На публичных слушаниях Андрей Вавилов и Екатерина Орешкович пояснили, зачем им пост бизнес-омбудсмена

На публичных слушаниях Андрей Вавилов и Екатерина Орешкович пояснили, зачем им пост бизнес-омбудсмена

Юлия Усинская 17.10.2022 22:49:28 1446 0
По факту – обозначили свое видение работы на посту Уполномоченного по защите прав предпринимателей Кировской области и представили программу первоочередных действий. Официально и публично, как того требует процедура избрания нового бизнес-омбудсмена на ближайшие 5 лет.

В рамках конкурса на этот пост, напомним, юридические согласования прошли две кандидатуры из трех: председатель Кировского реготделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Андрей Вавилов и генеральный директор ООО «Руснедвижимость» Екатерина Орешкович. 

Сегодня кандидаты на кресло в рамках публичных слушаний рассказывали коллегам, общественникам и руководству области, почему хотят попасть в кресло и в чем видят ключевую роль защитника бизнеса. Один из кандидатов в своей «предвыборной программе» говорил о самозанятых, развитии предпринимательской инициативы у молодежи и женском предпринимательстве. Второй – напомнил о «болях» бизнеса и своем видении их «лечения».

4 задачи

Что оказалось схожим в выступлении кандидатов – это озвучивание задач уполномоченного. Они прописаны в региональном законе о бизнес-омбудсмене.

Первая защита прав и законных интересов предпринимателей на территории Кировской области.

Вторая – содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав предпринимателей.

Третья — взаимодействие с предпринимательским сообществом.

Четвертая – участие в формировании и реализации государственной политики по поддержке предпринимательства и его развитию.
Орешкович.jpg

Программа Екатерины Орешкович

Екатерина Владиславовна озвучила, как она выразилась, «женский взгляд» на эти задачи, стоящие перед уполномоченным.

Комментируя видение решения первой, кандидат отметила: «инструментарий понятен», им пользуются несколько лет, и многие «ассоциируют функцию бизнес-омбудсмена именно с этой задачей».

Реализуется через работу с жалобами, обращениями, фактами нарушений прав предпринимателей, через запросы и взаимодействие с органами власти, фискальными и надзорными ведомствами.
— И самое главное – через инструменты медиации, потому что очень многие вопросы предпринимателей находятся вне правого поля, в поле некого конфликта. Очень важно, чтобы у бизнес-омбудсмена были эти навыки медиации, – сказала кандидат Орешкович.
Самым существенным способом для решения второй задачи назвала общественную палату. Добавив, что «нам удастся выстроить взаимоотношения в рамках действующих комиссий».

Решение третьей считает «более интересной».
— Какая есть проблема? В области 30 тысяч предпринимателей, и только 2-3% объединены какими-либо объединениями. Это буквально 600-800 предпринимателей и предприятий, – обозначила тему выступающая.
Она отметила, что есть отраслевые объединения крупного, малого, среднего бизнеса, женщин, микробизнеса, стартапов. И задача бизнес-омбудсмена – охватить на 100% все такие сообщества, в том числе 97% тех, кто ни в какое из них не входит. Выстроить открытый диалог и получить обратную связь, в том числе с предпринимателями сельских территорий.

Говоря о четвертой задаче, напомнила о четырех федеральных проектах, которые входят в отраслевой нацпроект.

На самозанятых остановилась отдельно:
— Специальный налоговый режим (налог на профессиональный доход, – ред.) запущен в 2019 году. В 2021-ом в России зарегистрировано уже 3 млн 860 тысяч самозанятых. В Кировской области – только 23 тысячи, в общем соотношении 0,59%. Цель омбудсмена – увеличить количество самозанятых в два раза на протяжение своего срока омбудсменства.
И предложила, как это сделать.

Во-первых, за счет содействия микробизнесу, и в первую очередь – женскому:
— Сегодня среди самозанятых 40% – женщины. Казалось бы, в вопросе женского предпринимательства всё очевидно, его надо поддерживать и так далее. Но сейчас, когда в связи с реалиями женский бизнес выходит на первый план, женщины вынуждены вести бизнес за себя и за мужчин (…) Сейчас новый вызов времени. Женщина и является модератором развития предпринимательства. Тем, кто собственно будет поддерживать это предпринимательство и удерживать темпы экономического роста. Это серьезный вызов для женщины.
Вторая целевая аудитория в этом плане – молодежь, «которая увеличит количество самозанятых».

бизнес 1.jpg

Отдельно остановилась и на ТОП-10 микробизнесов, «три четверти которых находятся в «серой» зоне. В перечне – такси и грузоперевозки; бьюти-сфера; сельское хозяйство (фермерство); сервис автомобилей, бытовых приборов, оргтехники, услуги для дома; строительство, недвижимость, аренда, ремонт, ландшафт, хоумстейджинг; услуги по производству предметов быта, украшений; шитье и ремонт одежды, обуви, галантереи; услуги для бизнеса, бухучет, юруслуги, консалтинг; креативная и арт индустрии; спорт, оздоровление.
— Мы не видим доходов от этого бизнеса, не получаем налоговых поступлений. Задача – вывести этот бизнес из «серой» зоны и перевести в статус самозанятых, – продолжила кандидат в омбудсмены.
Говоря о предакселерации, напомнила о показателях, определенных в федеральном законе: число начинающих предпринимателей, получивших финансовую господдержку к 2024 году должно увеличиться в 4 раза, а число вновь созданных субъектов МСП – на 20%.

В условиях «не растущей экономики» сделать это сложно. Но, по словам выступающей, можно – опять же за счет формирования предпринимательской инициативы у молодежи.
— Очень важно объединить все образовательные, наставнические инициативы в сфере предпринимательства для подростков. И бизнес-омбудсмену стать проводником. Например, создать центр юного предпринимательства, проводить уроки занимательного предпринимательства в школах, СУЗах, лагерях, специальные смены, – озвучила еще одну мысль выступающая.
Комментируя акселерацию и цифровую платформу в режиме одного окна обозначила необходимость объединения всех хороших практик, в том числе наработанных институтами инфраструктуры бизнеса.

В конце выступления Екатерина Орешкович акцентировала внимание на том, что новый бизнес-омбудсмен должен быть очень открытым и сам – из бизнеса.

И это – с учетом сегодняшних вызовов – должна быть женщина. Рост их числа в структуре предпринимателей – одна из задач бизнес-омбудсмена. И в «этот исторический момент» перед женщиной-омбудсменом стоит задача «не только выстраивать диалог между бизнесом и властью, но и сверхзадача – сформировать и объединить пласт инициативных социально-ответственных предпринимателей, в том числе женщин и молодежи, которые будут брать на себя ответственность за себя и за других».
— И реализовывать не только коммерческие, но и благотворительные, социальные проекты. Бизнес-омбудсмен должен на это вдохновлять, – прокомментировала во время выступления кандидат Орешкович.

Вавилов.jpg

Программа Андрея Вавилова

Андрей Николаевич напомнил о работе над созданием института Уполномоченного в регионе октябре 2012 года. Тогда «кто-то был против, кто-то смотрел со стороны, а некоторые включились в работу на общественных началах».

Во время перечисления задач и правовых основ регионального бизнес-омбудсмена особо подчеркнул: тот должен быть «независимым, не подотчетным органам государственной власти Кировской области и территориальным федеральным органам».

Рассуждая о задачах бизнес-омбудсмена, остановился на рассмотрении жалоб и обращений:
— Ежегодное увеличение обращений показывает востребованность этого института. Исходя из моего опыта, есть обращения бизнеса, которые должны быть на особом контроле. Это прекращение необоснованного уголовного преследования, снижение административного давления в виде штрафов (которые при детальном исследовании можно уменьшить или отменить), защита бизнеса в судах, защита интересов в налоговых органах, особенно при риске закрытия бизнеса, применение практики профилактических проверок – так как плановые отменены, то участие во внеплановых.
Отдельно остановился на «публичных вопросах», требующих проработки именно сейчас. Они были озвучены во время майского расширенного заседания правления Вятской ТПП, на недавней стратегической сессии в «Моем бизнесе» с профильным министром Дмитрием Глушковым и в обращениях, направляемых в реготделение «ОПОРЫ РОССИИ».

Первая – отсутствие четкой и понятной стратегии по развитию малого и среднего предпринимательства.
— Если существуют какие-либо документы, они не изучены большей частью бизнеса. Отчетность о том, что «помогают всем», воспринимается как «никому». А ответ бизнесу – «Главная стратегия не мешать» – уже не работает. Сегодня мало не мешать, надо помогать. Словом и, главное, делом, – начал Вавилов.
И озвучил предложение:
— … в экономический совет при губернаторе Кировской области вести секцию по малому бизнесу, которая займется выработкой стратегии. Доработать ее в отраслевых группах с приглашением профильных департаментов. При необходимости – динамично вносить в нее предложения. Такой опыт уже был в 2001, 2002, 2003 годах. В результате чего и появился Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, нынче – Центр «Мой бизнес».
Предложил кандидат Вавилов возродить практику тесного общения с предпринимателями из районов.

бизнес 2.jpg

В-третьих, заняться региональной налоговой политикой, которая «не всегда способствует инвестированию в область, вынуждает бизнес менять место регистрации».

Вавилов отметил, что «на протяжение последних лет мы отставали в оглашении планов на какие-либо налоговые решения». Предприниматели, не находя поддержки властей в условиях пандемии, закрыли или сократили часть бизнеса. Мы растеряли льготы для малого бизнеса в части налога на имущество с кадастровой стоимости. Требует пересмотра патентная система, арендные платежи, закон о муниципальном имуществе.
— Предлагается в кратчайшие сроки профильным министерствам, депутатам совместно с аудиторско-консалтинговой фирмой провести анализ потерь малых компаний от существующей налоговой политики. Обосновать новые подходы к ее формированию. Поручить уполномоченному обсуждать изменения бизнес-сообщества в динамичном формате, как это было, к примеру, при разработке налога на имущество административно-деловых и торговых центров в 2015-2016 годах, – озвучил выступающий.
Акцентировал внимание и на «практически остановленном допуске для бизнеса к разработке естественных месторождений песка, щебня и глины», предложив установить понятные всем правила перевода земли в карьерах. Коснулся и темы «лесных конкурсов», большинство из которых «не принесли какой-либо ощутимой пользы для малых и средних предприятий, занимающимися глубокой переработкой древесины».
— Лесной ресурс зачастую доставался фирмам, никак не участвующим в реальной переработке древесины, что подтверждается отменой результатов части конкурсов. Предлагается совместно с бизнес-объединениями, профессиональными участниками рынка найти паритет в эффективном и понятном инструменте. Уполномоченному – всячески участвовать и ускорять процесс принятия документов, которые предприниматели ждут более 5 лет.
Отдельно остановился и на еще одной «многолетней боли малого бизнеса» – НТО, рекламных конструкциях, фасадах, вывесках. В рамках подготовки к 650-летию Кирова предложил совместно общественным институтам, архитекторам, дизайнерам «разработать последнюю версию исторического образа центра с бессрочным сроком действия. За расходы предпринимателей, понесенные из-за смены вывески, ремонта фасада, изменения в дизайне рекламы, внешнего вида НТО предусмотреть компенсации, «как это было сделано у соседей, например, в Перми».
— Согласовать размещение НТО и рекламы на 10 лет и забыть об этой теме, – обозначил еще одну из болевых точек кандидат.
Он подчеркнул, что «это далеко не все проблемы, о которых надо упомянуть и которые могут быть определены за бизнес-омбудсменом».

— Но кто бы ни стал Уполномоченным, успех в этом вопросе зависит от совместных действий с бизнесом, – подчеркнул кандидат Вавилов.
кочев.jpg   

Во время дискуссии кандидатам (помимо пожеланий) были заданы различные вопросы. Схожим – со слегка различной формулировкой– оказался один. Его тому и другому «дошедшему до финала» кандидату задал руководитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Дмитрий Кочев.

Вопрос Екатерине Орешкович:

— У вас отличная презентация. Вы известный предприниматель. Какая мотивация? Зачем лично вам, успешному предпринимателю, идти в политику – на должность бизнес-омбудсмена?

— Не только вы задаете этот вопрос: «Зачем тебе это надо?». В данный момент времени это надо не мне, это надо вам. Потому что приходит такое время, когда люди, которые рождены, чтобы заниматься служением, должны это служение реализовать. Мне сейчас кажется подходящим место, время и обстоятельства. И есть запрос. Это изначально была не моя инициатива. Это было предложение в том числе со стороны предпринимательских кругов.

Вопрос Андрею Вавилову:

— Я, как и многие сидящие здесь, знаю о ваших делах в защиту прав малого и среднего бизнеса. Опыт большой. В период «ковидных» ограничений через «ОПОРУ РОССИИ» помогали. Для чего вам сейчас должность бизнес-омбудсмена, как поможет в выполнении этих функций, если вы можете выполнять их и без этой должности, а как руководитель бизнес-объединения?

— Последние 5 лет я не был омбудсменом. Полномочиями не обладал, в том числе по теме открытия в «пандемийный» период парикмахерских, тем не менее Роспотребнадзор услышал нашу с вами позицию. Чтобы решить тот или иной вопрос, общественной организации приходится тратить гораздо больше времени. Мы всё это делаем, каждый день. Но когда ты чиновник или хотя бы предприниматель на должности чиновника, с тобой общаются как на равных. Это просто ускоряет процесс.

чиновники.jpg

Окончательное решение по кандидатуре в конечном итоге выберет глава региона – посоветовавшись с командой. Затем этот один кандидат пройдет согласование через федерального бизнес-обмудсмена. Сегодня на мероприятии губернатор Александр Соколов попросил с уважением отнестись к итоговому решению по выбору на пост Уполномоченного.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте