Бизнес после инфаркта

11.07.2011 00:46:00 2547 0
Интервью с владельцем СОЦ «Лебедь» Сергеем Лебедевым.

Сергей Лебедев - выходец из первой когорты кировских предпринимателей, начавших собственное дело еще до распада Советского Союза: он торговал мебелью, развивал торговый центр и базу отдыха, а сейчас занимается девелопментом и развитием гольфа. Лебедев и его дело пережили все мыслимые кризисы и потрясения, перенесенные нашей страной за последние 20 лет. Тяжелая болезнь практически на год вывела Сергея Александровича из игры. Однако он вернулся полный планов, идей и почти юношеского задора.
 
Китайцы - молодцы

Насколько мне известно, вы долгое время работали авиадиспетчером. Почему же в итоге стали предпринимателем?
- Действительно, я много лет отдал гражданской авиации, руководил полетами, затем готовил молодых диспетчеров: за мной на полгода закрепляли по 1-2 человек и я вводил их в строй. Диспетчер - должность вообще крайне ответственная, он должен знать больше пилота и штурмана и обязательно обладать «объемным» мышлением, то есть держать в голове всю обстановку в небе. Работа диспетчера позволила мне еще в советское время облететь практически весь мир (раз в год мы могли воспользоваться правом «свободного билета»). Кто-то летал только в Сочи, а я летал по всему миру. Это и помогло мне стать предпринимателем: я знал, в какой стране что можно купить, а затем реализовать на Родине. На этом я и стал зарабатывать: сдавал привезенное в комиссионные магазины и получал прибыль. Одним из первых я покинул авиаотряд.

И сразу занялись бизнесом?
- Да. Стал торговать лесом с Украиной. Дело мы начали с женой, работавшей в начале 90-х на Приборостроительном заводе. После леса мы занялись торговлей мебелью: у нас был мебельный салон на Октябрьском проспекте. Продукцию везли из Европы, в основном из Германии, Италии и Испании. Кроме того, мы привозили в Киров мебель и с российских фабрик. Мебель у нас «улетала», за ней выстраивались многочасовые очереди.

То есть бизнес шел неплохо?
- Не то слово...

Так почему же вы его свернули?
- Дело нам подорвали местные «гаражники».

Простите, кто?
- Это целая прослойка «кустарей» начала 90-х, работавшая в гаражах и подвалах. Они каким-то образом добывали каталоги крупнейших и известнейших западных фабрик. В этих каталогах указывались все размеры мебели. «Кустари» покупали ДСП и, что называется, «сдирали» западные образцы. Работу они свою выполняли дилетантским образом (к примеру, покрытие на мебель клеилось зачастую обычными бытовыми утюгами), соответственно, цены у них были гораздо ниже наших. А на наше качество никто не обращал внимание - дешевая цена делала свое дело. Сейчас все изменилось. Вот мы с вами сидим за китайским столом, называется «стол руководителя». Он стоит тысячу долларов. Точно такой же итальянский стол стоит 12 тысяч, при этом они практически не отличаются по качеству. Китайцы, конечно, большие молодцы. Они очень много заимствуют, причем только современное и «прорывное». Недаром Германия и Америка пытались воевать с Поднебесной, не пускали на свои рынки китайские товары. Но в итоге вынуждены были отступить, и Китай стал лидеров везде и всюду. Многие знакомые предприниматели торгуют китайскими товарами. Причем летний ассортимент товара они проплачивают зимой, тратя на все это «смешные» деньги, после чего на всем этом зарабатывают тысячи процентов прибыли. Как говорится, зарабатывают на «чешуе». Это дешевые заколки, прищепки, лазерные указки, то есть предметы, доступные буквально любому школьнику, у которого есть 100 рублей карманных денег.

Вернемся к вашему бизнесу. После мебели вы занялись торговым центром?
- Не сразу. Развивать торговый центр мы начали в 2001 году. Тогда в Кирове торговых площадей было крайне мало. Открылись мы, а затем по нашему принципу сработали ЦУМ, «Росинка» и «Атлант». Кстати, наименование «торговый центр» для Кирова открыл я. А сейчас по такой методике работают все, кому ни лень. К примеру, у человека есть небольшая площадь в подвале или цокольном этаже, он вешает вывеску «торговый центр». Подобных центров в Кирове развелось явно с избытком.

«Как не остаться без штанов»

Как сегодня дела у торгового центра «Лебедь»?
- Он потерял актуальность. Мы уходим из этого бизнеса.

Вот это новости... И почему же?
- В Кирове построили очень много новых площадей, сюда зашли «федералы», открывшие центры площадью в 40-50 тыс. кв.м. Это привело к тому, что цена аренды одного «квадрата» упала с 1000 рублей до 300-350, то есть в три раза. В то же время за последние два года цена на электроэнергию практически удвоилась (если быть совершенно точным, выросла на 95%). И пусть «чинуши» из администрации не говорят, что стоимость электричества выросла на 15-20%. Мы смотрим на реальные цифры: сколько за 50 000 киловатт мы платили еще пару лет назад и сколько платим сейчас. Фантастика! То же самое с коммунальными платежами, с земельным налогом (а он, к слову, зависит от муниципальной власти). Знаете как они увеличивают размер налога?

Не очень...
- Расскажу. Собралась дума, откуда-нибудь из угла донеслось вялое «давайте увеличим размер на столько-то, для банков увеличим налог в 10 раз, для торговых центров в 5». Это я образно выражаюсь. Затем за это предложение все единогласно проголосовали. Потом же начинается самое интересное: с предпринимателей начинают «драть в три шкуры». Честно говоря, с таким подходом можно без штанов остаться. Поэтому мы и закрываем торговый центр: аренда выросла в разы и в те же разы снизилась арендная плата. Приходится терпеть ежемесячные убытки в размере 200 тыс. рублей. Копить долги мы не намерены.

Причина весомая.
- Однако не только убытки заставляют нас «свернуться». Дело в том, что «Лебедь» потерял актуальность как торговый центр. И вот почему. К примеру, приезжает к нам из Москвы «якорный» арендатор, представитель известного бренда. Что ему нужно? Ему нужно 150-200 кв.м. площади в «едином поле», чтобы это пространство не загораживалось ничем, кроме небольших столбиков-опор. А мы работаем в бывшем здании банка, представляющем из себя общий коридор и небольшие «закутки» в 20-30 «квадратов». Сейчас это никого не интересует. «Достал» нас и кризис, причем «достал» только сейчас.

Почему так поздно?
- Дело в том, что когда мы имели серьезные обороты, помимо основного крупного кредита (давно и успешно работаем в этом направлении с банком «Хлынов») мы брали и несколько небольших в местных представительствах федеральных банков. Для меня и многих моих друзей-предпринимателей, связавшихся с этими банками, это крайне больная тема. Рассказать вам, как они обманывают клиентов? Все очень просто. Представим себе квадрат, разделенный пополам диагональю. Одна часть - основной долг, вторая - проценты. На короткие сроки они предпочитают денег не давать, заманивая на большие сроки. В итоге получается, что выплаты по основной части долга - это лишь «верхушка айсберга», а то, что «под водой» - это проценты. Это кабала. Из-за этого я в августе прошлого года перенес 2 инфаркта и сложнейшую операцию. 9 месяцев не работал. Банки же ни на какие уступки не шли и не ответили ни на одного из моих многочисленных писем с просьбами о реструктуризации. Самое интересное: согласно договору, через три месяца задержки банк обязан подать на меня в суд, чтобы «содрать» пени и штрафы, но этого никто не сделал. Они ждали год, а затем выдали мне такие счета, от которых я, мягко говоря, пришел в шок. Пока я находился в больнице, один банк установил 72% годовых по моему кредиту. Это попросту грабеж. При этом все основные банки не просто пережили кризис, но и нажились на нем. У кого-то портфель до кризиса составлял 5 млрд рублей, а после него вырос в 2 раза. За счет кого они набили портфели? За счет нас. На эту удочку попались многие люди среднего и высокого достатка, многие предприниматели. Более того, банки стали вмешивать в эти дела третьих лиц - коллекторские фирмы, которых развелось крайне много.

И с ними вы столкнулись?
- Да. Причем, они давят психологически: могут сделать 20 звонков в день, держать вас в постоянном психологическом напряжении, постоянно идут на обман, совершенно ни с чем не считаются. Мы столкнулись с хищнической машиной, выжимающей все соки из предпринимателей. Пример: три года назад мы взяли 700 тысяч, и через три года платежей оказались должны банку 850. В это можно залезть пожизненно. Поэтому я через вас предостерегаю людей: будьте осторожны с кредитами. Отмечу, что этим занимаются филиалы федеральных банков. Вятские кредитные организации ведут себя приличнее.

То бишь  вы попали под пресс?
- Совершенно верно. Самое неприятное, когда включается мощнейшая репрессивная машина. К вам домой приходят судебные приставы и описывают имущество. То есть ваша квартира стоит миллион долларов, а у вас описывают мебель. Противно...

В это время мы по просьбе фотографа выходим из кабинета на балкон торгового центра «Лебедь», по сути являющийся крышей здания, для продолжения фотосессии. «Проблемы со здоровьем, конечно, отразились на бизнесе, - говорит предприниматель. - Но в потере здоровья я виноват сам: перестал заниматься спортом. Кстати бизнес для меня - это тоже спорт. Ведь и у того и у другого одна и та же задача - результат и тот азарт, который испытываешь при достижении результата. Сейчас, после болезни и всех свалившимся тягот, Бог дал мне второй шанс и упускать его я не намерен».

Латифундист Лебедев

Что будет со зданием торгового центра «Лебедь» в дальнейшем и главное, чем намерены заниматься вы?
- Сейчас банк, которому принадлежит строение, привлекает нового арендатора. Здесь, думаю, расположится торгово-офисный центр. Мы решили снять свою вывеску, которая за все это время стала брендом, и полностью уйти с этого места. У нас остается семейно-оздоровительный центр и туристическое агентство. Кроме того, активно занимаемся девелопментом. В свое время мы приобрели порядка 2000 гектаров земли, сейчас разрабатываем проекты дачных поселков, а часть земель отдали в аренду сельхозпредприятиям, которые обрабатывают эти земли, поддерживают их в надлежащем состоянии.

Насколько сегодня перспективен девелопмент в Кирове? Насколько я знаю, им занимается все больше и больше предпринимателей.
- Это крайне перспективно. Тем более, что в Кировской области этот вид деятельности, по сути, находится в зачаточном состоянии. В Европе, к примеру, девелопмент существует давно, а люди, им занимающиеся, называются латифундистами. Нас, кстати, завистники также пренебрежительно зовут латифундистами или даже помещиками.

Слышали такое в своей адрес?
- Неоднократно, но не обижаюсь. Вот что еще удивляет: европейские землевладельцы - уважаемые люди. У нас же в стране, если ты владеешь обширными участками земли, то имеешь десятки завистников и сотни препонов со стороны государства. Содержать землю становится все накладнее: растут налоги, увеличивается плата за межевание. Все хотят что-то с тебя поиметь. И еще одно: в нашей стране земли недооценены. Я уже говорил вам, что неоднократно бывал в Европе и Америке. Так вот там самое дорогое в стоимости недвижимости - это земля, само строение стоит гораздо дешевле. У нас же все наоборот: земля бесплатная, а строение дорогое. К тому же в России пока не выработался правильный подход к выбору участков.

То есть?
- Самые дорогие участки земли в Кирове находятся в непосредственной близости от химического комбината. Представляете, выходишь на берег реки... и видишь перед собой «потрясающий» пейзаж в виде дымящихся труб. Или Белая Холуница, где власти намерены создать курорт. Да, там есть прекрасное озеро, где можно заниматься различными видами спорта, в том числе и парусным, но какой там может быть горнолыжный курорт? Ведь город этот в основном состоит из частных домов с печным отоплением. Зимой я привозил туда иностранцев. Когда они поднялись на эту гору, где свищет ветер, и увидели, что внизу расстилается дымное марево от русских печей, они спросили меня: «Сергей, вы это называете горнолыжным курортом?» Мне нечего было ответить. За границей ни один инвестор и близко не подойдет к подобному «курорту». О каких вложениях в эти «прожекты» вообще можно говорить? На горнолыжных курортах Австрии и Германии нет ветров, они расположены в ущельях вдали от населенных пунктов и промышленных предприятий. Кстати, Алпатов (Ред. - Владелец СТК «Грейт-Филд») сейчас продает свое детище именно по той причине, что не смог найти инвестора. Кто станет вкладывать свои деньги в трубы, дым и ветер?

Но ведь есть и другие проекты по развитию туристического потенциала региона?
- Не так давно был какой-то фантастический проект в Слободском. Там некие псевдоинвесторы собирались построить лыжный курорт. Заказали в институте «Кировпроект» генеральный план на строительство курортного поселка, взяли под него кучу кредитов и, как говорится, «смылись». Я слышал, что пенопластовый макет (за который, естественно, никто не рассчитался) до сих пор пылится в стенах института. Символично.

Клубный бизнес

Как обстоят ваши дела по развитию базы отдыха?
- Мы потеряли один бизнес и не имеем права терять другой. Туда сейчас уходят все силы.

В частности, на развитие гольфа?
- Да. Мы открыли тренировочное поле. Уже есть первые посетители. Это в основном кировские предприниматели, ездившие за границу и уже игравшие в гольф. Готовимся к открытию гольф-клуба. Планируем, что вскоре откроем полноразмерное 18-и луночное поле.

Гольф для вас это, в первую очередь, спорт или бизнес?
- На сегодняшний день это уже бизнес. Планов много, нужны инвестиции, а завести их в Киров, как я уже говорил, крайне сложно, город у нас небольшой, провинциальный. Да и как можно говорить о привлечении средств одним предпринимателем, когда с этой задачей не способно справиться даже правительство региона. Вот и варимся в собственном соку, рассчитывая только на себя. Особенно это характерно для туриндустрии. В год на развитие этой отрасли выделяется около 100 млн рублей. На эти средства и содержится чиновничий аппарат, и оказывается помощь бизнесу... Основная масса такой помощи, естественно, не ощущает. Я участвую в совещаниях, проводимых властями, слышу бравые отчеты о помощи бизнесу, но ничего не вижу.

Так почему бы не задать эти вопросы чиновникам?
- Озвучиваю постоянно и постоянно получаю ответ: развивайтесь сами. Что мы и делаем. Собираемся развивать клубную систему, принятую за основу в Европе. То есть человек, купивший клубную карту, получает скидки на игру в гольф, питание, проживание. Этот вид спорта становится серьезным бизнесом, на котором в перспективе можно зарабатывать миллионы долларов, тем более, что гольф включен в программу Олимпийских игр и имеет большие перспективы.

Досье:

Сергей Александрович Лебедев, предприниматель, владелец СОЦ «Лебедь».
Дата и место рождения: 26 апреля 1956 года, город Глазов, Удмуртия.
Образование: высшее; окончил Ленинградскую академию гражданской авиации по специальности «самолетовождение».
Карьера: от грузчика и столяра плотника до авиадиспетчера и предпринимателя.
Хобби: изобразительное искусство, музыка (играл в местном ВИА), легкая атлетика, гольф; коллекционирование спичечных этикеток, монет, наград, бюстов.
Любимая музыка: хард-рок – Scorpions, Led Zeppelin, Nazareth, AC/DC, Rolling Stones, Beatles; Цветы.
Любимое блюдо: жареный карп.
Семейное положение: женат, два сына, два внука.
Жизненное кредо: «Летать выше всех, быстрее всех и дальше всех».

Беседовал
Павел Караваев
karavaev@bnkirov.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте