Уходим в «цифру»
Технологии формируют тренды финансового рынка. Размер банка не влияет на уровень внимания к нему со стороны регулятора. Об этом и другом в интервью «Бизнес Новостям» рассказал председатель правления АО КБ «Хлынов» Илья Прозоров.
Илья Павлович, какие ключевые изменения происходят сегодня в банковской сфере?
- Я бы отметил, во-первых, тотальную диджитализацию банковского сектора, в том числе как тренд — передачу большого массива функций искусственному интеллекту. Некоторые участники рынка уже заявили о создании формата «диджитал-банка», каких-то цифровых моделей. Запускаются технологии, которые, например, позволяют подсчитывать остатки денег в банкоматах. Мы, кстати, начали это делать раньше, чем федеральные банки. Использование подобных технологий помогает оптимизировать процесс инкассации, работу кассиров. Такой тренд — реакция на потребности потребителя, которому нравится обслуживание в технологичном банке.
Во-вторых, продолжается процесс санации банковского сектора. Я бы назвал это удалением с рынка недобросовестных игроков или игроков, которые в какой-то момент не рассчитали кредитный или стратегический риск. Происходит укрупнение банков и сокращение числа участников системы. Кстати, в процессе санирования есть ряд интересных моментов: оперативность и решительность в действиях ЦБ повышает стабильность банковской системы в целом. Кроме того, правило «too big to fail» («слишком большой для неудачи») больше не работает. Размер банка не является иммунитетом для внимания и действий со стороны регулятора. Еще один момент — быстрое и масштабное применение нового механизма санации через Фонд консолидации банковского сектора, который предусматривает инвестиции для предупреждения банкротства и оздоровления банка. В-третьих, отмечу активный рост показателей (как качественных, так и количественных) у оставшихся на рынке игроков. Серьезное оживление, к примеру, показывает розничное кредитование, ипотека.
Ситуация на рынке банковского сектора Кировской области отличается от федеральной?
- Она измеряется теми же относительными величинами. При этом в некотором смысле у нас особенный регион, потому что «костяк» банковской структуры долгое время остается неизменным. Банковская сфера Кировской области представлена тремя основными федеральными игроками с госучастием и тремя региональными банками, в том числе банком «Хлынов». Мы в своей работе ориентируемся на потребителя и на предложения наших конкурентов.
Какие банковские продукты больше всего востребованы у бизнеса региона? Предприниматели говорят о нехватке «длинных» денег…
- Предприниматель хочет дешевых денег на длительный срок. Но банки при выдаче кредитов ориентируются на стратегию компаний-потенциальных заемщиков. Некоторое время назад лишь около 30% участников рынка имели долгосрочные стратегии, остальные работали в перспективе максимум до 3 лет (для сравнения: у большинства американских компаний стратегия рассчитана на 5 и более лет). Согласитесь, выдавать кредиты на длительный срок предприятию со стратегией всего на год неправильно.
Сейчас положение меняется: компании предлагают стратегию на больший период. Соответственно, мы расширили и ряд своих продуктов, в том числе в части инвестиционного кредитования. Кстати, именно региональный банк может более оперативно и менее бюрократизированно предоставить ресурсы малому и среднему бизнесу.
Традиционно востребованной для бизнеса услугой является и расчетно-кассовое обслуживание, в том числе в рамках специальных предложений по открытию счетов. Мы также активно развиваем полноценный интернет-банк как для предпринимателей, так и для физических лиц.
МФО, коллекторы, раздолжнители и другие подобные организации... Влияют ли такие структуры на конкуренцию на вашем рынке?
- По статистике, в МФО уходит примерно 2 - 2,5% наших потребителей, поэтому МФО нам не конкуренты. Я бы предложил рассмотреть эту тему с точки зрения реализации социальной позиции Центробанка и банковского сообщества в целом. В микрофинансовые учреждения, как правило, идут те, кто не смог пройти скоринг для получения кредита в банке. Из-за проблем с платежеспособностью, прежде всего. И в результате эти люди берут деньги под большие проценты.
Сейчас МФО подпадают в такую же зону контроля со стороны регулятора, в которой находимся и мы, банки. Это большая и ответственная работа — по резервированию возможных потерь, ценообразованию. Допускаю, что, как и нас, МФО будут оценивать с точки зрения того, берут они на себя риски платежеспособности заемщика или нет. Все это выровняет рынок МФО. Это, кстати, нормальная европейская модель заимствований, которая должна работать в приложении к платежеспособному заемщику, который берет деньги на короткий срок и может их вернуть.
Так называемые «раздолжнители», искушающие потребителя обещаниями быстрого избавления от долгов, — отдельная тема. Подобные организации подрывают доверие общества к банковской системе, вводят людей в заблуждение. Обещают вас от всего освободить, а на самом деле заталкивают в тяжбы, споры, стресс и испорченную кредитную историю. Рисуют перед вами выдуманную картинку.
Главное, что эти компании мешают конструктивному общению заемщика и банка. Им это невыгодно. Потому что первый шаг в процедуре работы банка с проблемным заемщиком строится на возможности договориться — например, о реструктуризации долга. Мне в этой ситуации эффективным кажется институт медиации, который планировали создать при Вятской ТПП. Перед медиатором садятся заемщик и представитель банка, и медиатор, как третейский судья, разрешает спор — исходя из принципов справедливости, своего опыта и репутации. Обе стороны ему доверяют, поэтому договоренности достичь проще.
Хакеры, ddos-атаки... Является ли это сегодня реальной угрозой банковскому сектору или современные системы защиты способны все отразить?
- Я бы не сказал, что это угроза возникла только сейчас, просто об этом сегодня много говорят. Чем выше уровень автоматизации процессов, чем больше мы доверяем «машинным» решениям, тем уязвимее банковская система. Но в 80% случаев причина краж ключей, данных, средств связана с потребителем — его доверчивостью, забывчивостью, неосмотрительностью.
Мы проводим много семинаров, где рассказываем: как пользоваться интернет-банком, почему нельзя пренебрегать правилами защиты информации, какие бывают последствия. Несколько лет активно развиваем интернет-банк, в том числе с точки зрения безопасности. Сегодня банк «Хлынов» полностью соответствует всем стандартам информационной безопасности, предъявляемым регулятором.
Ваше отношение к криптовалюте?
- Здесь немало «подводных камней», в том числе с точки зрения закона. Этим во многом обоснована и позиция Центробанка: коллеги видят риски введения криптовалют в легальный оборот. Это анонимность транзакций, возможность использования в финансировании терроризма или легализации доходов, полученных преступным путем. Криптомания, эффект «золотой лихорадки» в этих сферах опасны.
А сама технология блокчейн интересна, заслуживает внимания, развития и правильного восприятия. Но, пока не сняты вопросы безопасности, я эту технологию не могу соотнести ни с самим собой, ни с нашим банком.
Поддерживаете ли высказывания с высоких трибун о том, что экономика и промышленность пошли в рост?
- Статистические данные действительно об этом говорят. У нас интересный регион по наличию предприятий и формированию показателей. К примеру, идет рост промышленного производства. Но он, как правило, обусловлен скачком в развитии одного-двух предприятий. В какой-то другой отрасли появляется новый игрок, показатели работы которого в целом дают позитивную динамику и выводят область на другой уровень. И я не считаю плохим тот факт, что у нас есть крупные предприятия, которые делают Кировскую область лидером по тем или иным показателям.
Вы являетесь членом Общественной палаты Кировской области, которая контролирует социально-экономические вопросы, к примеру, промпарки или авиаперелеты. Также вы эксперт рабочей группы «Института развития лидеров». На общественную работу нужно время. Вам его хватает?
- Мне хватает. Я не мешаю мух с котлетами: информацию, которую получаю на основном месте работы, не «переношу» на работу общественника. Вопросы, которые мы рассматриваем в рамках деятельности Общественной палаты, оцениваю как потребитель или наблюдатель.
Если говорить о ситуации с промпарками, мне, как наблюдателю, непонятно принятие тех или иных решений, которые противоречат здравому смыслу или экономически не окупятся. На ситуацию с авиаперевозками смотрю как потребитель: считаю собственные расходы и вижу, что стало дороже. Понятно, что работу над повышением эффективности организации авиасообщения в регионе обязательно нужно продолжать: без полноценного аэропорта, регулярных рейсов нельзя говорить об экономическом развитии области.
По экономическим вопросам где-то даем консультации, где-то высказываемся как эксперты. В роли экспертов «Лидер - ID» оцениваем вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Эта работа вполне органично вписывается в мой трудовой график.
А все ли правильно делается?
- Объясню на бытовом уровне: все делается правильно — по усилиям и по возможностям. Мы оцениваем, не приукрашивают ли наши местные министерства свои показатели перед федеральными структурами. Не приукрашивают. Все, что говорят, так оно и есть. Нам удалось добиться баланса, при котором любое конструктивное предложение, критика или рекомендация воспринимаются достаточно правильно нашими министерствами, фондами, правительством Кировской области.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
ДОСЬЕ:
Илья Павлович Прозоров, председатель правления АО КБ «Хлынов».
Дата и место рождения: 28 апреля 1981 года, г. Киров.
Образование: высшее.
Окончил Московскую государственную юридическую академию (специальность «Юриспруденция»).
2004 - 2008 гг. - юрисконсульт, начальник юридического отдела ОАО «ИМПЭКСБАНК», ЗАО «Райфайзенбанк». С ноября 2008 года - начальник юридического отдела банка «Хлынов».
С февраля 2011 года - зам. председателя правления банка «Хлынов».
С сентября 2011 года - по наст. время - председатель правления банка «Хлынов».