Баба Яга против
Общественные слушания по установке памятника царской семье в Кирове раскололи общество на два лагеря.
Зачем Кирову памятник царской семье? Станет ли он символом примирения и объединения, как утверждают инициаторы его установки, или окончательно расколет общество? Кировчане обсудили на общественных слушаниях и памятник, и императора, и всю российскую историю. И вряд ли услышали друг друга.
«Всего лишь жалкая копия»
Следующие полтора часа выступали участники слушаний. У каждого в распоряжении было не более 5 минут. Зал четко поделился на два противоборствующих лагеря, каждый из которых рьяно поддерживал «своих» во время выступлений. Хлопали до боли в ладонях. Первой шквал аплодисментов сорвала пенсионерка Тамара Урванцева, кандидат наук (каких именно наук, женщина не указала).
- Если мы посмотрим с точки зрения Конституции, то что у нас получается? По статье 29, п.2 запрещается разжигать национальную, религиозную и социальную рознь. Установкой этого памятника мы делаем совершенно обратное, - отчеканила каждое слово в микрофон Урванцева, постепенно «набирая громкость». - Статья 3, п.1: «источником власти является народ». Если вопрос спорный, его должен решать народ, а не группа чиновников. Статьи 14, п.1 объявляет, что у нас государство светское. На каком основании сегодня церковь присвоила себе руководящую и направляющую функцию, как в советское время КПСС?
Тамара Урванцева напомнила, что обсуждаемый монумент - «всего лишь жалкая копия» дивеевского памятника, посетовала на власть, которая выносит на обсуждение подобные вопросы и замалчивает действительно важные проблемы (всеобщую бедность, например), и от лица всех членов «РОТ Фронта» призвала добиваться проведения референдума по вопросу памятника. Коллеги из «РОТ Фронта», сочувствующие из КПРФ, «Сути времени» и других организаций хлопали Урванцевой долго и самоотверженно.
Следующим выступил кировчанин, который представился председателем ТОС: - Император Николай, по прозвищу «Кровавый». Какие заслуги перед Отечеством российским он имел? - задал риторический вопрос мужчина. И сам же ответил:
- Это проигранная русско-японская война, это расстрел рабочей демонстрации в Санкт-Петербурге, развязывание Первой мировой войны, гибель русских людей на фронтах. А далее он сложил с себя полномочия императора. И я считаю, что он не достоин памятника.
- Предал народ! – выкрикнули из зала.
- У нас есть много хороших, добросовестных людей, которые многое сделали для процветания Кировской области. Допустим, архитектор Чарушин. А Николай II? Он проехал Киров, остановился на станции (хотя достоверно это не известно), может быть, в туалет сходил, и поехал далее.
Я считаю, если Вятской епархии надо памятник, пусть ставит у себя во дворе, на своей территории, - завершил речь мужчина. И тоже получил бурное одобрение от «своих».
Символ семьи и единения
Первым из «лагеря сторонников памятника» выступил священник Андрей Лебедев. Он попытался ответить сразу всем ранее выступавшим, отметив, что Россия, конечно, светское государство, но «не богоборческое».
- Вряд ли можно апеллировать к тому, что у нас светское государство, и поэтому нельзя устанавливать памятники людям православным, - отметил Лебедев. Он уточнил, что Вятская епархия имела полное право, соблюдая все законные процедуры, выйти с инициативой об установке памятника «человеку, который является примером для нас в жизни и примером для многих людей в этом городе».
- Фигура Николая II символизирует нам пример семьянина, жертвенного служения своей Родине. Этот монумент должен стать символом примирения, понимания того, что всегда есть две разные позиции, разные традиции понимания истории и они должны все вместе существовать в нашей стране. Есть памятник Ленину, никто его не сносит. Мы также хотим, чтобы и память о тысячелетней истории присутствовала в лице Николая II в нашем городе.
Поддержал идею коллеги и протоиерей Александр Балыбердин:
– В истории разных народов были моменты, когда в ходе революций и смут убивали царей, убивали королей. Так было в Англии, во Франции. Но только у нас в стране убили всю царскую семью. И вообще-то это позор на весь мир. И об этом знает весь мир. Мы должны об этом помнить, чтобы подобного больше нигде никогда не повторилось. Это памятник не лично Николаю II как правителю России, это памятник царской семье. Мы убеждены, что установка памятника не разъединит нас, а объединит. Это памятник царице, царевнам, царевичу, которых добивали штыками. Поступать надо по совести. Не знаю, что говорит вам ваша совесть, но моя совесть говорит, что в нашем городе этот памятник нужен во имя того, чтобы подобное больше нигде и никогда не повторилось.
Мнений было высказано еще много. Выступавшие не раз возвращались к вопросу роли Николая II в истории страны и города Кирова, вспомнили, например, что именно Николай II подписал указ о строительстве железной дороги от Перми до Котласа через Вятку. Упомянули о том, что дочери Николая активно участвовали в движении «сестер милосердия», помогали раненым во время войны, а сам Николай являет собой образец благородного семьянина. А уж если затрагивать вопрос о том, что в Кирове император не был, то и Ленин, и Киров (Сергей Костриков) своим визитом наш город не осчастливили, однако это не помешало установить первому памятник на главной площади, а именем второго и вовсе назвать город.
«Противники» тоже не сдавались. Говорили, что на самом деле установка памятника носит чисто политический, антисоветский характер, а инициаторы преследуют пропагандистские цели и навязывают так называемое «царебожие». Сам же памятник не только не объединяет людей, но разжигает рознь среди горожан, а значит является вредным.
- В любом обществе всегда найдутся люди, которые будут поступать по принципу «а Баба Яга против», - ответил оппонентам священник Евгений Смирнов и призвал не учитывать такие аргументы «вообще никак». - Нам говорят, что церковь отделена от государства. Давайте загоним церковь в Трифонов монастырь, обнесем колючей проволокой и подожжем? Да, церковь отделена от государства, но не от общества. Позиция верующих должна быть услышана, так как она внятная и конструктивная.
Разобраться в причинах возникшего в обществе конфликта попыталась член Общественной палаты Кировской области, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове Светлана Занько. Она отметила, что администрация города допустила ошибку, когда заявила об установке памятника, как о принятом решении:
- Нельзя так делать, тем более выбирать такое публичное место, как веерная лестница на набережной. Если бы это не было заявлено как принятое решение, если бы место было выбрано более аккуратно, очевидно, люди не были бы против. Вот и весь вопрос.
Занько заметила также, что набережная, где гуляют мамы с детьми, куда приезжают свадьбы - это «такое место, где люди хотят получить светлые, приятные ощущения», а памятник «напоминает об очень скорбных событиях», поэтому устанавливать его на набережной — не самая хорошая идея.
Последним выступил юрист Антон Долгих:
- Я человек неверующий, но я с уважением отношусь к верующим и этого же жду взамен, - заявил он. - И дело совершенно не в том, что церковь у нас отделена от государства, а в том, что закон гарантирует право исповедовать любую религию и не исповедовать никакой. Есть другая норма: запрещено вовлечение малолетних в религиозное обучение. У этого памятника кресты размером с эту трибуну. Я считаю, что это памятник исключительно религиозного назначения, и я не возражаю против установки его на территории Трифонова монастыря.
Итоги обсуждения подвел глава администрации города Илья Шульгин. Он признал, что действия администрации в публичном пространстве в вопросе с этим памятником были «несколько неуклюжими», поблагодарил участников слушаний за проявленное уважение друг к другу, порадовался тому, что «обошлось без оскорблений».
Точка в дискуссии
А 20 июня на заседании Кировской гордумы после долгих споров депутаты одобрили установку памятника Николаю II и царской семье. Глава администрации Илья Шульгин отметил: по итогам публичных слушаний предложение об установке памятника на территории, принадлежащей Вятской Епархии, было признано наиболее конструктивным.
Депутаты большинством голосов (23 - «за», 3 - «против») рекомендовали установить памятник царской семье на территории Трифонова монастыря.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com