Американский десант
Мы из блюза. Под таким девизом прошла на прошлой неделе очередная серия музыкального фестиваля традиционной американской музыки. На этот раз кировскую публику порадовала группа Modern Blues Masters.
«Вы знаете, какие звуки издает собака, - начали свою творческую встречу музыканты Гай Дэвис (гитара), Фил Виггинс (гармоника), и Сэмюэль Джеймс (гитара), - давайте сейчас все изобразим это животное под нашу песню». И огромное количество собравшихся в читальном зале библиотеки им. Герцена начало подвывать и «погавкивать» в такт соответствующим словам. Чуть позже музыканты попросили зал изобразить людей, рубящих лес. Именно так, в буквальном смысле в труде родился блюз – один из традиционных американских музыкальных жанров.
Конхунто, вестерн-свинг и блюз – основные жанры второго фестиваля традиционной американской музыки в России, в котором участвуют коллективы, исполняющие малоизвестную для всего мира музыку. Это тот американский фольклор, который был выбран строгими критиками Folklifу Сenter при Библиотеке Конгресса США. В прошлом году фестиваль прошел в 11 городах нашей страны, в этом году он продолжился и вновь удивит страну очередными премьерами.
Кирову достался блюз, представленный в виде трех колоритных темнокожих американцев, обладающих весьма приятными вокальными данными, похожих на ковбоев из Голливуда. Они были в восторге от процесса того культурного обмена, частью которого им удалось стать: доставая свои гитары из почти «раритетных» чехлов, улыбаясь и удивляясь тому, что даже в нашем городе есть МакДональдс, они с любовью в голосе рассказывали о блюзе и искренне пели душевные песни.
– В основе этой музыки то, что создано двумя поколениями до нас, и мы сегодня – вершина этого айсберга, - рассказали музыканты. – После гражданской войны в США началось время черных законов. И когда перед судьей стояли два человека: белый и черный, последний всегда получал больший срок за одно и то же правонарушение. Именно тогда, в тюрьмах, начал создаваться блюз. Это, прежде всего, музыка рабочего класса. Чтобы ее понять, надо ее прочувствовать изнутри. Ее главная идея в том, что жизнь каждого человека ценна и важна.
Они, казалось, были готовы играть не останавливаясь. Только их организаторы напоминали им о том, что надо еще много чего успеть. Такой эмоциональной игры на гармонике, всем телом, наверняка редкий человек из присутствующих в зале когда-либо видел, а необыкновенно-танцевальные ножки гитариста Гая взрывали овациями зал. Все это вкупе порождало редкий для Театра на Спасской резонанс: кресла в зрительном зале «ходили ходуном». Казалось бы, это всего лишь ритмичный и достаточно спокойный блюз. Зато ощущения самые настоящие – как на съемочной площадке Голливуда в прошлом веке. За такое перемещение во времени отдельное спасибо посольствам двух стран.