Секонд хенд, или Разумное потребление
19.05.2019 19:49:00
1808
0
Журналист "Бизнес Новостей" изучил, кто и почему сегодня приобретает подержанную одежду, откуда в Киров завозятся стоковые вещи и что угрожает этому рынку.
На заре 90-х на распродажи одежды секонд хэнд кировчане ходили в... кинотеатры. Импортные джинсы, куртки, платья кучами раскладывали прямо на креслах в зрительных залах. Сегодня торговля подержанной одеждой имеет цивилизованную форму, сложившийся круг покупателей и чувствует себя на рынке довольно устойчиво.
Философия бережливости
В Кирове насчитывается более 30 магазинов, где торгуют «одеждой из Европы». Есть и гипермаркеты типа «Мегахэнда» на улице Свободы, и небольшие бутики, расположенные по окраинам города. Для оптовиков в Кирове имеются представительства крупных федеральных ритейлеров, к примеру, питерского «Торгового Дома Голландии», который обслуживает все Поволжье.
Откуда берется товар? Обычно на складах представлены вещи из Америки и стран Европы, чаще всего Голландии, Англии, Ирландии, Германии, скандинавских стран. Это может быть стоковая одежда класса люкс (не проданные производителями или в брендовых магазинах остатки коллекций) либо так называемый «оригинал» – вещи б/у, которые сдают жители европейских стран в специальные приемные пункты. Собранный таким образом товар отправляется на фабрики, где проходит обязательную многоступенчатую дезинфекцию, сортируется по видам и сезонам, пакуется в мешки по 10–25 килограммов и через таможню поступает в Россию. Цена на сданные бесплатно джинсы формируется услугами перепродавцов и перевозчиков. В среднем за килограмм отсортированной и обработанной европейской одежды производители секонд хэнда просят от 3 до 10 евро.
Буму одежной перепродажи в России послужил не только спад доходов в стране,
но и осознанный отказ от покупки новой одежды.
Буму одежной перепродажи в России послужил не только спад доходов в стране, но и осознанный отказ от покупки новой одежды. Даже такие монстры модной индустрии, как H&M, занялись переработкой поношенных вещей и проводят акцию «Принес старые джинсы – получил новые со скидкой».
– Я занялась своим бизнесом потому, что являюсь сторонником концепции разумного потребления, – рассказала владелица кировского магазина секонд хэнд «LoveСТОК» Анна Коновалова. – Я не поддерживаю идею производства новых вещей, которое наносит реальный ущерб экологии. Вдохновение от поиска.
Свой магазин Анна открыла чуть больше полугода назад. Основным плюсом бизнеса она считает небольшие затраты на логистику и закупку товара: новые вещи обошлись бы в разы дороже. В перечень ее расходов входят также плата за аренду помещения, вложения в продвижение и интернетрекламу. Плюсом является то, что в магазине Анна работает сама, без помощников.
Товар появляется в магазине не только от кировских оптовиков. Вещи девушка заказывает в Екатеринбурге, Перми. – Мы не продаем вещи на вес, только по ценникам, и это действительно новые вещи, – рассказывает Анна. В магазине можно найти белье по 10–12 рублей на распродаже, а можно примерить новую кожаную куртку за 1,5–2 тысячи.
– К нам приходят и обеспеченные люди – за качеством, хорошими материалами, известными брендами. Есть и те, у кого средний и низкий достаток и они не хотят тратить деньги на новую одежду, – уверена владелица. – Молодежи не так много, в основном это люди за сорок лет, пенсионеры.
Еще одна категория покупателей – представители творческих профессий. Интересный покрой, расцветки, фактура ткани – дорогу в магазин секонд хэнда знают музыканты, актеры, художники. Здесь легко подобрать сценический образ, сменить имидж, поймать вдохновение.
– Я давно одеваюсь в стоках, не вижу в этом ничего предосудительного, – поделилась покупательница со стажем Наталья Беглова. – Точно знаю, что найду подходящую вещь, и такой не будет ни у кого в городе. Для меня это важно. Да, порой на поиск своего размера может уйти время, но в итоге это будет эксклюзивный костюм, который не найти в сетевых магазинах обычных торговых центров.
Тонкости бизнеса
Торговля б/у товарами – дело хлопотное. Основная проблема стоковой торговли – нераспроданные остатки товара. Если супермаркеты секонд хэнда имеют возможность обмениваться неходовыми вещами, таким образом получая еще один способ менять ассортимент, то у мелких магазинов свои методы. Именно поэтому маркетинг здесь играет такую важную роль. Надо постоянно проводить акции, распродажи, переоценки, многократно отсортировывать вещи, чтобы каждая нашла своего хозяина, рассказывает Анна.
Китайцы наступают
Владелица магазина «DikОБРАЗ» Наталья Хитрина тоже видит преимущества стартапа в торговле товарами секонд хэнд в небольших первоначальных вложениях по сравнению с другими видами бизнеса.
– Кроме того, себестоимость товара невысокая, и в принципе, можно уложиться в 500 тысяч рублей и открыть неплохой магазин, – считает она.
Конкуренция велика, поэтому большая доля вложений у нее тоже идет на рекламу. Причем речь идет не только о «коллегах по цеху», которые держат мегамаркеты секонд хэнда и могут предложить большие скидки, не боясь убытков.
– На пятки наступают магазины, где продают товары китайского производства низкой категории, – пояснила Наталья.
Средний чек в ее магазине – 500 рублей, но может доходить и до 3 тысяч рублей. Соотношение стока и подержанной одежды в магазине 50 на 50 – и это текущий тренд. Чтобы удовлетворить покупательский спрос, Наталье приходится работать с десятком поставщиков, учитывая пожелания клиентов видеть на вешалках одежду тех или иных марок.
– Покупательская способность падает, это наше преимущество, но люди хотят покупать еще дешевле, а так как мы зависим от скачков цен на евро, товар подорожал за последние несколько лет, – уверена она.
В целом владельцы стоков перспективы своего бизнеса оценивают положительно и закрываться в ближайшее время не собираются. Борьба за покупателя идет на всех фронтах, особенно между крупными игроками и владельцами маленьких магазинов. Преимущество последних – более тесная работа с покупателем, локация в спальных районах и на окраинах, где торговля б/у одеждой из Европы долго будет оставаться рентабельной и востребованной. И тут слово за покупателем, который выбирает товар по приемлемой цене и качеству.
Надежда Пономарева
mail@bnkirov.ru