакте». Однако ни на одно письмо он не ответил. Как только получал сообщения, тут же выходил из сети.

Суд не учел показания еще нескольких важных свидетелей, считает Рылов. Это жена свидетеля Загвозкина, мужчина, который первым подошел к девочке (его так и не нашли) и два милиционера, которые были на месте ДТП в первые минуты, опознали личность девочки, вполне возможно говорили с ней, так как она была в сознании.

Информация о милиционерах есть в рапортах прибывших на место ДТП сотрудников ДПС Евгения Митина и Евгения Некрасова. Однако последние не смогли «идентифицировать причастность этих милиционеров к какому-то конкретному подразделению». Зато нашлась свидетельница, которая даже описала, как они выглядят. Но в деле они так и не появились.

- Есть даже видео перекрестка Карла Маркса и Милицейской, - утверждает Рылов. - Как раз этого момента, в это утро. Мне о существовании этого видео говорили четыре человека. Им показывали фрагменты съемки.

Чуть позже я свяжусь с двумя «очевидцами» таинственного видео. И они подтвердят мне слова адвоката. «Когда год назад меня опрашивали, следователь показывал это видео, - скажет Валентина Попова, коллега Ногиной. - Показали, как троллейбус Марины подъезжает к пешеходному переходу, но потом быстро «переключили картинку». Камера как будто установлена на каком-то высотном здании».

Видео со злополучного перекрестка показывали и Александру Ивонину, еще одному, теперь уже бывшему, водителю троллейбуса. «Камера, видимо, стояла напротив кафе «Здравствуй», где-то сверху, - говорит Ивонин. - Я узнал свой троллейбус. Момент наезда мне не показали».
О том, что видео «нужного» перекрестка действительно есть, газете «Бизнес Новости» говорили и другие источники. Или все врут?

Как это было

- Вообще много вранья в этом деле, - продолжает разговор Марина. Уже гораздо увереннее - Явно кого-то прикрывают.

Кого, по-вашему?
- А я откуда знаю.

Версий за год накопилось немало. Самая яркая — про зампреда Гайдар, которая якобы сбила Алису и уехала в Гарвард. По другой версии, за рулем машины, которая сбила девочку, непременно сидел некий высокопоставленный человек, который, скорее всего, выезжал по «встречке» из милиции. Народная молва вспомнила также про дочь Леонида Сандалова, и даже жену и племянницу Алексея Розувана не забыла.

А в материалах уголовного дела упоминаются некие «бандиты». Одна из свидетельниц, кондуктор 6-го троллейбуса, рассказывает, что в то утро в районе кинотеатра «Восток» в троллейбус сел сильно пьяный молодой человек «в золоте», объяснил, что его бросили друзья и он намерен кататься, пока его не заберут. Потом друзья позвонили, и было слышно, как в трубке прокричали «Мы сбили девку, стоим во дворах на Милицейской, не можем тебя забрать». Пассажир тут же вышел из троллейбуса. Свидетель называла кличку - Ярик. На форумах версию конкретизируют: пьяная компания, сбившая девочку, якобы ехала из «Неона». Были там некто Саша Ярик и Колупаев. Впрочем и эту версию никто особо и не прорабатывал.

- Милиция сразу зацепилась за троллейбус, - говорит Вылов. - Причем девочку упорно «совали» под заднее колесо, пока не поняли, что это нежизнеспособная версия. Ширина заднего колеса — 66 см. Рост девочки - 145 см. Троллейбус бы раздавил половину ребенка. Суд, поняв это, начал выворачиваться и на ходу менять версию. Появилась версия о том, что троллейбус переехал девочку только передним правым колесом. Но при этом под заднее колесо девочка не угодила. Это надо было как сманеврировать? Какая должна была быть динамика? При этом Алиса еще и развернулась относительно оси дороги на 180 градусов. Ее же нашли лежащей на животе головой к бордюру, а наезд произошел справа на лево.

Если, как решил суд, Алиса, выйдя на перекресток, увидела троллейбус и повернула обратно, то тогда колесо действительно переехало ее справа налево. Но она бы упала головой в сторону рынка. Как она развернулась головой в сторону бордюра, учитывая, что двигаться при таких травмах она не могла? Такой динамики на скорости троллейбуса в 5-10 км в час (реальная скорость была 7,1 км. в час, все уже рассчитано) просто не могло быть. Нет такой «разворотной» силы в природе.

Все эти вопросы логично адресовать следствию. Но следователь Дмитрий Бушков общаться по делу Ногиной категорически отказался. Следствие сослалось на бессмысленность какой-либо полемики после вынесения приговора. «Все возможные доказательства по делу собраны, суд их рассмотрел и вынес обвинительный приговор, - пояснили в пресс-службе УМВД. - К тому же весь процесс шел открыто». До судьи Зайцева дозвониться не удалось. Но по опыту коллег можно судить, что и он на эту тему предпочитает не общаться.

«Ведерки» идут на помощь
Огонь, между тем, не угасает уже год. Масла подлили москвичи. Активисты движения «Синие ведерки» и «Справедливость» 21 января наведались в Киров, чтобы сделать громкое заявление: Марина Ногина не виновата. По инициативе «Синих ведерок» 111-й Главный государственный центр судебно- медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны России провел повторную экспертизу материалов, собранных кировскими следователями (текст экспертизы). Заключение Минобороны: характер травм Алисы Суворовой говорит о том, что она не могла быть сбита троллейбусом. Эксперты пишут: отсутствие повреждений на голове девочки полностью исключает возможность наезда на нее транспортного средства с фургонной компоновкой кузова. То есть Алису сбила легковушка.

На фото с места происшествия видны осколки оргстекла, похожего, по мнению московского автоэксперта Юрия Антипова, на осколок фары. Их не исследовали, так как за день до того здесь было другое ДТП с участием легковушек. «Правда если бы это было так, от стекла за сутки остались бы одни крошки» - говорит Рылов. На одежде девочки, по мнению москвичей, четко отпечатались протекторы шин легкового автомобиля. Хотя насчет «четкости» - вопрос спорный.

Юрий Антипов также увидел на фото одежды Алисы Суворовой отпечаток решетки радиатора (формы шестигранников). Такая решетка радиатора (тюнинговая) может быть у автомобиля марки "Ниссан Кашкай" (машина присуствует в материалах дела). У троллейбуса накакой решетки радиатора нет вообще, а вот подчеркивает Антипов.  

А с чего вдруг «Синие ведерки» вообще заинтересовались вашим делом? - спрашиваю я Ногину и Рылова.
- Я повез дело в «Новую газету», а они уже подключили «Синие ведерки», - говорит Рылов. - Зачем? Нам нужна была независимая экспертиза. Ни одно экспертное учреждение области не согласилось сделать нам экспертизу. Просто все отказывают.
13 февраля, кстати, Рылову в рассмотрении жалобы отказал Верховный суд.

Люди, которых нет
Сейчас адвокаты Ногиной готовят заявление в прокуратуру и новый иск в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Например, Рылов утверждает, что один свидетель, на показаниях которого строится обвинение — девочка, которая ехала на «Опель Антара» -  отсутствовал на месте происшествия. «Опель Антара» была на перекресток Карла-Маркса-Азина в 7.44.50, а к Милицейской подъехал еще позже. Как раз в это время, в 7.48 там поворачивала «семерка» оранжевого цвета. Его она и видела на месте ДТП. «Единицу» девочка не видела вообще.

Защита исключает и еще одного свидетеля обвинения — водителя «Шевроле Ланос». Он, согласно протоколам суда, поворачивает от Рынка в сторону Азина на зеленый сигнал светофора, видит, как Алиса уже лежит, первый подъезжает к ней и видит удаляющийся троллейбус на половине участка между Милицейской и Комсомольской площадью, примерно в 100 метрах от места наезда.


- Водителю и Алисе зеленый включается одновременно, - рассказывает Рылов. - Встречного транспорта, по словам свидетеля, не было, он никого не пропускал. То есть он сразу выезжает. Алиса же выходит на дорогу не сразу. А значит, он не мог видеть, как девочка «уже лежала». К тому же перекресток он проедет за несколько секунд. За это же время троллейбус должен со скоростью 5-10 км в час преодолеть расстояние в 100 метров. Не реально. Мы считаем, что водителя «Шевроле Ланос» там вообще не было. Это, как и якобы пассажир троллейбуса Клабуков — введенная фигура.

Возможно, не было и еще одного фигуранта дела — владельца «Ниссана Кашкая» Снигирева (на тот момент руководил фирмой «Метелица»), предполагает Рылов. «Ведерки» увидели на видео «Ниссан» со свернутыми фарами.

На фото - "Ниссан Кашкай" в центре:

- Мы отфотографировали машину Снигирева, послали фото в Москву, так вот там усомнились, что это та самая машина, - поясняет Рылов. - Она у него светло-коричневая, а на видео — серая. Возможно, Снигирев — еще один человек, введенный в это дело. И на самом деле там проезжал другой «Ниссан Кашкай». Но точно мы этого сказать пока не можем.

Вину не признаю
Пока защита подбирает точные формулировки и неоспоримые доводы, Марина Ногина отбывает назначенный срок. Прошло полгода. Осталось еще два.
Чем вы занимаетесь? - спрашиваю я ее.
- Сижу. Просто живу. Работы нет, сельское хозяйство зимой отдыхает. Иногда ходим в библиотеку, иногда смотрим телевизор. Здесь обычное женское общежитие. Живем вчетвером в комнате. Руководство ко мне лояльно.
А осужденные?
- Среди осужденных дружбы нет. Контенгент тут такой, что общаться ни к чему. Я на воле с этим не сталкивалась, а здесь надо быть очень осторожным в словах, поступках. Все же в основном за дело сидят. В общем сливки общества.
Приезжают  к вам часто?
-  Бывают, да. Родственники, коллеги. Дочери... они, по моему, все еще в шоке. Мы же никогда с таким не сталкивались... Я знала, конечно, что в нашей стране все решают деньги. Но думала, что суд-то должен быть справедливый. А сейчас вижу, что все совершенно шиворот навыворот. И точно: все решают деньги.
А с родственниками Алисы вы общались?
- К бабушке я не ходила. Она верит следователю и я в ее глазах убийца, который к тому же не извинился. Извиняться мне не за что. Я вину не признаю. Хотя в суде я выразила свои соболезнования.
Марина, вы рано или поздно выйдете... Есть какие-то планы?
- Не знаю, вообще не знаю. Я сейчас в некоторой прострации. Единственное, что скажу, что сидеть — не подарок. Ограничение свободы — это тяжело.
-  Возможно ведь и досрочное освобождение, - подключается к разговорю, услышав «свою» тему, начальник колонии. - Но в таком случае ей придется признать вину.
Вы готовы признать вину ради свободы?

- Нет, конечно. Вы что, уже столько народу борется.
- Люди всем миром собирали деньги на экспертизу, - говорит Рылов. - Мне постоянно помогает не меньше 10 человек: адвокатов, экспертов, журналистов.
Сам Рылов подключился к делу по просьбе Марины уже когда суд шел.  Какие цели преследуют все эти люди, отчаянно защищающие водителя троллейбуса — не важно. Главное, вытащить на свет правду. А она все равно когда-нибудь всплывет.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте