Точка невозврата
Ритейлеры прогнозируют дефицит продуктов в магазинах.
Но это не связано с погодой, санкциями или какими-то иными внешними обстоятельствами. В России могут принять закон о запрете для торговых сетей возвращать товары поставщикам. Кто в этом случае окажется в проигрыше: ритейл, производители или потребители?
В выходные полки опустеют?
Обсуждаемый сегодня в нижней палате парламента законопроект о запрете возвращать поставщикам нераспроданные продукты вызвал большой общественный резонанс. С этой инициативой выступила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Вместе с еще тридцатью депутатами они подготовили поправки в законы «Об основах госрегулирования торговой деятельности» и «О развитии сельского хозяйства». В них предлагается изменить формат договора между поставщиком и торговыми сетями — товар, не проданный по истечении срока годности, не должен возвращаться обратно. По мнению группы депутатов, предлагающих этот закон, в последнее время ритейлеры слишком часто возвращают продукцию производителям, причем за их же собственные деньги. То есть последним приходится по сути выкупать свой товар обратно.
В законе есть и цифры: по некоторым российским предприятиям в разных регионах возврат по хлебным изделиям, например, может достигать 50% от общего объема поставок, до 30% - в случае с мясной продукцией. И в основном это касается отечественных производителей. С зарубежными поставщиками ситуация иная — возврата продукции практически не происходит. Первое чтение законопроект уже прошел.
Реакция на инициативу оказалась, скорее, негативной: в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что подобное новшество может привести к «невозможности приобретения продуктов в отдельные часы работы предприятий торговли, в особенности в выходные дни». Так сказал председатель президиума ассоциации Сергей Беляков. То есть ритейлер, которому запретят возвращать товар, просто будет изначально заказывать его в несколько раз меньше. Как правило, поставка скоропортящихся продуктов питания происходит в пятницу на три дня вперед, а если вдруг поднимется спрос, к воскресенью на полках может ничего не остаться. Об этом риске Беляков сообщил в интервью газете «Известия». Сегодня, по его словам, примерно половину всех полок в торговых сетях занимают продукты питания со сроком годности до 10 дней. То есть, этот запрет может коснуться 50% товара.
Также в замечаниях, подготовленных АКОРТ для правительства, сказано, что по статистике участников рынка розничной торговли, схемы возвратов придерживается около 30% производителей, поскольку для них это означает сохранение ежедневных объемов и рентабельности производства. Кроме того, практикуется еще схема списания продукции — это примерно 1-3% как у иностранных, так и у отечественных поставщиков. Приводятся в документе и данные опроса, проведенного Минпромторгом в феврале этого года. Так, только 40% из 50 опрошенных регионов поддерживают законопроект о полном запрете возврата товаров.
Само ведомство находится на стороне АКОРТ: чиновники считают, что торговую отрасль нельзя слишком сильно регулировать, потому что в итоге это может сказаться на всех участниках рынка, в том числе и на потребителях. Поэтому Минпромторг предложил провести сначала оценку того, как данный законопроект может повлиять на эту сферу, а уже потом выносить его на второе чтение. Минсельхоз же предложил свои поправки в данный законопроект. Так, в ведомстве предлагают запретить возврат товаров сроком годности до 20 дней включительно. Летом в федеральных СМИ замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев говорил о том, почему проект нужно доработать: «Мы считаем, что отдельно в законопроекте должна быть регуляторная механика, связанная с направлением скоропортящихся продуктов. У нас есть конкретный список случаев, когда возврат должен быть возможен».
Сети «издеваются»
Некоторые эксперты, впрочем, считают, что даже в случае принятия подобного закона дефицит продуктов в выходные дни маловероятен. Так, по словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, с юридической точки зрения предлагаемую норму можно будет обойти. Но в целом он против принятия данной меры. «На наш взгляд, большего эффекта можно достичь за счет снижения стоимости продуктов согласно сокращению срока годности, грамотного планирования и гармонизации системы заказов», — сказал Востриков «Известиям».
А по мнению директора экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, этот закон в конечном итоге может привести к росту цен на продукты питания, особенно на самые необходимые: молоко, хлеб, мясо, яйца (у них небольшой срок годности). И если ритейлеры снизят объемы закупок у производителей, то последние начнут сокращать свое производство. Все это в итоге может привести к падению оборота розничной торговли, а значит и сокращению налоговых поступлений.
Также в АКОРТ приводятся примеры того, как некоторые представители бизнеса уже без принятия закона решили отказаться от политики возвратов. Ассоциация, например, заключила соответствующее соглашение с Российской гильдией пекарей и кондитеров (РОСПиК). Компания «О'кей» заявила о переходе на безвозвратную технологию заказа хлебобулочной продукции. А компания X5 Retail Group перешла с начала этого года на такую схему работы со всеми поставщиками кроме тех, кто попросил оставить для себя возможность возврата продукции.
Сама же заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая сказала, что информация о возможном дефиците продуктов на полках магазинов неверна.
— Суть «издевательства» торговых сетей над отечественными производителями через возвраты нереализованной продукции очевидна, - сказала Яровая. - Между сторонами заключается договор купли-продажи, по которому производитель законно рассчитывает поставить товар и получить за это оплату. Как и человек — покупатель, который приходит в продовольственный магазин, платит сразу деньги на кассе. Если купил лишнее и не съел — в магазин вернуть не имеет права. Честное распределение рисков. Но торговые сети не желают нести свои риски и возвращают все непроданное.
Также она сказала, что иностранные торговые сети, например, не имеют права что-то возвращать поставщикам и никогда этого не делали. По ее словам, данную инициативу поддержали 75 регионов России и девять отраслевых союзов производителей.
Мнения:
Руслан Гузаиров, коммерческий директор торгового дома «Красногорский»:
- Если поставщики регулярно расширяют свой ассортимент, то возврат товара — это лишь страховая мера в случае его не продажи. Сети тоже не всегда могут посчитать, сколько им нужно товара, особенно если это касается новой продукции. Сейчас предлагается именно на ритейлеров переложить эти риски. Тогда мы подстроимся и будем минимизировать их за счет корректировки ассортимента. То есть если товар не привозится ежедневно, будут происходить обнуления — в какое-то время какой-то продукции действительно может не оказаться на полке.
На данный момент мы с каждым поставщиком решаем отдельно, будет возврат или нет. Затем подводим статистику: если возврат случился по нашей вине, мы исправляем ошибки. Это наша с поставщиком взаимная работа. Мы тоже не заинтересованы в том, чтобы товар катался туда-обратно. Возврат товара для нас — это тоже затраты. В целом существующая система нас устраивает.
Олег Обухов, коммерческий директор «Богородского молочного завода»:
- Я против изменения любых законов, потому что бизнесу не надо мешать. Торговые сети и поставщики договорились между собой, и вдруг третья сторона меняет правила игры. Так не должно быть. Государство должно отвечать за то, чтобы в стране была стабильность. Если вам будут постоянно менять правила, вы перестанете развиваться. Поставщик знает своего покупателя, и сам должен идти на риск, когда определяет, сколько товара ему необходимо поставить на полки магазинов.
Но вот пример: вы пришли в магазин, а там макароны «Макфа» стоят 100 рублей, хотя недавно вы их покупали по 78 рублей. Вы приходите в другой магазин, и там они стоят 75 рублей. А поставщик один и тот же. Так почему он должен брать на себя ответственность за жадность торговой сети? Мы, например, возвратов не берем. Чаще всего это касается хлебной отрасли. Но и торговые сети в каком-то смысле я тоже понимаю: пусть полки будут пустые. Зато на них не будет вчерашнего продукта. Выживают сегодня только самые способные. Я за здоровую конкуренцию.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru