Тонкие моменты экспорта
Президентский указ поставил перед всей страной задачу за ближайшие шесть лет удвоить несырьевой экспорт. Приоритетными рынками сбыта названы Южная Америка, Африка и Азия. О том, как будут справляться с увеличением экспортных поставок предприятия Кировской области, шла речь в очередном прямом эфире программы «Разворот на бизнес».
- Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «КировГрад»,16+)
- Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «КировГрад», 16+)
- Екатерина Матанцева, учредитель компании МиКо
- Наталья Кряжева, министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области
- Мария Зеленцова, директор Центра поддержки экспорта Кировской области
Олег Прохоренко: Президентский Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» вышел в мае 2018 года. В нем четко обозначен срок — до 2024 года увеличить несырьевой и неэнергетический экспорт в два раза к имеющимся показателям. Плюс каждая пятая единица товара,выпускаемого в России, должна идти на экспорт. Как эти цели будут выполняться в Кировской области?
Наталья Кряжева: Нам есть от чего отталкиваться, мы получили неплохие цифры по 2018 году. Нашему субъекту основной объем экспорта дает химическая промышленность, вывоз древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, металлоизделия. Тот прирост экспорта, который увидели по итогам 2018 года — на 10,5% - был обеспечен продукцией деревообработки, электротоварами и оборудованием, черными металлами, неорганической химией. Это уже продукция высокого передела, нежели чистое сырье, которое тоже вывозится из Кировской области. К 2024 году мы эти параметры должны серьезно нарастить, а, точнее, удвоить. Работы предстоит много.
Светлана Занько: Исходя из задач, мы делаем ставку на те предприятия, которые себя уже показали, у которых уже есть налаженные связи за рубежом? Или речь идет о новых субъектах?
Наталья Кряжева: Международная кооперация — проект многогранный. Это и те предприятия, которые в будущем могут стать экспортерами, и те, кто сейчас имеют экспортные контракты. Отдельный блок — предприятия АПК. Экспорт услуг: и транспортные, и услуги связи, и информационные, и туристические. Считается все взаимодействие с нерезидентами РФ.
Олег Прохоренко: Вашим министерством в рамках федерального проекта «Экспорт услуг» разработан паспорт регионального проекта «Экспорт услуг в Кировской области». В его рамках планируется к 2024 году достичь объема экспорта услуг в размере 6 млн долларов. В 2018 году этот показатель составил 4,8 млн долларов. Получается, увеличения ждать всего на четверть?
Наталья Кряжева: Сложность в том, что мы должны найти категорию потенциальных участников бизнеса, которые могут стать экспортерами. Недавно встречались с предпринимателями Омутнинского, Афанасьевского, Верхнекамского районов и обсуждали, что может стать экспортом, как можно выйти на экспортные контракты. Посетили Омутнинский металлургический завод, который является крупным экспортером.
Светлана Занько: Что привлекает предприятия к экспортным сделкам? Связи с партнерами или валюта, которая сейчас «на высоте»? Либо то, что сужается рынок внутри страны? Какие факторы в приоритете? Наталья Кряжева: В первую очередь, это повышение доходности своего бизнеса. Мы понимаем, что любое предприятие не может стоять на месте, а выход на экспорт — один из вариантов развития. Тем предприятиям, которые еще не являются экспортерами, но могли бы ими быть, мы уже готовы помогать. Это изучение и анализ тех рынков, с которыми можно начать работать, переводы документов, это обучение экспортной деятельности как таковой. Мы даем те азы, которые покажут предпринимателям: что экспортной деятельностью можно и нужно заниматься, и уберегут от ошибок.
Олег Прохоренко: Нужно ли платить за переводы, юридическое сопровождение, консалтинг? Или в рамках нацпроекта субъект бизнеса получает их бесплатно?
Наталья Кряжева: Потенциальные экспортеры — это субъекты малого и среднего бизнеса. По линии нашего Центра экспорта большинство подобных услуг можно получить на бесплатной основе. Он находится в Кирове на улице Молодой гвардии,84. И мы видим ежедневный рост обращений туда.
Олег Прохоренко: Вернемся к районам. Речь идет о пиломатериалах?
Наталья Кряжева: Пока да. Но все прекрасно понимают, что надо заниматься продукцией более высокого передела, чтобы заработать больше. Тонкий момент в том, что страны-партнеры ждут от нас сырье, ведь им тоже интересна переработка. В этом и состоит задача.
Светлана Занько: На днях Европа отказалась от пластиковой посуды, коктейльных трубочек и ватных палочек. И пока разработчики ищут замещение этим продуктам, такая мысль пришла — делать деревянные или бумажные и «гнать» на экспорт? И здесь наши кировские предприятия могли бы участвовать.
Наталья Кряжева: Мы были бы рады, если вашу идею подхватят наши предприятия!
Олег Прохоренко: В какие районы вы еще поедете с миссией пропаганды экспорта?
Наталья Кряжева: Во время подобных поездок мы рассказываем не только об экспорте. Главное для нас — получить обратную реакцию, понять, о чем думает бизнес в муниципалитетах. Следующий макрорайон — Вятские Поляны, Малмыжский, Кильмезский районы, затем поедем в Нолинск, Уржум, Суну. Работу над стратегией нужно завершить с кратчайшие сроки, обозначить точки роста, конкретные направления работы, поэтому встречи с экспорто-ориентированными предприятиями очень важны. Проект стратегии увязан с майскими указами президента
Светлана Занько: Вернемся к экспортным услугам. Какие из них может оказывать опорный вуз? Если раньше ему предлагалось развивать регион на уровне сообществ, благоустройства, то сейчас поставлена другая задача — на экономику все направлено, на зарабатывание денег.
Олег Прохоренко: И медицинские наши компетенции востребованы странами ближнего и, порой, дальнего зарубежья. Есть наработки и у сельхозакадемии, которые могут быть интересны именно с образовательной точки зрения. Светлана Занько: Тут вузы сталкиваются с тем, что у них разные позиции и вес. Кто-то всю жизнь получал госзаказы на разработку множества проектов, и им не страшно. А вот региональные вузы?
Наталья Кряжева: Речь идет и об образовательных услугах, и о науке. Оба направления востребованы через нацпроекты. С вузами мы постоянно сверяем часы. Опорный вуз принимал участие в подготовке стратегии развития Кировской области, проводил серьезный SWOT-анализ всего региона. И это тоже направлено на его развитие. Обучение нерезидентов тоже учитывается в объемах экспортных услуг.
Екатерина Матанцева: Объем экспорта продукции нашей компании ежегодно удваивается. Белоруссия, Казахстан — наши партнеры, это тоже экспорт. У нас есть как региональная, так и федеральная поддержка экспорта. Наш кировский Центр поддержки экспорта — надежная рука, крепкое плечо. Когда мы обсуждаем, можно ли компенсировать затраты на сертификацию, участие в выставках, если нам говорят — да, то мы работаем. В этом году мы ездили на выставку в Германию. Перед поездкой оказалось, что даже стенд не зарезервирован, хотя была договоренность на федеральном уровне. А ведь у нас в целом встал вопрос о выходе на рынок Европы. В Кирове есть заинтересованность в средних предприятиях, в отличие от Москвы, где зачастую планы покрываются за счет крупных. Государству всегда интересно, когда есть дополнительный денежный поток в страну.
Олег Прохоренко: Какова доля продукции, которая идет у вас на экспорт?
Екатерина Матанцева: 20%. Спрос на продукцию образовался давно, на европейский рынок мы хотели выйти еще в 2014 году. Но тогда грянул кризис, было сложно выжить, потому что сырье используем импортное. Получилось, что всю прибыль по концу года пришлось потратить на покупку сырья. Цены мы не стали увеличивать, и часть клиентов с европейских марок перешла на нашу продукцию. То есть мы в какой-то степени являемся импортозамещающим производством. Это классно, потому что деньги идут не за рубеж, остаются в стране. Тогда производство у нас существенно выросло, несмотря на сложности с финансами. Спустя четыре года окрепли, получили международную сертификацию по органической косметике. Затраты нам помогал компенсировать кировский Центр экспорта.
Светлана Занько: Понятно, что нельзя просто так собрать котомку и приехать на выставку. Нужно предварительно изучить рынок, вычислить свои преимущества.
Екатерина Матанцева: Без подготовки ты просто холодный бренд. Если ты не продвигался в Европе, тебя там никто не ждет. Но я знаю, как отработать тех, кто посетил выставку, но меня не видел. Только тогда выставка окупит себя. Есть смысл максимально использовать все ресурсы. И есть смысл начинать подготовку к выходу на международные рынки за 8-10 месяцев до первой поставки. Только на переговоры с первым контрагентом может уйти месяц-два. Если у тебя сто контрагентов на рынке Германии, к примеру, то, возможно, выстрелит пять. А если вести переговоры с одним-двумя, то шансы в целом очень малы.
Светлана Занько: Наталья Михайловна, вы используете такой успешный опыт, как у компании МиКо в своих семинарах?
Наталья Кряжева: Да, мы показываем реальные примеры выхода на зарубежные рынки. Это поддержка экспорта на втором этапе, когда они заходят на рынок, потому что без сертификации на половине рынков делать просто нечего, особенно Европы.
Олег Прохоренко: Очень большая роль отводится центрам поддержки экспорта. Как давно он действует в Кировской области? Кто потребитель ваших услуг?
Мария Зеленцова: Центр работает с 2011 года. Услуги оказываем для предприятий малого и среднего бизнеса, зарегистрированных на территории Кировской области. Все услуги предоставляются бесплатно. Для крупного бизнеса те же услуги — на платной основе.
Олег Прохоренко: Сколько стоит сделать маркетинговое исследование в стране ближнего зарубежья, к примеру?
Наталья Кряжева: Все зависит от объема, от страны, от компании. Такие исследования могут стоить сотни тысяч. Услуги привлекаемых профессионалов стоят дорого. Подчеркну, для малых и средних — бесплатно. И если требуется взаимодействие на более высоком уровне, задействуем федеральный центр.
Екатерина Матанцева: Да, если в Москве, в тебе не заинтересованы, то в Кирове обязательно помогут.
Олег Прохоренко: Три вида услуг заявлено на сайте Центра: информационная, консультационная поддержка участников ВЭД, организация встреч и переговоров с иностранными партнерами. Здесь нет финансовой поддержки, хотя она предусматривается указом. А финансы?
Мария Зеленцова: У нас нет финансовых мер поддержки. Мы не кредитуем, не предоставляем займы. Наибольшим спросом пользуются услуги по организации выставочных мероприятий, бизнес-миссий, переводы на иностранные языки, сертификация, обучение по программе школы экспорта. Что касается последнего - это новое направление деятельности, когда мы приглашаем аккредитованных тренеров, которые ведут обучение по всем аспектам ВЭД. Это, к примеру, открытие счета, налоговое и таможенное законодательство.
Светлана Занько: Недавно представители правительства Кировской области, губернатор побывали в Италии. Что такое бизнес-миссии? В чем их цель?
Наталья Кряжева: Основная задача бизнес-миссии — это налаживание контактов, более глубокого взаимодействия между странами, и в первую очередь в сфере B2B. Это будет приводить к наращиванию и экспорта, и импорта, и внешнеторгового оборота, и выходу наших компаний на зарубежные рынки, и привлечению инвесторов к нам. География бизнес-миссий широка. В этом году планируются поездки в Китай, Таджикистан, Германия, Грузия, Монголия. Что касается поездки в Италию, это была хорошая возможность показать уже имеющийся положительный опыт по взаимодействию с этой страной. Это не только завод Pirelli, но и в пищевой промышленности — завод по производству твердых сыров Grand Vyatka в Богородском районе. Эти успешные примеры ведения бизнеса были хорошо восприняты итальянской стороной.
Олег Прохоренко: А после этого последуют переговорные миссии?
Наталья Кряжева: Да, буквально на днях мы получили подтверждение об ответном визите в нашу область. Ждем, когда будет назначена дата.
Светлана Занько: У меня есть предложение: выпускать велосипедные шины Pirelli и у нас. Потом в содружестве с нашими машиностроительными предприятиями, которые должны переориентироваться, выпускать велосипеды, плюс вложиться в велошколу, сделать велодорожки, и возобновить производство мотороллеров в Вятских Полянах...
Наталья Кряжева: Это очень хороший пример комплексного подхода. Самое главное в вашем примере, что есть важная вещь для экспорта - это кооперация. Она очень нужна и важна. Кроме малого и среднего бизнеса, большие задачи стоят и перед крупными производителями: они тоже должны удвоить свой экспортный объем. И вот тут как раз вопросы, связанные с расширением производства, с повышением его эффективности, внедрением новых разработок будет стоять в большей степени и острее, чем у субъектов МСБ.
Олег Прохоренко: А можно озвучить приоритетные рынки, куда государство планирует масштабно экспортировать товар?
Наталья Кряжева: В министерстве промышленности РФ показывали карту, где в этом качестве были обозначены Южная Америка, Африка и Азия. Никто не говорит о том, что нельзя или не нужно работать с Европой. Но приоритеты определены именно таким образом.
Подготовила Надежда Пономарева