ООО «Федерация профсоюзов»?
Политика проникает в профсоюзные объединения в ущерб их социальной функции.
Круглый стол
Участники:
Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России
Валерий Туруло, председатель профсоюза «Ассоциация защиты прав малого и среднего бизнеса», депутат Законодательного собрания Кировской области
Сергей Голофаев, генеральный директор ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»
Наталья Алексеева, руководитель компании «СтанкоМашИмпорт»
Валерий Сенников, председатель профсоюза работников здравоохранения Кировской области
Когда-то они были многочисленной и мощной общественной организацией в нашей стране. Сегодня многие считают, что деятельность профсоюзов незаметна и неэффективна. Кто-то остается при мнении, что профсоюзные организации не отстаивают интересы работников, а выполняют волю властей. И многие видят в этом социальную и даже политическую проблему. Нужны ли профсоюзы в современной России и кто сегодня может защитить интересы наемных работников, выясняли эксперты «Бизнес Новостей».
Спорить конструктивно
Валерий Сенников:
Я считаю, что профсоюзы крайне необходимы. На сегодня действующим законодательством предусмотрена единственная общественная организация, которая имеет право и должна контролировать работодателя в соблюдении норм трудового права. Любой другой общественной организации или политической партии на законодательном уровне такого права не предоставлено. Потому профсоюзы необходимы. Другой вопрос: как они работают? Все зависит от председателя первичной профсоюзной организации, который доносит сигнал до областного комитета профсоюза. Мы, в свою очередь, выстраиваем диалог уже с областной властью. Кроме того, профсоюзы играют важную роль в вопросах социального партнерства. К примеру, это принятие локальных нормативных документов в конкретном учреждении. С одной стороны выступает работодатель, с другой – профсоюз. В этих документах прописываются социальные гарантии, которых может быть больше, чем предусмотрено в Трудовом кодексе. И задача профессионального профсоюза – добиваться расширения этих социальных гарантий.
Валерий Туруло:
Профсоюзы, которые сегодня называют «шмаковскими», себя изжили. Они заняли соглашательскую позицию, по сути – врастания в систему власти. И эта позиция показала свою несостоятельность. Профсоюзы на сегодняшний день в том состоянии, в котором они есть, люмпенизируют народ. И на смену этим профсоюзам уже приходят другие. Те, которые действительно являются рабочими и истинно защищают интересы человека труда, пытаются уравновесить систему взаимоотношений между работодателем и наемным работником. Например, у нас есть территориальный профсоюз «Защита». В нем нет руководителей и работодателей. Там присутствуют только рабочие, которые вырабатывают систему защиты своих интересов. Разговор должен идти не о соглашательстве, а о каких-то единых целях между собственником-работодателем и работниками, когда у них есть взаимный интерес в достижении каких-то результатов.
Сергей Голофаев:
Я также уверен, что профсоюзы нужны современной России. Это реальная сила, которая может защитить наемного работника. Когда четыре года назад я вступил на должность генерального директора завода, в России и мире был кризис. И переговоры с коллективом шли достаточно непросто. Многие люди попадали под сокращение. Тогда профсоюз и руководство предприятия практически были двумя противоборствующими сторонами. Сегодня все по-другому. На нашем предприятии сильная первичная профсоюзная организация. И мы ведем с ней конструктивный диалог. Недавно, к примеру, мы долго обсуждали коллективный договор. Споры были достаточно жаркими, но в конечном итоге остались довольны все. Мы не просто сохранили, а приумножили все социальные гарантии, которые были в старом коллективном договоре. Профсоюзы, на мой взгляд, помогают работодателю рассмотреть те вещи, которые он, может быть, просто не успевает замечать на предприятии. В каждом цехе, в каждом отделе есть профсоюзные ячейки, которые изнутри подсказывают о каких-то проблемах. Это касается и производственных взаимоотношений, вопросов качества, всей сферы нормальной работы предприятия.
Александр Шершуков:
На сегодня только в системе Федерации независимых профсоюзов России состоит около 22 миллионов человек. Необходимость профсоюзов подтверждают и десятки и сотни тысяч коллективных договоров по всей стране. Наконец, о пользе профсоюзов говорит и огромное количество судебных дел, в которых стороной, представляющей работников, выступают профсоюзные юристы. И по статистике, к слову, они выигрывают 92% таких дел.
Созданы снизу
Наталья Алексеева:
На крупных предприятиях, возможно, профсоюзы и нужны. Но если говорить о малом и среднем предпринимательстве, то объективная необходимость в создании данной структуры отсутствует. На маленьких предприятиях руководитель находится в более тесном контакте со своими работниками, и они напрямую могут задать ему вопрос или поставить проблему. К тому же, есть Трудовой кодекс, наконец, трудовая инспекция. И любой работник может отстоять свои права сам.
Александр Шершуков:
Знаете, Уголовный кодекс у нас тоже есть, но для защиты прав гражданина существует полиция. Профсоюзная организация как раз и добивается исполнения положений Трудового кодекса. Более того, она может влиять на изменение этих положений, лоббируя различные поправки. К сожалению, у работников не так уж много возможностей, скажем, представлять свои интересы в суде. Для того, чтобы нанять адвоката, нужны деньги. И не всем это по карману. А профсоюз бесплатно предоставит работнику юридическую помощь.
Валерий Сенников:
Полностью согласен с вами. Трудовой кодекс предусматривает минимальный набор социальных гарантий. К примеру, он позволяет работодателю установить вилку по вредности от 4 до 16%. Понятно, что работодателю выгодно установить минимальные выплаты. И Трудовой кодекс при этом он не нарушает. Допустим, работник обратится в трудовую инспекцию, но работодатель-то закона не нарушил и выполнил свои трудовые обязательства. Все по закону. Другой пример. Есть 82-я статья Трудового кодекса, которая предусматривает, что локальными нормативными актами учреждения может быть установлен иной порядок согласования с профсоюзным органом вопросов, связанных с увольнением члена профсоюза. Поэтому мы рекомендуем всем нашим профсоюзным организациям в своих коллективных договорах устанавливать иной порядок. Чтобы все вопросы, связанные с увольнением работника, решались только с предварительного согласия выборного профсоюзного органа. Без этого согласия ни один работодатель не может уволить работника. А если работник не является членом профсоюза, он идет в адвокатуру, в суды, тратит собственные деньги, но в итоге может быть так и не восстановлен в должности. Приведу такие цифры: только в наш профсоюз работников здравоохранения за защитой своих нарушенных прав ежегодно обращаются более полутора тысяч человек. И мы все эти вопросы решаем досудебно, встречаясь с главными врачами, руководителями областного уровня.
Сергей Голофаев:
Я знаю достаточно много коммерческих организаций, которые работают без профсоюзов. И без них, конечно, прожить можно. Но ведь и на нашем заводе не я создавал профсоюз. 1700 работников предприятия сами объединились в профсоюзную организацию. А значит, им это нужно, они видят пользу от этого объединения. Они ездят на соревнования, турслеты, получают путевки в санатории… На самом деле, внутри профсоюзов жизнь бурно кипит.
Коммерция — бич профсоюзов
Наталья Алексеева:
Мое мнение, что профсоюз утратил свое назначение тогда, когда начал заниматься коммерческой деятельностью. Прежде всего - это соблюдение и защита прав наемного работника. Придерживаюсь мнения, что каждый должен заниматься своим делом: пекарь - печь хлеб, портной - шить, а когда все смешивается...
Сергей Голофаев:
Конфликт в Кировской областной федерации профсоюзов - это отражение общероссийской проблемы коммерциализации профсоюзов. Они, к сожалению, в большей степени занимаются коммерческой деятельностью, чем профсоюзной. И в Кирове ситуация та же. Споры и упреки возникают по поводу вопросов сдачи в аренду недвижимости профсоюзов. Люди борются не за права работников, а за власть над имущественным комплексом и распоряжение им. Мне, как хозяйственнику, было и смешно, и обидно: вы что, завод, или ООО «Федерация профсоюзов Кировской области»? До чего дошло: люди борются за «золотые парашюты», то есть за социальные гарантии работнику при его увольнении или выходе на пенсию. В федерации достаточно много людей пенсионного возраста, и их интересуют суммы денег, которые они получат при выходе на пенсию. И суммы эти составляют 100-200 тысяч рублей. Коммерциализация профсоюзов – это просто бич нашей действительности. И если ситуация в областной федерации не изменится, профсоюзная организация нашего предприятия просто уйдет в отраслевую организацию.
Валерий Туруло:
Абсолютно согласен с тем, что все эти движения «верхушки» областной федерации профсоюзов связаны с тем, чтобы обеспечить себе на долгосрочный период определенные льготы. Учитывая то, что практически все они предпенсионного и пенсионного возраста, они хотят обеспечить себе выходное пособие. По-моему, это шесть месячных окладов, а это очень немалые деньги. Но меня больше волнует другое: из-за этой возни руководства профсоюзов дела и проблемы трудовых коллективов становятся второстепенными. Личностный аспект доминирует над общественным. Хотя профсоюзы априори призваны общественные интересы ставить выше индивидуальных.
Наталья Алексеева:
Одна из сторон конфликта упрекает лидера федерации профсоюзов в том, что он много внимания уделяет партийной работе в ущерб профсоюзной деятельности. Я считаю, что руководитель профсоюза должен быть человек внепартийный, по-настоящему независимый.
Валерий Сенников:
Вы знаете, по нормативным документам все профсоюзы должны быть вне политики. Только независимые лидеры профсоюза могут отстаивать права членов профсоюзной организации действительно независимо. А партийный лидер профсоюза в каких-то вопросах просто может быть связан по рукам и ногам своими политическими убеждениями и уставом партии.
Сергей Голофаев:
Мое мнение: политическим инструментом профсоюз может стать только при условии, что это реальная сила. А сегодня в Кировской областной федерации я не вижу такой силы. Какие-то определенные группы пытаются завоевать власть над профсоюзами дабы потом распоряжаться какими-то кусками собственности.
Александр Шершуков:
А я не вижу проблем в том, что руководитель профсоюзной организации состоит членом какой-то политической партии. Например, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Андрей Исаев – один из лидеров «Единой России». Я, являясь секретарем ФНПР, одновременно еще и председатель партии «Союз труда».
Думаю, что в ситуации в федерации профсоюзов Кировской области просто присутствует элемент внутрипрофсоюзной борьбы. А партийность руководителя – всего лишь один из аргументов в споре. Честно говоря, я не знаю примера, когда бы лидер территориального профсоюза руководствовался не профсоюзным уставом, а партийным.
Подготовил Александр Грислис
grislis@mail.ru