Екатерина II в виде портретов, грамот, предметов обихода прибыла в Вятский художественный музей...
Одна из самых эксцентричных российских императриц иностранного происхождения, когда-либо сидевших на российском престоле, - в Кирове. Екатерина II в виде портретов, грамот, предметов обихода прибыла в Вятский художественный музей, чтобы рассказать об истории своего восшествия на престол. С того момента прошло ровно 250 лет.
София Фредерика Августа Ангальт-Цербская, немецкая принцесса, была выбрана невестой для племянника Елизаветы Петровны (дочери Петра I) Петра Федоровича. Будущая императрица прибыла в Россию в 1744 году, приняла православие под именем Екатерины Алексеевны и прожила у нас до своего воцарения 18 лет. В 1762 году она совершила дворцовый переворот, захватив власть у своего мужа и воцарившись на престоле. Хорошо ли было при ней? Этот вопрос до сих пор вызывает противоречие отзывы историков. Дворянам дали больше привилегий, и само время правления Екатерины II стало веком просвещения для них, а вот крестьяне по сути превратились в рабов.
— Эта выставка готовилась в преддверии 250-летия восшествия на престол императрицы Екатерины II. - рассказывает Елена Горохова, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (с чьей подачи эта выставка и была организована). - Было реализовано уже много проектов, связанных с именем Екатерины II, и нам хотелось посмотреть на ее фигуру с другой стороны: как же из 14-летней девочки, которая была приглашена из-за границы, чтобы стать невестой, родилась крупнейшая государственная деятельница не только России, но и мирового масштаба. На выставке представлено около 200 экспонатов. Среди них есть уникальные вещи. К примеру, это жалованная грамота на дворянское достоинство участников лейб-компании, орден Белого орла, принадлежащий одному из фаворитов молодой Екатерины, штоф с инициалами Петра Федоровича, подлинная жалованная грамота Григорию Орлову за участие в дворцовом перевороте.
Последняя, кстати, выглядит шикарно: большая, сверкающая, вся в золоте. Роскошь той эпохи на выставке можно лицезреть практически в каждой вещи: табакерках с портретами важных персон, небольших бюстах, позолоченных часах, монетах, кубках, посуде. Кроме того, своими глазами можно увидеть настоящий орден Андрея Первозванного, высшую награду Российской империи, учрежденную в конце XVII века Петром I. И конечно, не обошлось без портретов. Начинается выставка с родителей Екатерины II, известного портрета Елизаветы Петровны на коне с арапчонком (правда, копией неизвестного художника с оригинальной картины Георга Гроота), портрета самой юной императрицы, а заканчивается портретами выдающихся деятелей той эпохи и зрелой императрицей Екатериной, которая висит прямо напротив себя юной.
Завораживает: все-таки эпоха дворцовых переворотов — одна из самых загадочных и привлекательных в истории нашей страны. Вопросов к тому времени, к историкам которые, вероятно, и сами не знают всех нюансов, возникает много. Ну и самый будоражащий из них: а что было бы, если бы тогда в еще не таком далеком 1762 году все пошло не так?
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru