Сам Андрей Владимирович уверен, что от обострившейся конкуренции выиграют в итоге все — и игроки медиарынка, которых она будет подстегивать к развитию, и жители региона, которые получат более разнообразный и интересный контент. Главное, не стоять на месте и не обрастать мхом.
Общечеловеческие темы
- Читала вашу колонку по поводу законопроекта Михаила Курашина, но, тем не менее, вопросы остались. Сначала закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию», теперь инициатива запретить показывать по ТВ «кровь и мясо»... Вы не боитесь, что скоро телевидение, вообще, отпадет от реальной жизни, а будет показывать только, скажем так, «адаптированную» действительность?
- На самом деле, эта адаптированная действительность присутствует уже сейчас в любом средстве массовой информации. Прежде всего, это мнение редактора или корреспондента. Мы все равно, так или иначе, получаем продукт субъективного содержания, мнение отдельно взятого человека либо сформированное в рамках концепции редакции. И когда зритель получает подобный телевизионный контент — в данном случае, у Михаила Курашина идет речь о том, чтобы оградить от информации о «крови и трупах» - это осознанное желание редакции работать именно с данным видом материала. Мы же все ищем определенного признания в своей работе, не так ли? Для журналиста это тоже, своего рода, признание: посмотрят его материал или нет, будут обсуждать или нет.
Поэтому, ничего нового не произошло, просто установили дополнительные правила игры для СМИ. Нам как бы говорят, «может, ребята, отойдем в сторонку от показа этой действительности? Ее и так хватает».
Наши проекты – телекомпания «СТС-9 канал» и телеканал «Девятка ТВ» - работают в развлекательном формате, работы с подобным материалом не планируется. Поэтому, да, я поддерживаю подобную инициативу, она мне вполне симпатична.
- Возможно, все дело в уровне профессионализма тележурналистов? Как вы его, вообще, оцениваете?
- На мой взгляд, уровень профессионализма не лежит в области того, что именно ты снимаешь. Скорее, он лежит в плоскости качества продукта, который ты выдаешь. Еще есть задание редакции, не будем об этом тоже забывать.
Но я бы не стал говорить, что уровень профессионализма современных журналистов падает или, наоборот, растет. Он находится на прежнем уровне. Профессия развивается абсолютно нормальными темпами. Например, у нас нет проблемы с поиском людей, которые смогут профессионально снимать. Есть другая проблема: наши региональные журналисты готовы делать только новости. У нас огромное количество ребят, которые готовы работать в новостях и считают, что на этом телевидение заканчивается. Но региональная журналистика это не только новостные сюжеты, не только публицистика, это не только жанр аналитики, здесь огромное количество и других тем. Где развлекательный жанр? Почему мы отвергаем такой момент, что зрителю надо дать что-то другое, кроме крови и политико-экономических новостей? Мы проводим замеры своей аудитории, изучаем ее, инвестируем в это средства, и знаем, чего она хочет.
- И чего же она хочет?
- Нашему телезрителю неинтересна тема жесткого «мяса». Его интересуют адекватные и общечеловеческие темы: их интересуют комедии, их интересуют какие-то полезные телепередачи, например, как научиться делать ремонт, как правильно, вкусно и красиво приготовить блюдо, куда отправить ребенка учиться, как подойти к воспитанию своих детей, куда поехать в отпуск. Наш зритель интересуются жизнью вокруг себя, он не фокусируется только на проблемах и не впадает в депрессию. Ну а мы все это стараемся своему зрителю предоставить.
Поэтому, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, нельзя говорить, что профессионализм журналистов как-то падает или растет...
- «Старая гвардия», как правило, думает по-другому.
- Еще Иван Тургенев в 19 веке написал замечательное произведение «Отцы и дети», где всё сказал по поводу «старой гвардии» и «нестарой» гвардии.
- Хорошо. А кто ваш телезритель сегодня? Есть некий собирательный образ?
- Мы не гадаем, мы точно знаем его. Более того, мы изучаем нашего телезрителя. В первую очередь, это человек, разделяющий общечеловеческие ценности. Он стремится к созданию семьи или уже ее создал. Он либо имеет детей, либо их планирует. Это человек, который уже встроился в некую социальную среду, ищет работу или уже нашел, стремится расти по карьерной лестнице, стремится к успеху и хочет что-то получить от этой жизни. Социально активен. Вот его лицо... Это мы с вами, в конце концов.
- Дотягивает ли он до того уровня аудитории, какой вы бы хотели иметь?
- У нас несколько другой подход. Мы не делаем продукт, а потом ищем на него аудиторию. Совершенно наоборот. Мы спрашиваем у аудитории, чего она хочет и даем ей это. Мы делаем продукт для людей. Естественно, если ты делаешь продукт для аудитории — это твоя аудитория. Она не может не дотягивать до тебя. Как так? Если у кого-то аудитория «не дотягивает» до его продукта, то он просто плохо делает свою работу. Это что-то из оперы «я не читаю сценарий, это сценарий читает меня».
- Журналист сегодня, на ваш взгляд, это «обслуга» общества или тот, кто должен воспитывать свою аудиторию?
- Это интересный вопрос, но почему варианта ответа всего два? Почему нельзя быть человеком, любящим и хорошо выполняющим свою работу? То, что эту работу воспринимают, как некое обслуживание... Ну, вот, смотрите, у меня ручка. Те люди, которые ее создали, по большому счету, обслуживают меня. Они создали интересный, качественный, пишущий прибор, которым я работаю. А есть люди, которые прекрасно пишут и они обслуживают, грубо говоря, мой мозг, но при этом нельзя сказать, что они не несут какую-то созидательную функцию. Мы должны понимать, что конкретно мы даем зрителям, какую информацию сообщаем. Если мы показываем только ужасы, «кровь» и проблемы, то и у людей складывается впечатление, что «все плохо». Если мы говорим о том, какой выход из этих проблем, то это совсем другое дело.
Расширяя горизонты
- Насколько вам было сложно формировать команду? Или когда почти полтора года назад вы возглавили тогда еще телеканал «СТС-9 канал», вам не пришлось этого делать? «Старая гвардия» продолжила работать с вами?
-Когда я возглавил канал, то столкнулся с отсутствием некоторых топовых позиций, которые надо было срочно закрывать (я ведь создавал холдинг, а это совсем другой размах). Во-вторых, я услышал такое мнение, что в медийном бизнесе не может успешно работать человек не из медийного бизнеса. Топ-менеджера надо искать, соответственно, только среди коллег. Как оказалось, это абсолютное заблуждение. На данный момент у нас службу маркетинга, HR, коммерческую службу возглавляют люди, которые никогда в медийном бизнесе не работали, но при этом отлично справляются со своей работой. Я считаю, что надо расширять горизонты, а не смотреть только в свою среду.
- Смена руководства, как правило, переживается коллективом достаточно болезненно. Никто вам не заявлял «я ухожу потому, не хочу работать с Андреем Шпортом»?
- Естественно, в процессе работы мы с кем-то из коллег попрощались. С кем-то, действительно, может быть, мы и не сработались, не скрываю. Заявлений, подобных этому, я не слышал, но уверен, что были те люди, с которыми у нас не совпадали взгляды на организацию работы. Новый руководитель – всегда изменения. В моем случае мы перестроили весь бизнес – выросли из телеканала в холдинг. В связи с этим появились новые процедуры по отслеживанию эффективностей процессов, поменялся взгляд на то, как должна строиться работа в СМИ. Все эти нововведения были так или иначе всегда обоснованы экономическими факторами. Ну и если сотрудник не хотел работать по новым правилам, мы с ним прощались.
- Как вы думаете, что важнее с точки зрения эффективной работы: сохранить старую команду или собрать новую?
- Скорее всего, универсального рецепта не существует. Я никогда не забываю о том, что меня мотивирует. А мотивирует меня качественный результат. Я выбираю себе команду не по личному отношению «друг»/«не друг», «нравится»/«не нравится». Я оцениваю по профессиональным навыкам и качествам. И если старая команда готова работать по новым правилам и с новым настроем – безусловно, никаких возражений у меня не возникнет. Но если у нас будут появляться разногласия, то команда будет пополняться новыми сотрудниками.
- Тогда, Андрей Владимирович, скажите: кто у вас точно работать не будет?
- Точно не будет работать человек, пришедший к нам с большим багажом амбиций и не готовый меняться, не готовый учиться чему-то новому. Как правило, в ходе собеседования таких людей сразу видно.
- При вашем непосредственном участии началось и завершилось формирование холдинга «Медиа9». С одной стороны, открываются довольно широкие (и заманчивые) перспективы, с другой — экономическая ситуация сегодня отнюдь не способствует новым проектам, вам не кажется?
- Нет, мне так не кажется. Ну, во-первых, рынок не стоит на месте. В ближайшее время нас ждут большие перемены на медийном рынке в области цифрового телевидения — это раз. Во-вторых, мы видим, как интернет шагает по планете и активно прокладывает дорогу в каждый дом — это два. Это, в свою очередь, создает дополнительные источники коммуникаций с аудиторией и дает широкие возможности для создания новых СМИ.
Я считаю, несмотря ни какие экономические катаклизмы, рынок СМИ в ближайшие годы будет активно развиваться. Прежде всего, медийный рынок. Я, вообще, думаю, нет смысла говорить о каких-то «рецессионных» показателях, так как они на нас пока не очень сильно отражаются. Могу вам смело сказать, что буквально в течение 3-4 лет мы с вами увидим создание еще нескольких телеканалов в регионе. Может быть, появятся несколько новых медийных проектов; может быть, даже холдингов. Это хорошо для рынка — появление конкурентного поля. Будем бороться за телезрителя, за радиослушателя, за читателя, и наши конкуренты тоже, естественно, будут бороться. Это приведет к банальной вещи: контент станет намного интереснее, намного качественнее. Выиграют, в итоге, все.
- То есть, в будущее смотрите с оптимизмом?
- Причем, с огромным.
- А в целом региональную журналистику ждет «светлое будущее»? Большинство предрекают полный уход печатной прессы в Интернет.
- Прогнозы — интересная штука: они редко совпадают с действительностью. Думаю, говорить о том, что печатные СМИ закроются завтра или послезавтра, преждевременно. Не знаю, почему печатные СМИ так пессимистично настроены по отношению к своей аудитории, почему они так всецело полагаются на вэб... Согласно последним исследованиям, аудитория печатной версии тех же «Ведомостей» или «Коммерсанта» довольно сильно отличается от аудитории, которая читает их в сети интернет. Проще говоря, человек, который привык читать «КоммерсантЪ» в интернете, редко его читает в бумажном виде. И наоборот.
Возможно, в этом и заключается путь развития для печатных СМИ: например, делать разные материалы для печатной и интернет-версии. Это можно довольно интересно обыграть. Интересно для аудитории, в том числе.
Главное - развиваться. Я заметил такую вещь: мы плохо учимся. Ребята в Кирове инертны. Они не хотят узнавать что-то новое, точнее, не прикладывают к этому достаточных усилий. Люди зациклились в рамках своих узких шор. Но время поменялось, интенсивность поменялась. Теперь нужно мыслить быстрее, шире, опережать соперника на несколько шагов.
- Не исключено. Вы наверняка смотрите другие кировские телеканалы. Какие из них кажутся вам серьезными конкурентами «Медиа9»?
Если говорить в целом о продуктах холдинга, то в нашей нише на текущий момент никто не работает. Нет Все СМИ холдинга «Медиа9» так или иначе работают с одной целевой аудиторией, но при помощи разных источников информации. У нас единая концепция позиционирования для всех продуктов холдинга. И на текущий момент таких целостных проектов в нашей концепции я пока не знаю.
- Вы монополисты?
- Не совсем (смеется). Нишу невозможно монополизировать. Но пока ярко-выраженных игроков я не наблюдаю, но не исключаю, что они в ближайшем будущем появятся.
- Помнится, в свое время «Девятка» бралась издавать свою газету - «Вятский обозреватель», так кажется. Не хотите, все-таки, пополнить медиахолдинг еще и печатным ресурсом?
- Ух, как давно это было... Позвольте не комментировать этот вопрос. Пусть это останется тревожной тайной (улыбается).
Дорогая история
- Уже года два активно обсуждается переход федерального ТВ на цифровое вещание и «незавидная» участь регионального ТВ. Не могли бы вы рассказать, какова ситуация на сегодняшний день? Насколько я поняла из вашей колонки, «регионалы» ждут конкретных правил игры от государства?
- Мы уже ничего не ждем. Мы для себя определили курс и двигаемся в его русле. В принципе, правила игры уже сформированы: будет энное количество каналов, а третий мультиплекс заработает где-то в течение ближайших 3-х лет. Для этого на каждый регион необходимо разработать частоты...
Наш холдинг все выводы для себя уже сделал, мы не ждем ни негативных, ни положительных новостей. Все, что могло серьезного произойти, уже произошло; «регионалы» в целом по России уже определились, что им дальше делать. Думаю, все будет хорошо.
- Оцените создание «Общественного российского телевидения». Нужно ли было его создавать, и таким ли вы его изначально себе представляли?
- Когда изначально создавался проект «Общественного российского телевидения», когда его только еще обсуждали на бумаге, мы встречались с коллегами и обсуждали эту идею. Форма ТВ - «общественная», то есть, должна финансироваться за счет общества, но в России это маловозможно.
Если говорить об общественном ТВ, то в Британии есть ВВС, которое таковым считается, и есть обязательный налог на жителей Великобритании, который каждый гражданин, имеющий ТВ-приемник, обязан платить. Все эти деньги целевым образом отправляются в бюджет телекомпании. В России такая практика, повторюсь, маловероятна. Телевизоры есть почти у каждого, но заставить людей платить — это из разряда фантастики. Поэтому в РФ «Общественное российское телевидение» финансируется государством и является одним из государственных телеканалов. Целесообразность его возникновения спорна. Его рейтинги на текущий момент весьма небольшие, хотя он существует уже год. Может быть, прошло еще слишком мало времени...
- Насколько серьезно влияют на выбор того или иного контента ваши учредители?
- Вы про цензуру? Цензура бывает разная. В Советском Союзе была государственная цензура. Я ее, конечно, не застал, но более старшие коллеги говорят, что нам и не снилось сегодня то, что было в то время: все вычитывали, все проверяли, доходило до абсурда. Что происходит в современном мире? Я могу сказать, что цензура есть в «New York Times», цензура есть на BBC. Цензура есть везде. Цензура в данном случае — это редакторские решения, которые так или иначе ограничивают поток информации сообразно своей аудитории. В любом случае, ты не сможешь выдавать «в эфир» тот материал, который не совпадает по духу с изданием. Журналист может сказать, что это цензура, а редактор скажет «нет, это мое решение. Хочешь принимать решения — становись редактором».
Учредитель СМИ, конечно, всегда, так или иначе, влияет на повестку дня. Если СМИ носит информационный характер, то его явно будет интересовать, какую информацию оно выдает. Поэтому я спокойно отношусь к подобным вещам.
- Тогда, интересно, как вы относитесь к цензуре и самоцензуре журналистов? Она должна иметь место?
- Безусловно. У журналиста должны быть принципы.
Два года назад один из норвежских журналистов рассказал мне интересный случай. Как и в любом СМИ, у них есть пул аккредитованных журналистов, которые следят за определенными фигурами. Есть и премьерский пул. В этом пуле был журналист, который везде ездил с премьер-министром, все фотографировал, все документировал, собирал все материалы о его работе. Но у премьера была договоренность с журналистом: ты ничего не публикуешь, пока я не выйду в отставку. Премьер вышел в отставку и только тогда все материалы увидели свет, которые, кстати, имели необычайный успех. То есть, журналист не погнался за сиюминутным жареным фактом (а мог бы), исполнил все свои договоренности. Это сегодня дорогого стоит.
- На Круглом столе «Свои чужие дети» на Фестивале СМИ «На 7 холмах» вы сказали о том, что ваш проект «Простые мечты» оказался в итоге просто пиаром. А, вообще, какую посильную помощь может оказать (и оказывает) телевидение и СМИ тем, кто остался без родителей, социальным сиротам?
- Немного не так. Я сказал об этом не в контексте нашего телеканала, а в контексте любой истории с детьми, поданной через СМИ. Любой проект СМИ об усыновлении выглядит как пиар. Мы это поняли после завершения всех этих проектов.
По большому счету, роль СМИ — это донесение информации о чем-либо до своей аудитории. Когда есть ребенок, которого нужно пристроить в семью, мы подходим к этом чересчур просто: берем эфирное время или газетную полосу, где красиво подаем историю об этом ребенке. Но все проекты, которые я видел, так и не привели к желаемому результату. Это касается и наших медийных проектов, и ваших. Причину этого я вижу в одном: мы подходили слишком формально, считая, что вот сейчас мы дадим информацию и все будет хорошо. Но ребенок — это не пирожок на полке, который надо продать, в том числе с помощью массированной рекламы. Это человек, это огромная колоссальная ответственность. Наши зрители, читатели, слушатели все это прекрасно понимают. И когда мы адресовали эту информацию неопределенному кругу лиц без проработки мы, конечно же, «не попали».
Вообще, это у органов опеки стоит задача — устроить ребенка в семью, а у СМИ нет такой задачи. СМИ должны быть в данном случае ретранслятором, не более. Нам стоит ставить себе задачу не усыновления, а профилактики — на предмет отказа от детей, на предмет положительного отношения к ребенку из детского дома, и т.д. Но у нас не ведется такая работа, у нас обычно говорят «имеется столько-то детей, их надо бы усыновить». А откуда они взялись, эти дети? Этот вопрос на круглом столе почему-то никто не поднимал.
- То есть, СМИ не нужно заниматься не своим делом?
- Безусловно.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Досье
ФИО: Андрей Шпорт
Дата и место рождения: 28.08.1983, г. Кушка (Турменская ССР)
Образование: высшее, юридическое
Семейное положение: женат
Карьера:
2007 - 2008 гг. – рекламное агентство «МаксиМедиа», директор
2008 – июль 2012 гг. – Телекомпания «СТС-9 канал», коммерческий директор
Июль 2012 – по настоящее время – Холдинг «Медиа9», генеральный директор
Хобби: концерты, сноубординг, любимая женщина
Любимое блюдо: паста с морепродуктами
Любимая музыка: Example, Depeche Mode, Би-2 и др.
Любимый фильм: Здесь курят
Девиз: Не ошибается тот, кто ничего не делает.