Промежуточные итоги
О промежуточных итогах работы в рамках Года предпринимательства, инноваций и инвестиций мы побеседовали с Павлом Ануфриевым, главой департамента развития предпринимательства и торговли Правительства Кировской области.
– Павел Николаевич, какие новые проекты, программы удалось реализовать в рамках Года предпринимательства, инноваций и инвестиций?
– Каждое из стратегических направлений, по которым мы совместно с общественными объединениями предпринимателей принимали решения о работе в рамках Года предпринимательства, инвестиций и инноваций, включает большое количество мероприятий и проектов. Всего их порядка 80-ти. Для их реализации между Правительством области и всеми общественными объединениями предпринимателей был подписан меморандум о совместной работе.
Впервые в этом году был разработан Стандарт деятельности органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе; внедрена процедура оценки регулирующего воздействия, благодаря которой представители бизнеса получили возможность участвовать в разработке нормативных документов, регулирующих вопросы экономики; создана мощная система поддержки малого бизнеса на территориях с монопрофильным типом экономики (в 12-ти городах и районах области); запущена программа льготного кредитования малого бизнеса по очень привлекательным процентным ставкам; успешно апробирована методика вовлечения предпринимателей в процесс формирования региональной экономической политики (проект «Предпринимательский десант»); создан институт Уполномоченного по правам предпринимателей; проведены несколько мероприятий всероссийского масштаба (форум «Биокиров 2013», фестиваль beauty-индустрии «Формула красоты», фестиваль народных промыслов «Кладовая ремесел»); разработаны и внедрены многочисленные программы обучения руководителей предприятий малого бизнеса, благодаря чему их бизнес становится более конкурентоспособным. Следует отметить, что в этом году претерпела серьезную модернизацию региональная программа «Покупай Вятское!»; стартовал новый проект, направленный на поддержку местных товаропроизводителей «Продуктовая карта»; совместно с федеральным агентством по делам молодежи реализован масштабный проект по вовлечению молодежи в сферу предпринимательства «Ты – предприниматель». И это лишь малая толика того, что было реализовано в рамках Года предпринимательства, инноваций и инвестиций.
– Как вы можете оценить итоги года предпринимательства, инноваций и инвестиций? Какие достижения 2013 года вы могли бы выделить?
– Окончательные итоги нашей работы можно будет подвести лишь в 2014 году, но уже сегодня очевидно, что затраченные усилия не напрасны. Различными видами поддержки воспользовались почти 12 тыс. предпринимателей (22% от их общего количества). Только благодаря мерам государственной поддержки было создано 380 новых малых бизнесов. Для развития предпринимательства в регион привлечена рекордная сумма средств федерального бюджета – 261 млн рублей. Благодаря мероприятиям по финансовой поддержке малого бизнеса предприниматели смогли привлечь для развития своего бизнеса в этом году более 1 млрд рублей льготных финансовых ресурсов и создали почти тысячу новых рабочих мест. Прирост налоговых отчислений от предпринимателей, воспользовавшихся мерами финансовой поддержки, составил 72 млн рублей.
Ну и в целом нам удалось вовлечь предпринимательское сообщество в процесс формирования и реализации региональной экономической политики. А это, в свою очередь, обеспечивает прозрачность работы региональной власти и рост степени доверия к ней со стороны бизнеса.
– В начале года ряд не зависящих от областной власти факторов серьезно ударил по некоторым сферам бизнеса. Это касается, прежде всего, повышения платежей в пенсионный фонд. Удалось ли преодолеть отрицательные последствия этого фактора?
– Действительно, начало 2013 года ознаменовалось для малого бизнеса крайне неприятными новациями пенсионного законодательства. Напомню, что для ИП взносы во внебюджетные фонды увеличились в 2 раза (с 17 до 36 тыс. руб. в год). Это решение привело к массовому закрытию ИП. За 9 месяцев текущего года с регистрации снялись 8979 ИП. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Одновременно мы наблюдаем еще одну негативную тенденцию – это сокращение числа вновь регистрируемых ИП. За 9 месяцев 2013 года вновь зарегистрировались 2759 ИП. Это в 1,9 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все, кто снялся с регистрации, были настоящими предпринимателями. В рамках проведенного исследования выяснилось, что 33% снявшихся с регистрации фактической деятельности не осуществляли, 48% осуществляли свою деятельность в сфере торговли и транспортных услуг. Надо сказать откровенно, что, скорее всего, эти люди «де юре» числились ИП, а «де факто» были наемными работниками. Это был довольно распространенный способ ухода от налогов. Так что примерно 81% тех, кто закрыл ИП, это были «мертвые души». Но вот оставшиеся 19% – это был реально работающий микробизнес. И то, что федеральная власть вынудила его закрыться, это факт.
Для стабилизации ситуации в марте наш департамент, проведя консультации с общественными объединениями предпринимателей, разработал законодательную инициативу. Она предусматривала возврат нагрузки по платежам во внебюджетные фонды для ИП на уровень 2012 года.
Благодаря, в том числе, и нашей активной работе летом 2013 года федеральное правительство пошло на попятную и приняло закон о новой системе платежей во внебюджетные фонды для ИП. Закон начнет действовать с 2014 года.
– Департамент ведет и активную деятельность по продвижению вятских товаропроизводителей за пределами Кировской области и даже за пределами России. Где в этом году удалось побывать представителям вятского бизнеса?
– Действительно, уже третий год при финансовой и организационной поддержке нашего департамента кировские предприятия активно участвуют в крупнейших международных выставках. У них «расписан» каждый месяц – с января по декабрь, разнообразна и география участия – Германия, Иран, Болгария, Китай, Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан. В текущем году 30 компаний-экспортеров приняли участие в 11 зарубежных выставках по различным направлениям деятельности: деревообрабатывающая промышленность, мебельное и столярное производство – LIGNA 2013 и высокие технологии, инновации и промышленная автоматизация – Hannover Messe в Ганновере, строительство Bulgaria Building Week в Софии, сельское хозяйство – «БелАгро-2013» в Минске и «КазАгро» в Астане, пищевая промышленность WorldFood Uzbekistan в Ташкенте и WorldFood Kazakhstan в Алматы, сфера охоты и рыбалки JAGD&HUND 2013 в Дортмунде и др. Наш департамент полностью оплачивает регистрационные сборы, аренду выставочных площадей и промоушен для кировских предприятий. За последнее время, участвуя в подобных мероприятиях, наши компании заключили 25 экспортных контрактов на сумму более 50 млн рублей.
– Если говорить в целом о климате для ведения бизнеса, насколько он благоприятен в Кировской области?
– Несмотря на существование различных проблем, считаю, что предпринимательский климат в нашем регионе постепенно улучшается. В этом заслуга как самого бизнеса, так и региональных властей. Мы придерживаемся правила: формировать экономическую политику совместно с общественными объединениями предпринимателей, учитывая потребности предпринимателей. Ведь чем больше интересов предпринимателей учитывается органами власти, тем благоприятней предпринимательский климат.
Однако зачастую мы сталкиваемся с проблемами, которые практически невозможно решить на региональном уровне. Приведу несколько примеров.
Комфортность ведения бизнеса зависит от стабильности законодательства и его соответствия интересам бизнес-сообщества. К сожалению, федеральное законодательство, регулирующее сферу предпринимательства, подвержено постоянным изменениям.
Другой момент – политика по администрированию бизнеса должна быть «разумной». Прежде всего, это относится к работе федеральных контрольно-надзорных органов власти. Не всегда их взаимодействие с предпринимателями бывает положительным. Парадоксально, но работа данных структур направлена на легально работающий бизнес, который проще найти и наказать, а не на борьбу и легализацию «теневого» сектора экономики, что требует совершенно иных методов работы.
Немаловажную роль в создании благоприятного предпринимательского климата играет и прозрачность деятельности государственных органов власти. «Закрытый режим» принятия федеральными органами государственной власти основных стратегических решений приводит к непониманию со стороны предпринимателей принципов и стандартов работы государства в целом.
Между тем поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование развития бизнеса в отдельных отраслях экономики – это еще один фактор, напрямую влияющий на предпринимательский климат. К сожалению, на муниципальном уровне большинство органов местного самоуправления не может «похвастаться» четкой системой поддержки бизнеса – ее просто нет.
Обозначенные проблемы являются системными, их невозможно решить только работой нашего департамента и даже Правительства Кировской области в целом. Требуется объединение усилий власти и бизнеса, причем на всех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.
– На какие направления поддержки предпринимателей департамент расставит акценты в следующем году? Каков объем средств, выделяемый на поддержку бизнеса?
– В 2014 году все мероприятия и проекты, которые мы реализовывали в этом году, продолжат свое развитие. Что касается наших приоритетов, то они следующие.
Во-первых, это финансовая поддержка малого бизнеса (льготные займы под низкую процентную ставку, субсидии по лизинговым сделкам, поручительства под банковские кредиты, гранты на организацию бизнеса.). Эти меры позволяют повысить инвестиционную активность бизнеса и ускорить его технологическую модернизацию.
Во-вторых, поддержка малого инновационного предпринимательства. Для поддержки инноваторов будут предоставляться гранты по 500 тыс. рублей, широкий спектр субсидий, будет реализован образовательный проект «Школа инновационного менеджмента», инновационный конвент, продолжится сотрудничество с фондом Бортника (проекты УМНИК и СТАРТ).
В-третьих, мы сделаем акцент на продвижении вятской продукции на международные рынки. Для этого будет работать Центр поддержки экспорта, который по принципу «одного окна» будет оказывать поддержку экспортерам: от юридической консультации до продвижения товаров за рубежом.
Еще одним из стратегических направлений работы департамента в 2014 году будет являться интенсивное развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях, на территории которых расположены города с монопрофильным типом экономики. Для этого на софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить не менее 125 млн рублей.
Немного цифр. В 2014 году в областном бюджете на финансирование государственной программы предусмотрен 61 млн рублей. Кроме того, Кировская область, по традиции, примет участие в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России для привлечения средств федерального бюджета. Наши планы – это не менее 200 млн рублей федеральных ресурсов.
– После прихода в Кировскую область федеральных торговых сетей как оцениваете положение вятских товаропроизводителей? Помогает ли в этом вопросе программа «Покупай Вятское»?
– Сам проект состоит из 3 крупных блоков. Первый – организационные мероприятия, направленные на проведение переговоров между сетевыми компаниями и местными товаропроизводителями. В этом году организационные мероприятия продолжаются. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры с компанией «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») о строительстве в Кирове Распределительного центра. Это крупный инвестиционный проект стоимостью 1,5 млрд рублей. Мы подобрали для федерального ритейлера несколько земельных участков для размещения. Компания их изучает.
Второй блок – это образовательные мероприятия, направленные на повышение квалификации, а, следовательно, и конкурентоспособности местных товаропроизводителей и местного ритейла. Для проведения обучающих семинаров мы приглашаем и оплачиваем ведущих бизнес-тренеров России.
Третий блок – рекламно-информационный, направленный на развитие у местных жителей потребительского патриотизма. Рекламная компания «Покупай Вятское» стартовала 1 июля 2012 года. В начале этого мы провели большое социологическое исследование, в ходе которого выяснили, что 17% потребителей стали чаще покупать продукцию вятских производителей после того, как увидели рекламу «Покупай Вятское». Это хороший результат. В этом году эта рекламная компания продолжается и является более масштабной, разнообразной и таргетированной.