Как напоминание
Весенний кинообзор наполнен сильными работами. И, кстати, без единой комедии. Режиссеры задумались не только о вечном, но и о том опыте, который уже был. Почти все их работы — как напоминание: о природных катаклизмах, концлагерях, разрушительных войнах и необходимости верить.
На прошлой неделе столичным журналистам был презентован фильм-катастрофа «Экипаж» Николая Лебедева, из-под руки которого уже вышли «Волкодав» и «Легенда №17». Многие назвали картину римейком одноименного фильма 1979 года. Но автор утверждает, что это не так. Два пилота, играют которых Данила Козловский и Владимир Машков, летят на гражданском самолете в Юго-Восточную Азию, чтобы спасти там людей от землятресения. Безусловно, в картине много взрывов, частных людских трагедий и даже есть любовная история. Некоторые критики сказали, что у данного фильма даже нет зарубежных аналогов, разве что «Титаник». Когда же в Киров приезжал Никита Михалков, он отметил, что этот фильм может стать символом российского кино 2016 года. Решать зрителю.
Фильм о другой трагедии, пожалуй, может побороться за интеллектуального зрителя и даже победить чрезмерно расхваленный «Экипаж». В прокат выходит обладатель нынешнего «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке «Сын Саула» венгерского режиссера Ласло Немеша - о буднях Освенцима. Сюжет совершенно прост: член зондеркоманды Освенцима стает свидетелем того, как в газовой камере выживает мальчик, и после того, как его все-таки убивают, решает похоронить тело. Фильм не красивый, но его автор не смакует и все ужасы того гиблого места. Он показывает все так, как было - с акцентом на мысли и эмоции человека, который в силу обстоятельств там работает. Показывает, как в нем просыпается человеческое.
Любителей жанра антиутопии порадовал британский режиссер Бен Уитли своей «Высоткой». Он создал очередную модель настоящего и будущего мира — дом, жители верхних этажей которого живут в гораздо лучших условиях, чем те, кто волею случая остался внизу. В результате недовольство последних привело к кровопролитию. Тема далеко не нова, но в современной политической ситуации напоминание об этом никому не повредит. К слову, фильм не заканчивается хэппи-эндом. Как и полным разрушением. Зритель должен решить сам, как будет.
Александр Прошкин выпустил картину «Райские кущи» о современном Зилове из «Утиной охоты» Александра Вампилова. Главную роль в нем сыграл Евгений Цыганов. Поклонники первого фильма, снятого еще в 1979 году, или просто классической трактовки сюжета будут, возможно, удивлены тому, как легко режиссер меняет реплики и даже смысл. Но он, как утверждают критики, сохраняет нерв и боль автора, дух его драматургии, показывает того Зилова, который сегодня живет в нашей стране.
В начале мая стартует еще одно важное в сфере киноискусства событие - «Каннский фестиваль». Его откроет фильм Вуди Аллена «Красивые люди» о жизни молодого актера Голливуда 30-х годов прошлого века. Россию на фестивале представит Кирилл Серебренников фильмом «(М)ученик». В нем автор рассказывает о верующем школьнике, который отстаивает свою позицию перед учительницей биологии.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru