Налоговая нелюбовь
Интервью с руководителем регионального Управления Федеральной налоговой службы Александром Зудиным.
Про налоговых инспекторов, как правило, вспоминают в двух случаях: когда подходит время платить налоги и когда налоговая проверка приходит на предприятие. Наверное, поэтому профессиональный праздник День налогового инспектора, прошедший в минувший понедельник, специалисты налоговой инспекции праздновали в сугубо узком кругу. Тем не менее, «Бизнес Новости», воспользовавшись формальным поводом, побеседовали с неуловимым руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области Александром Зудиным. А говорить было о чем: в частности, как соотносятся «оптимистичные» данные налоговиков и «пессимистичные» Кировстата, как складываются взаимоотношение с бизнесом и что, в конце концов, нам делать с «неблагоприятным налоговым климатом» региона.
Оздоравливаемся потихоньку
Александр Николаевич, по итогам работы прошлого года налоговики региона собрали, если не ошибаюсь, 25,5 млрд рублей (больше на 4 млрд, чем в 2009 году), и фактически вышли на уровень докризисного 2008 года. С одной стороны, это несомненное свидетельство роста и промышленности и общего благосостояния населения. А с другой, - Кировстат свидетельствует о том, что каждое 4-е предприятие на территории региона убыточно, 48 предприятий вообще сокращают либо рабочие места, либо рабочую неделю. Объясните, пожалуйста, такой парадокс.
- На самом деле, вы правы. Мы, действительно, еще в прошлом году вышли на уровень собираемости налогов докризисного уровня. В отчетных данных, которые мы уже предоставили центральному аппарату, за 10 месяцев 2011 года мы уже собрали ровно столько, сколько было собрано за весь предыдущий год. Получается, для нового рекорда у нас еще есть время. На сегодняшний день в доход консолидированного бюджета за 10 месяцев поступило 25,3 млрд рублей, из них в консолидированный бюджет нашего региона - 19,6 миллиардов. До конца года, по нашим прогнозам, в бюджет поступит 23,1 млрд рублей, если, конечно, темпы не упадут. Пока темпы роста поступления налоговых платежей по предварительным итогам составили 120,9%. При этом, на 30% областной бюджет формируется за счет налога на доходы физических лиц, 40% - это налог на прибыль, 10% - имущественные налоги физических лиц, 10% - сбор акцизов, 10% - от деятельности упрощенной системы налогообложения. О чем это говорит? Экономика основных предприятий Кировской области оздоравливается. Мы видим прирост налоговых поступлений, мы видим уплату налога на доходы физлиц. Это означает, что заработная плата сохраняется, как и рабочие места в целом. Люди живут и работают - это вывод, который я могу сделать из нашей статистики.
Что же тогда делать с данными Кировстата?
- Знаете, данные Кировстата мы не формируем, но, могу сказать, что не каждое четвертое предприятие убыточно. Давайте перейдем к цифрам. Вот смотрите, юридических лиц на налоговом учете в Кировской области состоит порядка 43 тысяч. Из них декларации по налогу на прибыль подают 8763 налогоплательщика. Из этого количества сегодня 693 убыточны - по крайней мере, именно столько юрлиц заявляет об убытках. Хотя, даже их количество, по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, снижается. Вот и посчитайте, это каждое четвертое предприятие? По нашим данным получается 8%, а не 25%. К сведению, если взять налог на прибыль, то 1/3 поступлений этого налога в бюджет дают предприятия, которые работают и зарегистрированы в Кировской области. А остальные 2/3 - это предприятия, от которых поступает налог на прибыль по обособленным подразделениям, головные предприятия которых находятся за пределами региона. Например, ЗМУ КЧХК, РЖД, сотовые операторы и так далее. Аналогию, думаю, поняли.
Вы говорили о налоговом приросте, которое сейчас демонстрируют сборы, является результатом налогового администрирования. Налоговое законодательство стало жестче или налоговые инспекторы свирепей?
- Ни то, ни другое... Это улучшение качества работы. Согласитесь, что качество должно присутствовать и в работе налогового инспектора. Сегодня часть налоговых деклараций, которые подаются налогоплательщиками - юрлицами, имеют «нулевой» результат по налогу на прибыль, а некоторые и вовсе заявляют об убытках. Мы начинаем камеральный контроль - берем налоговую декларацию и проверяем на предмет достоверности предоставленных в ней сведений налогоплательщика о своих финансовых результатах. Причем, как по своей базе, так и из внешних источников. Допустим, выясняем, что отдельные налогоплательщики неправильно заявили финансовый результат. На основании этого мы вступаем в диалог с налогоплательщиком, мы говорим ему: «вы допустили ошибку». После этого он подает уточненную налоговую декларацию, таким образом уточняя свои обязательства перед бюджетом. Вот, пожалуйста, прямой пример.
Еще есть и выездные налоговые проверки. Это уже углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности с выходом инспектора на предприятие. Сегодня вся контрольная работа, проведенная нами по всей территории в целом, дала дополнительные доходы в бюджет в размере 520 млн рублей. Такую работу мы проводим во взаимодействии и с прокуратурой и главами муниципальных образований. Именно органы местного самоуправления на сегодняшний день должны быть больше всего заинтересованы в собираемости налогов.
Не хотят платить
Правильно ли я понимаю, что для налоговой инспекции самый «больной» вопрос - это сбор транспортного налога? 24,4 тыс. исполнительных производств и долг 46 миллионов впечатляют. Чем вызвана, на ваш взгляд, такая нелюбовь населения к транспортному налогу?
- Я бы сказал, у граждан нелюбовь не только к транспортному налогу, но и ко всем налогам, вообще. Сегодня, если взять нашу статистику, из каждых 100 рублей, которые налогоплательщики сами себе начисляют, в добровольном порядке поступает 80 рублей, а 20 рублей мы взыскиваем в принудительном порядке. Но это в целом. А если вернуться к транспортному налогу, то подобные «повальные» причины неуплаты абсолютно разные: до кого-то не дошло уведомление, сменил место жительства, проживает не по месту регистрации и так далее... Есть еще проблема, связанная с чистотой базы данных. Конечно, мы ее регулярно пересматриваем, но, тем не менее, случается начисление транспортного налога умершим лицам. Эта база нам поступает от ГИБДД, а ГИБДД, в свою очередь, страдает от того, что органы ЗАГСа несвоевременно подают новую информацию. Этакий круговорот «ошибок». Поэтому ясно, что такая задолженность уже не будет взыскана..
Почему все так сложно?
- Если сумма налога уже попала в карточку лицевого счета, ее так просто оттуда не уберешь. Люди, конечно, обижаются. И правомерно обижаются. Но хотелось бы, чтобы ваши читатели поняли, что сегодня это не проблема налогового органа, а чистоты базы, предоставленной нам другими регистрирующими органами.
Вы сказали о том, что люди вообще не любят платить налоги. Думаете, это банальная жадность или что-то другое?
- Трудно ответить на этот вопрос, потому что мне, как гражданину и патриоту своей страны, эта позиция абсолютно непонятна. Налоговая делает немало для того, чтобы налогоплательщикам было удобно исполнять свои обязательства: мы внедрили 24 интернет-сервиса на нашем сайте, открываем дополнительные пункты по приему налоплательщиков, всевозможными способами доводим информацию до человека о том, что он имеет задолженность и может не уехать за границу. Казалось бы, ну что еще для «счастья» надо? Но платежная дисциплина, тем не менее, не на должном уровне.
Я считаю, что, вообще, налоговую грамоту необходимо преподавать детям с первого класса. Чтобы понятие «налоги обязан платит каждый» впитывалось с младых ногтей. И люди должны гордиться тем, что они платят налоги. У многих бизнесменов сегодня нет этого чувства. Если и есть, то у очень небольшого количества... Конечно, у нас есть добропорядочные налогоплательщики, которые с удовольствием заявляют, не стесняясь, свои высокие доходы; гордятся тем, что они платят налоги. Гордятся тем, что они являются меценатами, спонсорами. Но таких очень мало, к сожалению.
Налоговая иногда идет на крайнюю меру - в отдельных случаях ограничивает выезд должника за пределы России. Вам не кажется, что в Кировской области это малодейственно?
- По этому вопросу мы взаимодействуем со службой судебных приставов. И эффективность меры зависит от того, насколько оперативно в этом направлении сработают приставы, насколько быстро они предоставят информацию таможне... Кстати, хороший вопрос о малоэффективности. Спасибо. Пожалуй, обсудим его со своими сотрудниками: такой серьезный рычаг, а мы уделяем ему мало внимания....
Где глубже
Вы сказали, что только треть предприятий-налогоплательщиков зарегистрирована на территории региона. Налоговые базы остальных двух третей находятся за пределами области, а убедить юридических лиц перейти сюда достаточно тяжело. Все мы понимаем, что «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», и предприятия платят налоги там, где считают выгодным для себя. Получается, налоговая политика региона не настолько благоприятна, и, возможно, стоит что-то поменять...
- Не может быть неблагоприятной налоговой политики в отдельно взятом регионе. У нас единый Налоговый кодекс и он действует на территории всего государства одинаково. На самом деле, нет разницы, где платить налоги: в Пензенской, Кировской или Нижегородской областях. Возможно, речь идет о местных налогах, которые принимаются субъектом муниципальными образованиями, но с учетом того, что я вижу, как развиваются другие территории, я не считаю, что где-то есть какие-то серьезные послабления в налогах. Возьмите для примера Нижегородскую область. Там ставки транспортного налога такие же, как и в Кировской. Ставки налога на землю тоже одинаковые... Причина вся в том, что в ряде регионов налогоплательщик с легкостью может «затеряться». Та группа налогоплательщиков, которая любит заявлять о «мягкой» или «жесткой» налоговой политике, скорее всего, надеются именно на это. Ищут пути уклонения от налогового контроля. Например, в Московской области порядка 200 тыс. налогоплательщиков, у нас, утрирую, всего 81 тысяча. Где легче затеряться?
Как, вообще, складываются отношения с представителями бизнеса? По словам некоторых из них, эти отношения весьма непростые...
- Я не знаю, кто вам об этом говорит. По крайней мере сегодня я максимально открыт для бизнеса. Мы создали общественные приемные, в частности, приемную руководителя УФНС в Вятской ТПП, и уже на протяжении года проводим дискуссии на этой площадке, в том числе и по вопросам налогообложения. Я принимаю участие в «круглых столах», которые связаны с экономическими вопросами. Проблем во взаимоотношениях с бизнесом, если честно, не вижу. Когда я получаю возможность выступить перед налогоплательщиками, я ее всегда использую. А вот насколько мои критики принимают участие в дискуссиях - уже другой вопрос.
Насколько вам легко работать в должности руководителя налогового управления? Ведь известно, что и среди населения, и среди представителей бизнеса, отношение к налоговой, мягко говоря, неоднозначное...
- А кто вам сказал, что мне легко?.. Я на этот вопрос ответил бы так: в налоговой системе я уже 21 год. Два десятка лет работаю на руководящих должностях разного уровня. Я начинал с районного звена, затем - межрегиональное звено, сейчас я являюсь руководителем управления, поэтому уже выработались определенные навыки, как профессиональные, так и личностные. Что же касается Управления налоговой службы по Кировской области, то хочу сказать, что здесь работают настоящие профессионалы, и формально ни к одному вопросу не подходят.
Что для вас вообще значит Кировская область? Ходит мнение о том, что «господину Зудину все равно, что будет с кировскими предприятиями: ему, главное, план выполнить, и в ближайшее время уйти на повышение». Вы как-то можете прокомментировать обоснованность такого мнения?
- Я еще раз хочу напомнить на созданную приемную при ВТПП. В ней принимают участие руководители промышленных предприятий, ко всему прочему еще есть совет промышленных руководителей, с которыми у меня налажены контакты. Также есть контакты с руководителями крупного бизнеса. Мы умеем и можем находить компромиссы. Но если допускаются нарушения налогового законодательства, то ни один инспектор не пойдет против закона потому, что в любом случае наступит ответственность. Я принципиален, в этом случае со мной действительно не договориться.
А насчет того, уйду я или не уйду.... Даже, честно говоря, как-то обидно такие слова слышать, потому что я стараюсь делать, что могу для развития налоговой системы Кировской области. Мы за эти 4,5 года и материально оснастились, и профессионально выросли, и провели капитальный текущий ремонт зданий, улучшили условия приема налогоплательщиков. Этим вопросам я всегда уделял особое внимание. Сегодня налоговая служба становится скорее сервисной службой по оказанию услуг налогоплательщикам, нежели контролирующим органом. Смотрите сами: за 10 месяцев 2011 года мы провели выездные проверки только на 1,5% предприятий региона. Из 39 тыс. физических лиц, которые состоят на учете в качестве предпринимателей, проверками было охвачено только 0,6%. Ни о каком тотальном контроле налогового органа сегодня и речи не идет. Мы создаем условия, чтобы было удобно платить налоги. Только ведь налогоплательщик по-хорошему платить не хочет. А разве будет принципиальный Зудин приятен, если, напомню, 80 рублей было заплачено, а 20 рублей мы начинаем «выдирать»?
Думаю, нет.
- И я так же думаю. Более 2 млрд рублей в этом году поступило от мер принудительного взыскания. Из 900 млн рублей, которые на сегодняшний день еще должны взыскать судебные приставы по исполнительным производствам с должников, взыскано лишь немногим более 300. Остальные неплательщики либо прячутся, либо еще каким-то образом уклоняются. Если бы граждане только задумались о том, что налоговики это делают не для себя лично. Сегодня в Кировской области действует очень много социальных программ, которые нашли бы реализацию, если бы налоговые платежи своевременно поступали в доход бюджета. Особенно ввиду того, что областной бюджет у нас достаточно скромен при всех субвенциях, что мы получаем - денег все равно катастрофически не хватает. Вот если бы каждый задумался: «я заплачу: ведь это мои дети ходят в садик, это мои дети ходят в школу, а их ведь должен кто-то содержать». Один сосед платит, а другой не платит. А дети - одинаковые у всех...
Немного культуры и коррупции
Не так давно вы сказали о том, что прежде всего необходимо повышать налоговую грамотность и культуру как населения, так и сотрудников налоговой службы. Что касается населения - более-менее ясно, но вот что касается сотрудников налоговой, вы меня удивили: что конкретно им нужно повысить?
- Скорее, не что-то повысить, а успевать отслеживать. Время не стоит на месте. Налоговый инспектор должен за этими изменениями успевать. Вы не думайте, что если инспектор сел в кресло инспектора, он все знает. Это отнюдь не так. Законодательство меняется часто, инспектору приходится совершенствовать свои знания постоянно.
Чтобы исключить появление «оборотней в погонах», УФНС в 2010 году создало план по борьбе с коррупцией, насколько известно, ведет мониторинг. Много коррупционеров в своих рядах отловили? Вообще, темя коррупции в рядах налоговиков для вас насколько актуальна?
- Я думаю, вы и так все знаете, если читаете федеральные СМИ, какие именно вопросы сейчас отслеживаются. Что касается работы нашего управления, я хочу с гордостью сказать, что у меня на сегодняшний день нет информации о хотя бы одном из коррупционных проявлений. Не было и за все 4,5 года моей службы. Все вещи, которые, скажем так, несвойственны деятельности налогового инспектора, у нас отслеживаются через план мероприятий по борьбе с коррупцией. Проскочить через это «сито» практически невозможно.
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yanxdex.ru
Досье:
Зудин Александр Николаевич, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области
Дата и место рождения: 9 февраля 1960 года, Горьковская область, Сосновский район, с.Елизарово
Образование: Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского (1981-1986 гг), экономический факультет, специальность — планирование промышленности.
Семейное положение: женат
Карьера:
армия — 1978-1980 гг.
госслужба — с 1987 года
начальник налоговой инспекции по Павловскому району Нижегородской области — 1990-2000 гг.
начальник налоговой инспекции по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода -2001-2006 гг.
руководитель Межрегиональной инспекции ФНС России по Приволжскому федеральному округу -2006-2007 гг.
Руководитель Управления ФНС России по Кировской области - 2007 - по сей день
Любимое блюдо: все, что приготовил сам.
Хобби: прогулки на снегоходах, летом - отдых на воде.
Любимая музыка: песня «Батя» Александра Маршала.
Любимое кино: «Иван Васильевич меняет профессию».
Любимая книга: читаю, в основном, профессиональную литературу.
Девиз: «Только вперед!».