Объединение в планах не значится
От студента до руководителя крупного учебного заведения. И это все – в родном вузе. Именно такова карьера ректора Вятского государственного гуманитарного университета Валерия Юнгблюда. Несмотря на плотный рабочий график (лето – время вступительных испытаний для абитуриентов) Валерий Теодорович встретился с корреспондентом «Бизнес Новостей» и рассказал, в приоритете ли для вуза платные места, а также объяснил, почему необходимо тестировать школьников и студентов на наркотики.
Валерий Теодорович, сегодня для вас самая «горячая» пора. Сколько на сегодняшний день в ВятГГУ подано заявлений по очной и заочной форме обучения?
- Действительно, время жаркое в прямом и переносном смысле (улыбается). В наш вуз подано более девяти тысяч заявлений. Из них более шести тысяч — на дневное отделение. В этом году желающих учиться в ВятГГУ примерно на 1 тыс. 800 человек больше, чем в прошлом. Заметно увеличилось число абитуриентов из других регионов.
Как правило, желающих учиться на бюджетной основе больше, чем предполагаемых мест. Количество «бесплатных» мест в последние годы значительно сократилось?
- Необходимо подчеркнуть, что бюджетные места создаются в рамках государственного заказа, который формируется учредителем - Министерством образования и науки РФ. В 2011 году количество бюджетных мест в университете, наоборот, увеличилось на 90 в сравнении с прошлым годом, это почти 10%.
Откровенно говоря, для ВятГГУ в приоритете бюджетные или платные места?
- Чтобы ответить откровенно на ваш вопрос, необходимо отметить два одновременно развивающихся процесса. Во-первых, процесс государственного регулирования образования, который выражается через госзаказ. Учредитель решает, какое количество бюджетных мест выделить для того или иного учебного заведения. Это количество, как правило, определяется качеством работы образовательного учреждения, его действующими параметрами и показателями обучения. Чем убедительнее результаты вуза, тем больше у него шансов получить хороший государственный заказ. Во-вторых, рыночная ситуация. Поскольку образование переходит в разряд услуг, а у услуги есть потребитель, мы готовы эту услугу оказывать. Потребитель хочет получить образование должного качества, по нужной ему специальности с перспективой последующего трудоустройства.
Университет регулирует эти два взаимосвязанных процесса. Разумеется, в пределах тех лицензионных требований, которые у нас установлены. Понятно и то, что мы не можем, например, безгранично увеличивать внебюджетный набор. Если говорить о пропорциях, то в ВятГГУ примерно 50% - это госзаказ (бюджетные места) и 50% - внебюджетный набор.
На что направляются деньги от внебюджетного набора?
- Львиная часть этих денег идет на образовательный процесс, на заработную плату преподавателям, на коммунальные платежи. Вообще, все эти расходы включены в калькуляцию, с которой абитуриента знакомят при заключении договора. Все расходы университета равномерно распределяются между внебюджетным и бюджетным финансированием.
Несколько лет назад ваш коллега, ректор МГУ Садовничий высказывался за отмену платного образования в государственных вузах. Вы его поддерживаете? Платное обучение вводилось 20 лет назад как «вынужденная мера», не останется ли оно, по Вашему мнению, навсегда в РФ?
-Тем не менее, в МГУ платное образование существует и плата за обучение на несколько порядков выше средней по вузам города Кирова. Думаю, когда Виктор Антонович Садовничий говорил эти слова, он имел в виду некую идеальную ситуацию. Причем, он принимал во внимание те социальные условия, которые существуют в нашей стране: низкий прожиточный уровень и невысокая платежеспособность населения. Если говорить об идеальном варианте, то я с Садовничим, безусловно, согласен. Хорошо, если бы все выпускники школ на равных условиях поступали в государственные вузы, получали там бесплатное и качественное образование. Но реальность такова, что желающих поступить сегодня в высшие учебные заведения намного больше, чем количество бюджетных мест. У всех выпускников школ есть конституционное право на высшее образование. А вуз является гарантом этого права.
Педагогическое образование в ВятГГУ не «ущемляется» в связи с появлением и развитием в университете других направлений?
- Однозначно нет. Педагогические специальности, или направления подготовки, являются стержнем научной и образовательной деятельности нашего университета. Мы становились университетом, будучи преимущественно педагогическим высшим учебным заведением. Но пединститут, с 1995г. педуниверситет, всегда был для региона чем-то более значительным, чем просто высшее педагогическое учебное заведение. Почему? Потому что у нас учителей физики или математики, или истории, или русского языка и т.д. готовили не только педагоги-методисты, но и доктора наук, профессора, доценты, получившие признание в соответствующих областях знания. То, что наш вуз стал университетом, - это ведь не выдумка того или иного руководителя, мы реально были готовы к этому статусу.
А потом университет начал оперативно реагировать на образовательные потребности региона. И если у нас открывались такие специальности, как дизайн или «классическая» культурология, - они открывались не за счет бюджетных мест. Это совершенно самостоятельный фрагмент государственного задания. В настоящий момент педспециальности в нашем вузе составляют ровно треть всего объема образовательной деятельности университета. Я имею в виду и количество образовательных программ, и количество студентов и преподавателей, задействованных в подготовке педагогов.
Не забывайте, что мы – университет. А университет, согласно лицензионным требованиям, должен заниматься подготовкой студентов более чем по пяти укрупненным группам специальностей. Педагогика – это лишь одна группа.
Сегодня в Кировской области особенно остро стоит проблема старения педагогических кадров. Из 11000 учителей области только шесть процентов имеют стаж до пяти лет, зато почти две трети - более 20 лет. В чем вы видите решение этой проблемы?
- Проблемы в образовании копились достаточно долго. Я думаю, что ситуация старения педагогических кадров сложилась, в том числе, и из-за миграционных процессов. Молодые люди закончили школу, вуз и отправились покорять большие города: Москву, Санкт-Петербург…Большинство из них не возвращается в регион. В свое время, когда существовала система распределения, выпускник вуза отправлялся в район, где находил еще 5-6 коллег примерно равного с ним возраста. Сегодня же, приезжая работать в школу, выпускник попадает в коллектив, где коллеги – старше его родителей. А вопрос среды очень важен для молодого человека, это вопрос психологический.
Кроме того, отправляясь на работу в село или районный центр, выпускник вуза был твердо уверен, что там будет место и возможности для профессионального роста, самореализации. Сегодня, если молодой специалист отправится в глубинку, то через несколько лет он просто может лишиться рабочего места, поскольку сокращается количество школ и населенных пунктов.
Уверен, что необходимо изменение общей социальной и информационной ситуации в регионе. Я вижу большую заслугу в результативном решении проблем в образовании губернатора Никиты Белых, вице-губернатора Александра Галицких.
Учителей-мужчин в школах области практически нет. Вы согласны, что почти полная феминизация учительства влияет на качество эффективности обучения и воспитания в школах региона? Один из ректоров сравнил обучение в нашей школе с воспитанием ребенка в неполной семье...
- Конечно, есть такая проблема, и ее нельзя решить быстро, не ущемляя ничьи права. Если бы я был директором школы, я бы стремился сделать так, чтобы при комплектовании штатного расписания и педколлектива соблюдался гендерный паритет.
Несмотря на то, что стране и области нужны рабочие руки и технические специалисты, по-прежнему самые большие конкурсы на юристов и экономистов. Как заинтересовать выпускников школ идти на технические, естественно-научные специальности?
- Необходимы общие изменения в социальной среде. Молодежь должна увидеть перспективное будущее в любой сфере деятельности, будь то машиностроение или химическое производство или сельское хозяйство. Тогда молодые люди пойдут учится на соответствующие специальности.
Могу сказать о государственных кировских вузах: в них качество обучения экономистов и юристов соответствует общероссийскому уровню.
Сегодня вся страна дискутирует по поводу ЕГЭ. Многие считают, что единый госэкзамен отучил наших выпускников школ разговаривать, превратил в машины, заполняющие тесты. Бороться с ЕГЭ, как я понимаю, уже бессмысленно. Ваше мнение: ЕГЭ - это данность, которую нужно принять, или же можно и нужно эту процедуру усовершенствовать?
- ВятГГУ – государственный вуз. Единый госэкзамен является одним из важных компонентов государственной политики в области образования. Через ЕГЭ, с одной стороны, подводится итог деятельности средней школы. С другой – отлаживается механизм поступления в высшие учебные заведения. Но он не может быть единственным критерием оценки работы школы и педагогов. На мой взгляд, ЕГЭ требует совершенствования. Кроме того, чем выше уровень среднего образования в регионе, тем выше шансы выпускников школ попасть, к примеру, в десятку престижных столичных вузов России и оттуда они, как правило, уже не возвращаются. Это реальная проблема для всех регионов, где высокий уровень среднего образования. Тем самым усиливается миграция и необходимы дополнительные меры, направленные на сохранение молодого, творческого потенциала в регионе.
Буквально на днях правительство утвердило концепцию областной целевой программы по противодействию наркотикам. 3 млн рублей пойдут на организацию тестирования учащихся и студентов в школах и вузах области на предмет употребления наркотиков. Вы поддерживаете столь неоднозначную меру?
- Я считаю, что уровень угрозы, которая исходит от наркотиков, гораздо выше уровня угрозы, касающейся нарушений гражданских прав школьников и студентов. По моему мнению, это мера оправданная, позволяющая контролировать ситуацию. Наркотики - беда, которая может распространяться очень быстро. Безусловно, вводимое тестирование требует внимательного отношения с юридической стороны, а также участия профессиональных психологов. Потребуется определенная деликатность в выполнении своих обязанностей, как со стороны медицинских работников, так и педагогов. Выявить, локализовать, устранить – по отношению к наркотикам последовательность только такая.
По окончании университета молодым специалистам довольно проблематично трудоустроиться без стажа и опыта работы. ВятГГУ каким-то образом решает эту проблему?
- У нас активно работают Центр практики и содействия трудоустройству выпускников, студенческое кадровое агентство. Университетом заключено много договоров с потенциальными работодателями о прохождении практик. Кстати, если говорить о трудоустройстве выпускников, то по кировским государственным вузам статистика существенно лучше, чем по высшему образованию в стране в целом. Что касается конкретно нашего университета, более 80% выпускников ВятГГУ трудоустраиваются сразу. Порядка 18 %, получив диплом, призываются в армию, поступают в аспирантуру или на второе высшее образование, уходят в декретный отпуск. По России у нас очень хорошие показатели.
Валерий Теодорович, раскройте секрет: вопрос об объединении «педа» и «политеха» до сих пор остается открытым?
- Мы этот вопрос никогда и не поднимали. Ни у кого никаких конкретных планов нет, это нецелесообразно. Вопрос укрупнения вузов обсуждался в целом по России, как некая идея, сейчас вопрос снят.
Но год назад в эфире радио «Эхо Москвы» Никита Белых отметил, что в Кировской области «есть потребность с объединением двух вузов»…
- Насколько помню, речь шла в целом о тех процессах, которые происходят в российском образовании, включая тенденцию укрупнения высших учебных заведений. И Никита Юрьевич сказал, что он, в принципе, готов этот вопрос обсуждать.
Вы прошли все ступеньки служебной и научной лестницы в одной «альма матер»: от студента до ректора. В чем это помогает вам в работе? Может быть, наоборот, в чем-то мешает?
- Действительно, можно сказать, что прошел все этапы. Поэтому знаю или имею представление практически обо всех процессах, как образовательных, так и административных, научно-исследовательских, которые происходят в таком сложном организме как университет. Неоценимый опыт приобрел за одиннадцать лет в качестве проректора по научно-исследовательской работе.
Знаю, что история для вас — не только серьезное увлечение, но и важная часть вашей жизни. Сегодня с некоторой цикличностью, особенно в предвыборный период, возникают споры по поводу возвращения исторического названия городу Кирову. Как вы считаете, Киров все-таки станет Вяткой?
- Киров, по сути, Вяткой и является. Если мы говорим о названии, то этот вопрос должны решить жители города. Их просто не надо торопить. Если на сегодняшний день большинство населения склоняется к тому, чтобы сохранить то название, которое утвердилось в 30-ые годы 20 века, - нужно считаться с этим мнением. Но ведь мы с вами находимся сейчас в каком университете? (улыбается) В Вятском государственном гуманитарном…И если посмотреть на названия многих учебных заведений и не только, можно много еще где встретить слово «вятский». Это говорит о постепенном изменении нашего мировосприятия. Важно эту тему не превращать в какую-то политическую акцию, важно считаться с мнением людей. Нужно просто вести культурную, просветительскую работу. В Вятке замечательная интеллигенция, деятели культуры, которые постоянно делают это без всякой политической окраски и корысти. И у Кирова и у Вятки своя история и своя историческая роль. Главное – эти два исторических потока не сталкивать друг с другом. Мы говорим об одном и том же городе, об одних и тех же людях.
Вы вошли в политсовет Первомайского районного отделения партии «Единая Россия». Собираетесь всерьез заняться политикой? Планируете пойти в Гордуму или областное Заксобрание? Или просто вас «попросили»?
- Никаких планов на политической арене у меня нет. Политика – это очень серьезное занятие, поэтому вряд ли возможно совмещать мою работу в университете с политической деятельностью. Что касается моего вхождения в политсовет, я считаю его совершенно естественным поступком для руководителя государственного высшего учебного заведения.
Многие вузы сегодня вступают в Общероссийский народный фронт. В ВятГГУ этот вопрос рассматривался?
- На сегодняшний день не рассматривался. Такого рода вопросы, я считаю, должны инициироваться коллективом. Это не та проблема, которую нужно решать административно.
Досье:
Валерий Теодорович Юнгблюд, ректор Вятского государственного гуманитарного университета.
Дата и место рождения: 22 декабря 1958 года в пос. Созимский Верхнекамского района Кировской области.
Образование: исторический факультет Кировского государственного педагогического института (1981), аспирантура в Ленинградском государственном педагогическом институте (1990), доктор исторических наук (1997), профессор (1999).
Карьера: с 1985 года работаю в университете. С 1997 года - заведующий кафедрой всеобщей истории, с 1999 года – проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, с июня 2010 – ректор ВятГГУ.
Хобби: баскетбол, чтение книг.
Любимая музыка: Алан Парсонс (Великобритания).
Любимый фильмы: исторические, «В бой идут одни старики».
Жизненное кредо: человек всегда равен своим поступкам.
Беседовал Александр Грислис
grislis@mail.ru