Бизнес маловат
27.06.2016 11:31:00
2236
0
Алексей Шуплецов, директор Центра поддержки экспорта Кировской области, готов развенчать расхожий миф о том, что «малый бизнес позволит нарастить нам экспортные поставки».
В связи с падением внутреннего спроса, все больше кировских компаний пытаются так или иначе наладить поставки на зарубежные рынки. Правда, не всегда успешно.
Алексей Шуплецов, директор Центра поддержки экспорта Кировской области готов развенчать расхожий миф о том, что «малый бизнес позволит нарастить нам экспортные поставки». Нет, не позволит, потому что все, что касается экспорта — это дело «середнячков» и крупных игроков.
Алексей Иванович, я посмотрела на вашем сайте мониторинг обращений предпринимателей в Центр за разные кварталы и отметила, что их поток не снижается. Это означает, что местный бизнес отчаялся в российском рынке или почувствовал золотое время для экспорта?
— Нельзя сказать, что наступило золотое время для экспорта, хотя возможностей сейчас действительно больше, чем 2 года назад, в связи с падением рубля. Это еще и следствие того, что внутренний спрос в России существенно снизился. Если раньше экспорт был нашим предпринимателям не очень интересен, так как хватало клиентов в России, то сегодня все ищут новые выходы для своих продаж, в том числе и экспорт. Но это не только кировская, это общероссийская тенденция. Мы ее чувствуем и по своим мероприятиям, которые проводим: количество желающих принять участие в зарубежных выставках увеличилось почти вдвое.
На днях читала новость о провале продвижения российских товаров на AliExpress. Вам не кажется это неким знаком того, что наши товары сегодня не слишком конкурентоспособны?
— Российская продукция действительно не самая дешевая на международном рынке. На AliExpress речь ведь шла об одежде? На самом деле наша швейная промышленность только начала вставать с колен, ее стало «видно» только последние 2-3 года. У нас, в Кировской области, например, не осталось не только крупных , но даже средних предприятий легкой промышленности, но зато много небольших, порядка 30-40 фабрик. Теперь они пытаются выходить на внешние рынки. Ну, как на «внешние»? Это не Европа и не Китай, а Казахстан, Азербайджан, страны Таможенного союза.
Ситуация такая, что цена рабочей силы в Китае и России сравнялась. Поэтому сегодня местные производители вполне успешно могут конкурировать с Китаем. Качество у нас не хуже. Единственное - пока нет достаточных для экспорта объемов.
Увидела, что одна из целей Центра заявлена как «увеличение стоимости несырьевого экспорта предприятий Кировской области». Каким образом вы можете на это повлиять?
— (Достает таблицу и показывает). Вот, это цифры внешней торговли Российской Федерации. Вот экспорт, вот импорт, вот разница между ними, которая называется положительное сальдо внешней торговли и остается в России. Например, в 2008 году мы продали за рубеж продукции на 470 млрд долларов, закупили на 290 млрд, 180 млрд осталось на развитие экономики. Уже в следующем году в связи с падением нефтяных цен эта разница сократилось до 115 млрд рублей. В том же году в Правительстве РФ было принято решение о создании системы поддержки экспорта. Правда, начали несколько с конца — с развития системы продаж, а не с развития производства и промышленной политики.
У нас в Кировской области ситуация немного другая: мы сырьевые товары практически не экспортируем. Сырьевой товар — это, в частности, круглый лес, но в 2007 году были увеличены таможенные пошлины на экспорт «кругляка» и его поставки существенно снизились и сейчас доля круглого леса структуре регионального экспорта не более 1%. Мы в основном экспортируем товары не самой глубокой, но все-таки переработки. Например, до 50% нашего экспорта — это удобрения Кирово-Чепецкого химкомбината.
Мне кажется, КЧХК не нуждается в особой поддержке, у них и так все достаточно хорошо.
— Конечно, не нуждается. Рынок удобрений – это глобальный рынок, правила игры на котором регулируются на уровне глав государств, а наша организация создана для поддержки малого и среднего бизнеса.
И, тем не менее, я до конца не уловила, как вы можете повлиять на увеличение стоимости несырьевого экспорта?
— В первую очередь, с помощью маркетинговой поддержки. Мы основные средства вкладываем в выкуп выставочных площадей на зарубежных выставках, чтобы наши компании могли представить там свою продукцию и найти новых партнеров. Понятно, что на фоне такого гиганта, как КЧХК, наш вклад небольшой.
Вообще, насколько эффективны выставочные мероприятия? Как вы оцениваете эффективность?
— По количеству заключенных контрактов, конечно же (хотя, там в целом оценивается совокупность показателей). В прошлом году было 14 зарубежных мероприятий, 55 участников, 32 заключенных контракта. Мы даже заняли 1 место в России среди аналогичный структур.
Я так понимаю, у вас три базовых направления в работе. Какой из них пользуется наибольшим спросом у местных предпринимателей?
— А как раз именно выставки. То есть, предприниматели — это люди-практики, которым надо самим все увидеть и понять. Ведь для того, чтобы понять свой реальный уровень, производителям надо выезжать за рубеж, знакомиться с представленными на иностранных рынках образцами. Там же находятся и потенциальные клиенты. Наш Центр на постоянной безвозмездной основе организует деловые миссии и участие вятских предприятий в зарубежных выставках.
Вам не кажется, что ваша деятельность слишком непредсказуема и довольно политизирована? Например, мы поссорились с Турцией, ввели санкции. А вы, может быть, до этого приложили уйму усилий, чтобы вывести наши товары на тот рынок.
— У нас, если честно, до Турции руки не дошли. Мы планировали в 2015 году мероприятия в Турции, но, во-первых, и спроса со стороны бизнеса особого не было, а во-вторых, санкции были введены.
Я бы также не сказал, что для нас Украина была каким-то очень уж значимым рынком, но она входила в 10-ку основных торговых партнеров Кировской области и мы 2 раза участвовали в выставках на территории Украины. Сейчас товарооборот существенно упал и в украинских выставках по понятным причинам мы не участвуем. То же касается и Турции — планы были, рынок перспективный, но сложный — они почти все делают сами. Довольно сложно пробиться на их рынок.
Тем не менее, как говорится, мир большой, поэтому здесь нет повода для каких-либо переживаний. Тем более, для наших малых и средних компаний основные торговые партнеры находятся в странах СНГ.
На сколько вам вообще комфортно работать с местным бизнесом?
— Ну, что значит, комфортно? Понимаете, вятский бизнес есть вятский бизнес, другого-то нет. Вы же сами, наверное, немало с предпринимателями общаетесь. У нас большая статья экспорта — это лес. То есть, это люди из районов, среди которых не так много юридически подкованных людей. Но у них есть деловая хватка, а это главное. Ну а с юридическими вопросами мы готовы помочь и помогаем.
Инновационных товаров наш регион не производит. В 2013 году мы были в немецком Ганновере на выставке высоких технологий, инноваций и промышленной автоматизации. То, что мы позиционировали как инновации, у китайцев, стоящих на соседнем стенде, это уже давно работает и стоит в 3 раза дешевле.
Проблема в том, что одного желания наших предпринимателей модернизировать производство для выпуска инновационной продукции недостаточно. Нужны средства, а взять их негде. Тут уже возникают вопросы к системе кредитования. В том же Китае при заключении экспортного контракта предприниматель получает инвестиционный кредит в 3%-4% на 10-20 лет. В России же сегодня нет дешевых инвестиционных кредитных ресурсов. По этой причине даже успешные вятские предприятия не могут в полной мере реализовать экспортно-ориентированные инвестиционные проекты. Хотя в прошлом году специально для кредитования экспортеров был создан Росэксимбанк, Правительство Кировской области в настоящий момент заключает Соглашение с Российским Экспортным Центром, в структуру которого это банк входит и мы надеемся, что ситуация с кредитованием действующих и потенциальных экспортеров будет меняться.
Раньше мы радовались каждому пришедшему и заявившему о том, что он хочет что-то поставлять за рубеж. Например, кто-то производит мед и хочет его в Китай поставлять. Спрашиваю: сколько ты можешь поставить? Он отвечает «тонны две». А это очень незначительный объем. Надо понимать, что выход на экспорт связан с достаточно высокими первоначальными затратами на подготовку документации, сертификацию, этикетки и т.п.. Поэтому совсем маленьким компаниям мы советуем выйти для начала на рынок республики Коми.
Экспорт требует определенный уровень производства, качества и цен. Производство большого объема по низкой цене — одно из главных условий. То есть, это даже не малый, а средний бизнес.
Слабость нашего бизнеса как раз в том, что он малый. Я считаю, что это большое заблуждение считать, что малый бизнес позволит нарастить нам экспортные поставки. Нет, это позволит сделать лишь средний бизнес. Условно говоря, нам очень невыгодно гнать «Газель» до Казахстана или Финляндии. Это просто бессмысленно.
А что, вообще, сегодня представляют собой вятские экспортеры?
— Сейчас в области около 200 экспортеров. Около половины из них занимаются экспортом пиломатериалов, ну а основные статьи нашего экспорта – это удобрения, полимеры, фанера, черные и цветные металлы, кожевенное сырье, оружие, стиральные машины, мебельные комплектующие, кондитерские изделия, электромагниты, кисти и ряд других товаров. Поставки осуществляются в 86 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Если я не ошибаюсь, вы работаете уже 3-4 года?
— Больше. Уже 5 лет.
Каким из реализованных мероприятий или проектов вы гордитесь больше всего?
— Если честно, то затрудняюсь ответить на этот вопрос. Есть мероприятия, которые получаются, есть те, которые не получаются. Есть более успешные, есть менее успешные.
У нас есть 2 основных направления — это Казахстан и Германия. Германия — лидер по выставочной деятельности. Участие в выставках на территории Германии позволяет найти партнера не только из Европы, но и из любого уголка мира. Плюс Германия для российских производителей — крайне интересный рынок: на 10% там население русскоязычное. Их обслуживают специальные торговые сети.
Казахстан – рядом, там очень хорошо относятся к русским, уже «наелись» китайской продукцией и охотно покупают российские товары. Мы даже планируем открыть в Казахстане торговое представительство Кировской области.
Азербайджан - перспективный партнер. В прошлом году были в Баку, там есть интерес к вятской продукции: идут поставки пиломатериалов, кондитерских изделий, также это перспективный рынок для нашей легкой и мебельной промышленности . Благодаря наличию природных ресурсов, Казахстан и Азербайджан — самые богатые страны СНГ. В прошлом году средний уровень зарплат в Казахстане был выше российского, а значит, выше и покупательская способность. Наша же продукция находится в некоей средней нише — между дорогой европейской и китайской.
В этом году начали осваивать новое направление — Китай. Мы были там 3 года назад, при курсе доллара в 30 рублей — не пошло. При курсе 60 рублей уже можем конкурировать с китайцами. Это перспективный рынок для нашей пищевой промышленности, производителей пиломатериалов и ряда других товаров.
Ваш Центр занимается поддержкой регионального экспорта. В то же время, года полтора назад на всю страну громко объявили об импортозамещении (если утрировать, то — Россия сама в состоянии все произвести (от «Боинга» до гвоздя) или заменить импорт). Вам не кажется, что это несколько разнонаправленные тенденции — вкладывание сил в импортозамещение и в то же время, создание Центров по поддержке экспорта?
— Наоборот, это звенья одной цепи. Помните, я говорил, что наша задача — это чтобы деньги оставались здесь? А это значит, что нам надо наращивать экспорт и снижать импорт.
Беседовала Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru
Досье:
ФИО: Алексей Иванович Шуплецов, директор Центра поддержки экспорта Кировской области
Дата и место рождения: 4 марта 1973 г., Нагорский район Кировской области
Образование: Кировский авиационный техникум (1992 г., техник-электрик), ВятГТУ (2000 г., экономист-менеджер), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (2010 г., инженер-архитектор).
Карьера (по годам):
1992 – рабочий пилорамы;
1993 – страховой агент;
1994-1996 – предприниматель;
1996 – 2000 – директор ООО «Бизнес-центр «Альфа»;
2000-2005 – директор Учебного центра «Альфа-Партнер»;
2005 – 2006- Правительство Кировской области, консультант, начальник отдела;
2006 – 2009 – зам директора Вятского института дополнительного образования;
с 2000 года – руководитель Школы архитектуры и дизайна;
с 2009 года – советник Вятской ТПП;
с 2011 года – директор АНО «Центра поддержки экспорта»
Любимая книга: в основном читаю книги по истории России и других стран
Любимая музыка: начала 1990-х
Хобби: архитектура
Девиз: «Все идет по плану»