Интернет-офшор
Есть один рынок в России, который вырос и продолжает расти, несмотря на кризис – интернет-торговля. Его объем, по прогнозам экспертов, в этом году может превысить триллион рублей. И парадокс в том, что люди при этом стали больше экономить.
Китай наступает
По данным статистики, кризис и снижение покупательской способности россиян практически не сказались на интернет-торговле. За прошлый год этот рынок в России вырос на 20% в то время, как розничная торговля сократилась на 5,2%. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), его объем составил 920 млрд. рублей. И эта цифра оказалась выше ожидаемых результатов. «Россияне стали больше походить на немцев, которые всегда очень расчетливо тратили деньги», - сказал Алексей Федоров, президент АКИТ. - В силу снижения покупательской способности люди стали активнее считать свои деньги, а в интернете всегда можно найти дешевле. Но эра безумной траты денег прошла».
Люди стали не только экономить на покупках, но и реже тратить деньги на эмоциях. Сейчас покупателя волнует, в основном, только цена. Если раньше он беспокоился из-за долгой доставки товара или отсутствия каких-то бонусов, то сейчас он готов простить все это, если ему предложат выгодную цену. Однако при этом сейчас растянулись сроки покупки товаров. Так, бытовая техника рассматривается в среднем три недели, электроинструменты — четыре, одежда — от 3 до 10 дней. Кстати, на первом месте по популярности покупок через интернет стоит как раз электроника и бытовая техника, на втором — одежда и обувь.
Впрочем, несмотря на кажущийся рост рынка, не все так гладко в «интернет-королевстве». Эксперты ассоциации выделяют несколько проблем, сопровождающих эту сферу. Во-первых, эта отрасль пока еще слишком благоприятна для развития «черного» рынка.
Те интернет-магазины, которые не пробивают чеки или делают это заранее на складах (а бывает, их представители приезжают со странными накладными) – оказываются в выигрыше по сравнению с «белыми» честными продавцами. Доля таких торговых точек выросла. В первой тысяче интернет-магазинов России она составляет 15%. По подсчетам специалистов, примерно миллиард рублей вращается на таком «черном» рынке России.
Вторая проблема — китайская экспансия российской интернет-торговли. Сейчас на нашем рынке доля внутренних покупок пока еще выше (67%), чем заграничных (33%). Но с каждым годом размеры импорта все больше и больше увеличиваются. Если сравнить эти данные, например, с 2010 годом, то внутренняя торговля тогда занимала 92%. Кроме того, за прошлый год количество интернет-покупок на внутреннем рынке выросло только на 6%, в то время как зарубежных — на 102% (233 млн отправлений). По прогнозам, в этом году российскими покупателями будет получено из-за рубежа примерно 400 млн посылок. При этом 90% импортных покупок совершается в Китае, а только 4% - в Европе и 2% - в США.
Более половины всех импортных покупок в среднем стоят не более 22 евро. Китайский AliExpress — самый популярный среди россиян интернет-магазин. У него зарегистрировано в этом году более 22 млн уникальных пользователей. Это почти в два раза больше, чем у Ozon.ru (почти 9 млн человек). На третьем месте — «Эльдорадо» (7,6 млн посетителей).
— В ближайшие три года мы гарантируем смерть российского ритейла. Просто потому, что Россия — это огромный офшор для кроссбордной (офшорной) трансграничной торговли, - говорит Федоров. - Мы не взимаем ни налоги, ни пошлины на товары стоимостью до 1000 евро. В Китае действуют заградительные барьеры для российской продукции, продающейся по интернет-каналам: пошлины в размере от 12 до 60 процентов, плюс товар должен быть сертифицирован. А у нас нет.
Получается, между этими двумя странами созданы совершенно неравные условия для торговли. В таком случае производителям крайне сложно конкурировать: практически всегда можно заказать более дешевую вещь из Китая.
Игра по правилам и без
Между тем, увеличивается число обращений людей в контролирующие органы. Так, в кировском Роспотребнадзоре отмечают, что количество жалоб по дистанционной торговле выросло с 2013 года в 2,5 раза. Эти данные были озвучены 15 марта — в День защиты прав потребителей. То есть с ростом числа интернет-покупок растет и число случаев, когда эти услуги оказываются некачественно. Как правило, жалобы связаны с нарушениями продавцами порядка возврата товара, сроков доставки и с отказом в удовлетворении других требований потребителей.
Поэтому в Роспотребнадзоре советуют внимательно изучать сайты, через которые совершается покупка. Там обязательно должна содержаться информация о компании: адреса, телефоны, а также данные о ее постановке на налоговый учет. Когда же потребитель получает товар, ему обязательно должны предоставить информацию о покупке и акт приема-передачи.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов предлагает вообще совершать покупки в интернете «тайно»: нужно завести отдельную карту с минимальной суммой на ней, пользоваться для покупок отдельным компьютером и даже непубличным Wi-Fi. В случае же мошеннических преступлений нужно обращаться уже в правоохранительные органы.
Кроме того, Роспотребнадзор разработал поправки в Закон «О защите прав потребителей», согласно которым торговые интернет-площадки должны нести такую же ответственность, как и обычные магазины. Но пока они не приняты, а часть экспертов считает, что нести ответственность за товар должен только тот, кто его продает, а не тот, кто генерирует информацию.
Свой выход из сложившихся проблем предлагает и АКИТ. Так, в ассоциации считают необходимым разрешить досудебную блокировку сайтов, которой мог бы заниматься Роскомнадзор. Сегодня же, пока выносится решение суда по какому-либо вопросу, ресурс уже успевает пройти перерегистрацию. Кроме того, нужно запретить беспошлинную торговлю. Каждая посылка в зависимости от ее стоимости должна облагаться налогом. Такие правила собираются установить в Европе с 2021 года. И мы не должны отставать, считают в ассоциации.
Еще один маленький недостаток в нашей системе интернет-торговли – это большой монополист в области доставки товаров: «Почта России». Ее доля в этой сфере растет с каждым годом. Так, если в 2014 году через почту доставлялось 39% всех интернет-товаров, то в 2015-м году — уже 51%, а в 2016-м — 62%. Но при этом о проблемах, связанных с качеством работы этой структуры, не говорит только ленивый — зачастую товары ломаются, вскрываются, идут слишком долго. Решения же этого вопроса все еще нет.
И даже при всех этих недочетах рынок интернет-торговли все время прогрессирует. По данным экспертов, в этом году он покажет 25-процентный рост и его объем, возможно, увеличится до 1,150 трлн рублей. Это значит, что потребитель сам готов играть по всем его правилам, в том числе, не всегда законным.
Мнения
Нина Кожина, руководитель компании «Гравер Мастер»:
Главная проблема, с которой столкнулись мы при организации интернет-магазина — вопрос доставки товара до покупателя. «Почта России» — это «ад на Земле» (о ее недостатках известно всем). Но в основном покупатель предпочитает именно ее услуги и наложенный платеж. У нас же нестандартная упаковка, что вызывает определенные трудности.
Плюс интернета очевиден — дистанционная торговля, не требующая дополнительных затрат, что удобно всем. Но надо понимать, что никакие, даже самые профессиональные фотографии не передадут всех данных о товаре. Особенно это касается наших кукольных домиков, для которых важен размер, цветовая гамма: на фотографии они не произведут должного впечатления. Конечно, интернет-торговля будет развиваться очень быстро. Но помните, в фильме «Ирония судьбы» герой говорил о том, что с появлением телевидения исчезнет кино и театр. И был не прав.
Дмитрий Казаков, предприниматель:
— Если говорить о рынке интернет-торговли России, то, очевидно, рост связан с созреванием рынка e-commerce. Модель поведения «Закажу-ка я себе эту штуку в интернете» быстро распространяется даже среди консервативного населения. На днях мой 65-летний коллега попросил меня заказать для него в Китае насос для дачного фонтана. Считаю, что в ближайшие года 2-3 e-commerce в России будет мощно прирастать новыми потребителями, а затем (уже не так мощно) — увеличением среднего чека и количеством заказов с одного пользователя.
О проблемах. Я лично занимался двумя e-commerce стартапами, ориентированными на местный рынок. И в обоих случаях нам приходилось тратить деньги не на продвижение своего продукта, а на стимулирование такой модели потребления как «заказать в интернете с доставкой». При всех очевидных выгодах такой модели сознание типичного потребителя говорит ему: «В магазине-то можно потрогать и посмотреть поближе».
Если говорить не о местных проектах — это очень долгая доставка по России.