«Если идея не абсурдна, то она ничего не стоит, – утверждает Татьяна Дьяченко, директор компании «Стекломир». – Все замыслы должны быть смелыми, и пусть сначала ты их немного боишься, но потом они обязательно воплотятся в жизнь».
«Если идея не абсурдна, то она ничего не стоит, – утверждает Татьяна Дьяченко, директор компании «Стекломир». – Все замыслы должны быть смелыми, и пусть сначала ты их немного боишься, но потом они обязательно воплотятся в жизнь». Так и она, вместе с совладельцем, перешагивая через, казалось бы, абсурдность своих планов, поднимала свой бизнес все выше в гору.
Начинали мы в горячие 90-е, занимались кетчупом, линолеумом, мебелью. Но однажды дали на реализацию вагон стекла. Раньше больше доверяли друг другу. Мы успешно его продали и поняли, что стекло – это наше дело, и за ним будущее.
Начало нашего бизнеса было случайным, а потом появились направления, тяга к которым была изначально: витражи, например. В детстве я много рисовала, занималась прикладным искусством, мне хотелось и дальше это как-то проявлять. Мы постоянно искали все интересное, что связано со стеклом: одними из первых стали клеить архитектурные, антивандальные пленки, изготавливать профессионально стеклопакеты…. Учились, совершали и ошибки. Сейчас у нас уже целый парк оборудования, свой собственный цех, и мы оказываем практически все услуги, которые возможны со стеклом и зеркалом.
Мы были не одни на рынке и до сих пор дружим с организацией, которая начинала вместе с нами и тоже успешно развилась. Сейчас всего три крупных предприятия занимаются в городе обработкой стекла, и этого для нашего рынка вполне достаточно.
Мы изготавливаем стеклянные конструкции для окон, зеркала, мебель из стекла… Заказчик частенько приходит со своими фантазиями, и мы их осуществляем: делаем какой-нибудь витиеватый стол, необычное зеркало, витрину и т.п. Очень интересные заказы поступают по витражам. Частенько наши художники-дизайнеры выполняют сложные витражи – дома, улицы, людей, большие композиции. Витражи как искусство мы продвигаем в нашей области уже почти 14 лет. И у нас сложились свои постоянные заказчики: сначала заказывают себе, затем детям, приводят друзей и знакомых. Мода на стекло не проходит, она вечна.
С кадрами в нашей отрасли проблемы особенные, поскольку такой профессии нигде не учат. После тщательного собеседования начинаем сами обучать. Отрасль наша необычна, о ней мало кто знает, поэтому человеку нужно месяца 3-4, чтобы только понять, что такое стекло и как с ним обращаться. Но проблема еще и в том, что сами люди не хотят работать. Слишком большое сегодня предложение рабочих мест, вот все и «скачут». Есть такая поговорка: хорошо там, где нас нет. Но на практике она не работает.
Мы настолько втянулись в свой бизнес – это наше детище, как его бросить... Нам приходится смотреть оптимистично в будущее. Мы пережили два кризиса, и сейчас еще продолжается второй, плавно переходящий в третий. Если смотреть на все это с пессимизмом, то можно было еще тогда, в 90-е годы, уже не работать. Постоянно ждешь радужное будущее, а оно все никак не приходит. Цены на сырье и комплектующие растут, хотя вступление страны в ВТО обещало иное. С одной стороны, конкуренция – двигатель в развитии, и она нужна, а с другой – ни к чему хорошему не приводит: наработаться всему коллективу за три копейки уже неинтересно. Прибыльной части на развитие не хватает, поэтому обновление оборудования происходит в лизинг, в кредиты.
Мы очень тесно работаем с банками. Кировский областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства нам тоже очень помогает. Мы узнали о нем случайно и постепенно втянулись в работу с ним. Сейчас для нас это очень выгодно. Конечно, самый большой плюс – это низкая процентная ставка. Минус в том, что для нас суммы маленькие и сроки короткие. Но мы справляемся, включаем внутренние резервы, берем займы в фонде чаще: как только старый заканчивается, оформляем новый. Без Фонда было бы сложно регулярно пополнять оборотные средства.
Совместный проект
Кировского областного Фонда
поддержки малого и среднего предпринимательства
и газеты «Бизнес Новости в Кирове».
www.kfpp.ru