Александр Шулятьев: «Голыми руками горячее железо не взять»
Отношение к вопросам охраны труда – показатель уровня развития компании. Серьезные предприятия не закупят для своих сотрудников контрафактную одежду или обувь, у этого рынка свои потребители.
Об этом, особенностях и трендах развития рынка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты «Бизнес Новостям» рассказал генеральный директор ООО ТД «Вятка-Восток-Сервис», председатель комитета по охране труда и промышленной безопасности при Вятской ТПП Александр Шулятьев.
Александр Евгеньевич, меняется ли подход к теме охраны труда со стороны государства?
На мой взгляд, до сих пор четкой государственной политики не сформировано. В Кировской области раньше работал комитет по труду, потом управление по регулированию трудовых отношений при министерстве промышленности, затем функции передали управлению по регулированию трудовых отношений при министерстве... ЖКХ, сейчас они перешли в управление службы труда и занятости, надеюсь, что это решение улучшит ситуацию. К тому же у нас в области Федерация профсоюзов в последние два года сильно активизировалась в направлении охраны труда. Работаем с ними сообща.
Спецодежду называют одним из элементов имиджа предприятия и идентификатором компании. Согласны с этим?
Полностью. По отношению к спецодежде сразу можно оценить уровень развития компании. Если у кого с этим неважно, то и на предприятии дела идут неважно. И директор сидит на месте, мечтая об одном: только бы не выгнали. Когда сотрудники ходят по заводу в одинаковых костюмах с логотипами, а не как партизаны, с большой долей вероятности на заводе все хорошо с технологической точки зрения, сбыт налажен и так далее. Связь прямая: охрана труда — это часть бренда.
Насколько развита конкуренция на вашем рынке?
Компаний на рынке много. Наверное, только выходцев из нашей с десяток. Объединились по двое-трое, что-то покупают, перепродают. У нас с ними разные потребители, разный ассортимент и разные методы работы.
Вы больше работаете по прямым поставкам или в розницу?
Больше оптом: рынок спецодежды не сильно розничный. Если говорить об ассортименте товаров для отдыха (к примеру, противоэнцефалитных костюмах, обуви, бейсболках) - да, они продаются в розницу не только у нас, но и в туристических или охотничьих магазинах.
Я пытался использовать спецодежду для каких-то экстремальных видов спорта. Подошли перчатки для квадроцикла, обувь для снегохода. У нас есть отличные утепленные костюмы, но они все-таки не для спорта, а для работы. Рабочая одежда — это рабочая одежда, у нее своя специфика и свой рынок.
Насколько актуальная для него тема контрафакта?
Пока есть спрос на некачественные услуги и товары, рынок контрафакта будет существовать. Для некоторых предприятий, по разным причинам, приемлема работа с такими организациями. К примеру, изменились требования к предприятиям, предоставляющим услуги по проведению спецоценки условий труда, но дан срок, в течении которого нужно привести предприятие в соответствие новым требованиям. Многие организации дорабатывают до указанного срока, а дальше работать на этом рынке не собираются. Поэтому ответственность за проведенную сейчас спецоценку нести будет некому. Или некоторые индивидуальные предприниматели такие услуги оказывают по охране труда, что после них приходится все переделывать. Конечно, в большинстве случаев потребители «клюют» на «цену пониже», но где бесплатный сыр, всем известно.
Насколько рынок инновационный?
Инноваций очень много.Есть костюмы для защиты от электромагнитных излучений, для защиты от электрической дуги. Есть спецодежда для работы в агрессивной среде - в нагретой до 100 градусов воде или при ликвидации аварий. Отрасль высокотехнологичная, это не сшитые в подвале костюмчики. И этот рынок давно развивается. Я еще в 2001 году ездил на завод в Германию. Все шумит, гремит. На нас надели наушники, мы спокойно разговариваем и слышим только друг друга, потому что все лишние шумовые частоты отсекаются. Сейчас такие наушники у нас кировские заводы закупают.
Некоторые предприниматели говорят, что для работы на рынке приходится давать «откаты» снабженцам. Вам приходится?
А зачем мне это? Откат — это же нестабильность. Сегодня ты заплатил, завтра пришел кто-то другой и дал на три копейки больше. У тебя был клиент и не стало. Я — за стабильность. У нас достаточно конкурентных преимуществ, чтобы не использовать такие формы работы.
Вы работаете по аутсорсингу или в аренду?
Да, по аутсорсингу, эта услуга востребована. Удобно и выгодно передать непрофильные функции по обеспечению спецодеждой (ее подбор, чистка, стирка, поставка, подгонка, учет и т.д.) специализированной организации. И крупные предприятия услугой пользуются, к примеру, «АВИТЕК», «Веста», «ВФК». В сфере аутсорсинга по охране труда также развивается предоставление услуг специалиста по охране труда.
В аренду спецодежду не сдаем (и не слышал, чтобы в городе кто-то этим занимался). Это дорогостоящая услуга для предприятия. Необходимо три комплекта держать: в одном ходят, один в стирке, третий запасной. И одежда должны быть очень высокого качества из-за постоянного оборота.
Пришло ли в сферу производства спецодежды и СИЗ импортозамещение?
Политика в сфере импортозамещения заставила ряд компаний проводить локализацию и переводить производства в Россию. Но ведь можно начать закручивать одну деталь, и назвать это российским производством.
Сейчас импортные ткани нежелательно использовать в производстве спецодежды, стимулируется применение российских. К примеру, Фонд социального страхования разрешает 20% страховых взносов использовать на предупредительные меры по охране труда. Это санаторно-курортное лечение, обучение, спецоценка, в том числе приобретение спецодежды и спецобуви и т.д. Одно из требований для получения компенсации – российское происхождение спецодежды. Раньше компенсацию можно было получить за любую спецодежду, и предприятия старались закупить за границей что-то инновационное – то, что в России пока не производят.
Какие сферы экономики самые травмоопасные?
Традиционно - лесная сфера, сельское хозяйство, строительство, машиностроение. При этом динамика производственного травматизма снижается. В первую очередь, за счет того, что теме охраны труда все-таки уделяется больше внимания и контроль пожестче. Но есть и вторая сторона — количество самих производств сокращается. Думаю, есть и сокрытые случаи травматизма. Если работодатель платит зарплату в конверте, не обеспечивает сотрудников СИЗ, не создает условия для работы, он и про несчастный случай при возможности промолчит.
В России тенденция: после крупного ЧП начинаются массовые проверки всех профильных предприятий. Считаете ли правильным такие локальные проверки — уже после произошедшей трагедии?
По следам события проверки надо проводить, но акцент все-таки необходимо делать на профилактическую работу. Мы в рамках комитета при Вятской ТПП в этом направлении и работаем: показываем, рассказываем, объясняем, решаем возникающие вопросы со спецодеждой, с обучением, спецоценкой и т. д. Реализация этих мер, считаю, тоже сказывается на снижении уровня травматизма.
Интересы бизнес-сообщества защищаете?
Защищаем. Одно из последних обращений — от предприятия, получившего от поставщика некачественную спецодежду. Провели экспертизу – контрафакт. Поставщик все заменил. В комитет часто обращаются за независимой оценкой или экспертизой качества товара. Мы их делаем, но предприятие само принимает решение — работать с поставщиком или нет. Каких-то официальных юридических заключений не даем: мы не контролирующий орган, а общественная структура, в состав которой входят ведущие предприятия, занимающиеся вопросами охраны труда. Но когда вопрос попадает на рассмотрение комитета, он решается. С той же поставкой контрафакта: поставщик сам понимает, что товар «кривой». И комитет – только первое серьезное звено в цепочке контроля. Если проверка дойдет до следующего уровня, ему мало не покажется.
Мы поднимаем тему концепции Vision Zero («нулевого травматизма»). Это не какие-то отдельные мероприятия, а целый комплекс мер, совершенно новый подход к организации профилактики травматизма. Затрагивает безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства. Предприятия нашей области это концепцию начинают внедрять.
Насколько быстро развивается рынок спецодежды и СИЗ?
За 25 лет (именно столько лет я работаю на этом рынке, столько же лет работает комитет при Вятской ТПП) он поменялся кардинально. Помню, когда только занялись спецодеждой, отшивали черные костюмы, да еще синие. Где-то в 1997 году в «Восток-Сервис» отшили цветные костюмы из смесовых тканей. Нас тогда в Москву позвали, чтобы показать и посоветоваться – будут ли такие продаваться в регионах. К 2000 году черных практически не осталось, а сегодня невероятные вещи появляются!
Конечно, мы во всех отраслях отстали от Запада, но рынок меняется. В первую очередь, за счет крепких развивающихся предприятий - таких как «АВИТЕК», «Кирскабель», «ВФК», «Авва Рус», «Нанолек» и ряда других. Пусть не обидятся те, кого не назвал, на самом деле таких предприятий становится все больше. За счет таких организаций, за счет создания новых производств рынок продолжит развитие. Для руководителей серьезных предприятий охрана труда — это традиция, вопрос социальной заботы о рабочих. Голыми руками горячее железо не взять.
Досье:
Шулятьев Александр Евгеньевич, генеральный директор ООО ТД «Вятка-Восток-Сервис», председатель комитета по охране труда и промышленной безопасности при Вятской ТПП.
Образование: высшее. Окончил Кировский технологический техникум (техник-технолог швейного производства), Московский технологический институт (инженер-экономист).
Трудовая деятельность:
Кировская трикотажная фабрика – инженер-метролог;
Объединение Кировоблшвейбыт - зав. механический мастерской, зам. главного механика, секретарь комитета ВЛКСМ;
МЖК «Красная горка» - директор комбината товаров народного потребления
В наст. вр. - ген. директор ООО «Вятка – Восток-Сервис».
Блиц:
Какой вы руководитель? Креативный.
Три главных принципа успешного руководителя? 1. Доверяй, но проверяй. 2. Нет маленьких проблем. 3. Кнут и пряник.
За что любите свою работу? Защищаю человека труда от воздействия вредных производственных факторов. Спасаю человеческие жизни.
На что потратили первый заработок? Сходил в ресторан с друзьями.
На что не жаль потратить деньги? На здоровье и комфорт.
Хобби. Танцы, снегоход, квадроцикл, настольный теннис.
Жизненное кредо. Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего к ней идти.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru