Смех и слезы в коротком метре
В Галерее Прогресса 8 сентября произошло одно из значительных событий Года российского кино в Кирове – показ шести лучших короткометражных фильмов фестиваля «Кинотавр 2016».
Интересно уже то, что сборник фильмов, выпущенный по итогам крупнейшего российского фестиваля, вышел в прокат впервые за всю историю «Кинотавра». Более того, Киров не отстал от столичных премьер: в Петербурге первый показ программы прошел в открытой киностудии «Лендок» 6 сентября, а 8 сентября его смотрели в Москве, Кирове и многих других городах страны. В конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на самом фестивале, прошедшем этим летом в Сочи, было представлено около 30 фильмов. Фильм-победитель, а также лучшие короткометражки фестиваля и составили программу показа.
Первый фильм – «Всё в ящик» Игоря Каграманова — «тот случай, когда главное — досмотреть до конца» (lendoc.ru). Начало фильма — художественный прием неожиданности. Это хлесткая сатира на внутреннюю «кухню» киноиндустрии. Смотрится живо и интересно, а экспрессия порой зашкаливает.
Фильм «На дачу» Алексея Наумова удивительным образом сочетает лихую комедию, драму и тонкий психологизм — в отношениях героев, молодых супругов в кризисе отношений, когда между ними появляется некто третий. Характеры вступают как будто в химическую реакцию в единстве места, времени и пространства, а сюжет развивается самым непредсказуемым образом. На выходе — ценнейшее впечатление открытой и уязвимой человеческой души. Фильм отмечен особым призом фестиваля.
«Лунатики» режиссера Сергея Осипьяна. Ночь, купе поезда, 1968 год. Двое мужчин-попутчиков — актер и инженер космодрома. Оба едут со своих дальних вахт, обоим очень не хватает женщины. В какой-то момент главный герой переодевается в пиджак и очки уснувшего попутчика, чтобы познакомится с девушкой — и уже непонятно, актер он, решивший поиграть в героя СССР, или действительно инженер. В сюжет вмешивается проводница вагона, между ними разгорается интрига, но... Последние кадры фильма — о том, что мятущийся дух человека и художника не может удовлетвориться ничем земным, пока витает в небесах своих мечтаний.
Еще одна короткометражка. Ночь, главная героиня (Мириам Сехон) зажигает свет и, стягивает одеяло со спящего на кровати человека, открывает взору обнаженного мужчину. Одинокое дерево на картине, стеклянные бутылки, изображения голых натур пронзительная, лиричная музыка Алексея Айги. Перед нами колдунья, или художница, занятая новым своим созданием, или женщина, которая уже ищет для себя следующую модель в сети. И самый «обнаженный» фильм показа «Следюущий» Елены Бродач — оказывается вовсе не о любви.
А самый социально жесткий фильм — «Кредит» Вадима Валиуллина — взял главный приз «Кинотавра» в своем жанре. Это злая сатира на экономическую ситуацию, знакомую большинству молодых семей нашей страны. Ипотека, жизнь или смерть — так можно определить плоскость, в которой режиссер говорит со зрителем. И в данном случае обилие мата, пиво и нездоровое отсутствие настоящих эмоций — те немногие символы, которыми можно об этом сказать на языке кино.
Фильм Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» — смешная гротескная мальчишеская комедия — случай из жизни парня, у которого исполнилась мечта, он устроился на «Мужское радио». Зал хохотал: многим знакома ситуация, когда ночная гулянка удалась в пух и прах, а утром нужно быть на работе. Никакая музыка, кроме «Ленинграда», не смогла бы стать лучшим саундтреком. Фильм получил диплом фестиваля «За чувство жанра».
По окончании программы с «БН» поделилась впечатлениями одна из зрительниц, дама в годах:
«Я гость города, приехала в Киров из дальнего зарубежья. И очень интересно то, что я сегодня увидела — это очень впечатляет. Я в восторге! И я одновременно абсолютно шокирована — советской и российской действительностью. В английском языке есть слово «hilarious» - в худшем понимании это «смех сквозь слезы». Это жесткая действительность, в которой я не знаю, как будет выживать молодое поколение. Потому что я вижу в России настолько замечательных, талантливых молодых людей — и то, что делает с ними государство, — это недопустимо (о фильме «Кредит»). Я в восторге, конечно, от режиссуры, от того, какие сюжеты взяты, от постановки. У меня нет слов, я должна это переработать».
Дмитрий Шиляев, креативный директор ЦСИ «Галерея Прогресса»:
Я не ожидал, что будет настолько сильное кино в таком жанре, как короткометражки. Очень хороший уровень. Открыто, смело. С эротикой, юмором, стилем — все в порядке. Кроме того, именно формат короткого метра сейчас актуален. Мало кто станет смотреть фильм 2,5 часа. Клиповое сознание, интернет, телефон сегодня определяют ценности. Это в духе времени. Вообще, российское кино, мне кажется, подросло. Очень сложно сделать так, чтобы оно носило массовый характер и при этом не было попсовым в плохом понимании этого слова. Здесь это удалось.
В любом направлении искусства, я считаю, важно, чтобы было чувство юмора и стиля. Шутка — способ говорить о важном и трудном. На Руси это были шуты. Через шутку они доносили очень глубокое понимание мироздания, личности человека, самого себя. Короткометражки также использовали этот прием. Весь последний фильм, например, я хохотал.
Анна Демчук
demchyk.ann@yandex.ru