Пирсинг для языка
Началась экскурсия с акулы и большой кучи газет под ней. «Это посвящается вам, акулам пера, такой хватки я вам желаю», - сказал Василий Чекашов, заслуженный художник России на открытии своей выставки в выставочном зале Художественного музея на прошлой неделе.
Он встречал нас в костюме заключенного смертника русской тюрьмы (коричневой робе в зеленую полоску). Его главная религия — нести добро, он против гламура и поклонения перед вещами, его называют «взломщиком костей головного мозга» и «че геварой российского плаката». Его выставки проходили и в России, и за рубежом. Это лишь краткое резюме о Василии Чекашове. Его философия — в его работах, а также - в его словах на его же экскурсии.
«А здесь зал человеческих судеб, - рассказывает художник. Эта работа сдержана, очень красивая, вкусная, написана по всем законам реалистической живописи. В ней есть определенные тайны: не надо быть человеку таким заносчивым — вещи тоже могут страдать. Здесь «открывашка» повесилась - вещь, но сама форма ее очень напоминает человека, и все предметы здесь очеловечены».
«Это вопросы трагедий больших людей, но они порой не настолько большие, как трагедии самого маленького человека. Все несчастны» (ред — на большом сером плакате маленький, даже едва различимый портрет Владимира Высоцкого).
«Это больше декоративная работа (ред. - на плакате изображен разрезанный лимон, а под ним инсталляция — искусственные лимоны помещены на небольшие эшафоты) - я хотел показать, насколько сочнее, вкуснее реальности можно написать, чтоб слюни текли, а с другой стороны - это утренняя казнь: каждое утро мы совершаем определенное культовое действие, выдавливая лимонный сок. Казалось бы, ничего особенного, но люди всегда хотят зрелищ и испокон веков любили казнь».
«Мы переходим по нарастающей к более надрывным вещам. Этот зал посвящен появлению человеческой жизни, материнству, отношению к детям, к аборту. Здесь на полу надпись без запятых: родить нельзя убить. В видеоарте представлена история о том, как происходит зарождение плода у обезьяны, крысы, львов, и фоном всему этому служит слово «мама» на разных языках».
«В этом зале более философские вещи. Это мобильный телефон за миллион евро. Когда я его держал, возникла мысль о том, какие разговоры могут вестись по этому телефону, каким языком. Наверное таким, «пирсингованным» еще большим количеством бриллиантов. Вообще я объявил войну гламуру. Его адепты говорят: бриллианты — лучшие друзья женщины. На что моя жена, к примеру, отвечает: резиновые перчатки для хозяйства и швабра — лучшие друзья женщины. Мне это нравится».
«Эта работа - ответ на весь гламур мужским делом — здесь самые крепкие кубинские сигареты. Кубу наши руководители бросили, когда сдались капиталистам, и Куба бедная еле-еле выживала, потому что рассчитывала только на нас. Горбачев и Ельцин продали Кубу дядюшке Сэму. А кубинцы всегда готовы пойти на защиту России. Я не успеваю просто пожать руку Фиделю. Но пусть он знает, что я всегда с Кубой. Поэтому и здесь изображаю пачку гламурных сигарет и кубинскую сигару среди них».
«А здесь люди - уже не люди, даже не животные, это просто какие-то виртуальные, мутированные существа. Я смотрел на них и понимал, что им осталось недолго жить. Это страшная болезнь нашего общества, государство совершенно не занимается такими людьми. Бомжи — это скрытая бактериологическая гражданская война. Но мы, по сути, все бомжи на этой земле».