Будни саморегулирования*
Интервью с гендиректором НП СРО «ОСКО» Владимиром Гребенкиным.
За три года саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» сумела стать своеобразным «знаком качества» для потребителей регионального строительного рынка. Быть членом НП СРО «ОСКО» могут только добросовестные и надежные строительные компании. О том, как обстоят дела, рассказал гендиректор некоммерческого партнерства Владимир Петрович Гребенкин.
– Владимир Петрович, 3 года существования организации – это уже достаточный срок для того, чтобы подвести какие-то итоги. Насколько я помню, представители власти говорили о том, что СРО – это эффективный способ убрать всех недобросовестных игроков с рынка. Насколько вы согласны с такой первоначально поставленной задачей? Удалось ли ее реализовать?
– Три года назад государство законодательно делегировало профессиональному сообществу полномочия по обеспечению безопасности и качества в строительстве. При этом, в отличие от ранее действовавшего лицензирования, на саморегулируемые организации возложена вся полнота ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам, вследствие недостатков работ, выполняемых на объектах капитального строительства. Для возмещения возможного ущерба у СРО сформирован реальный финансовый источник – компенсационный фонд. Кроме того, СРО контролирует своих членов, проверяет, как они выполняют работы, к которым ими получен допуск. Вот именно на этом этапе СРО и выполняют переданные им полномочия. Общеизвестно, что число строительных компаний, которые получили допуск СРО на выполнение строительных работ, в настоящее время на порядок меньше, чем это было при лицензировании. Таким образом, государство получило ответственных игроков на строительном рынке.
– В течение первого года работы Объединения среди части застройщиков бытовало мнение, что никакое СРО им не нужно, что солидный членский взнос – это очередные поборы и т.д. Сейчас таких недовольных что-то не слышно. Вам удалось доказать коллегам обратное?
– НП СРО «ОСКО» объединяет не застройщиков, которые владеют участками под строительство, а строительные компании, которые непосредственно выполняют виды строительных работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Право на выполнение этих работ они приобретают с получением в СРО свидетельства о допуске на выполнение данных работ. Такой порядок установлен федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и Градостроительным кодексом РФ. Можно быть недовольным законом. Но это закон, и его надо выполнять. Правильнее, как делает большинство руководителей строительных организаций, занимать конструктивную позицию и говорить об улучшении деятельности СРО, поскольку без него не обойтись и его необходимо содержать, об оптимизации расходов, вносить конкретные предложения по предоставлению возможных услуг членам партнерства.
– Минэкономразвития отмечает, что с момента создания СРО бизнес стал более независим от государства, а само оно смогло освободиться от давящего бремени в виде расходов на регулирование и контроль в сферах, в которых созданы СРО. Это соответствует действительности? Определенная независимость чувствуется?
– С введением саморегулирования государство избавилось от необходимости тратить средства на содержание лицензионных центров, которые были в каждой области РФ. Переданные государством полномочия бизнес выполняет путем разработки и утверждения на общих собраниях членов партнерств, в которые строительные компании добровольно объединяются: Требований к выдаче свидетельств о допуске, Правил саморегулирования, Стандартов СРО, а также Правил контроля саморегулируемой организации и Мер дисциплинарного воздействия. Контрольные комиссии СРО в порядке, установленном Правилами контроля, осуществляют проверки членов партнерства, следят за тем, как они выполняют вышеназванные стандарты, избавив от этого государственные органы...
– Насколько я знаю, в комиссию, выдающую свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, входят ведущие застройщики региона, руководители крупных компаний. А кто контролирует самих ведущих застройщиков? Как механизм саморегуляции действует в данном случае?
– Свидетельства о допуске к определенному виду(ам) работ выдает исполнительный орган Партнерства. Право принимать решения о выдаче Свидетельств о допуске к тем или иным видам работ принадлежит коллегиальному органу Партнерства – Правлению, в которое входят руководители членов Партнерства. В свою очередь, члены Правления избираются общим собранием. В состав Правления входят руководители ведущих строительных организаций г. Кирова и области. Саморегулируемая организация ведет контроль за деятельностью членов Партнерства по утвержденным общим собранием Требованиям к выдаче Свидетельств, Правилам саморегулирования и Стандартам Партнерства в соответствии с утвержденными графиками. Контрольные комиссии выявляют нарушения и в организациях, возглавляемых членами правления. Но реагируют на них эти руководители оперативно, устраняя их в кратчайшие сроки. Правила для всех одинаковы.
– На этот год Вы поставили для себя 2 главные задачи – это повышение квалификации кадров и решение проблемы административных барьеров в сфере строительства. Насколько успешно продвигается их реализация?
– На самом деле приоритетов больше, но эти два в их числе. Высокий профессионализм кадров, как известно, является залогом безопасности и качества строительства. Поэтому требование к специалистам о повышении квалификации не реже одного раза в пять лет предусмотрено законом об образовании, градостроительным кодексом и, как следствие, введено в Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам нашего СРО. Кроме того, законом введено положение об обязательной аттестации специалистов. Поэтому в СРО образована аттестационная комиссия, которая после рассмотрения документов о повышении квалификации и оценке уровня полученных знаний, а иногда и после собеседования со специалистом, принимает решение о его аттестации и выдаче ему аттестата на соответствующий вид работ. Кроме того, оказывается помощь в решении этого вопроса малому бизнесу. Национальным объединением строителей принято положение об оказании содействия малым предприятиям в подготовке кадров, в соответствии с которым уже дважды у нас организовывались бесплатные курсы повышения квалификации для специалистов таких предприятий.
Члены нашего партнерства – ООО «Кировспецмонтаж» (генеральный директор Миронов А.С.) и ОАО «Кирово-чепецкое управление строительства (генеральный директор Кочуров С.И.) – принимали участие в организованном НОСТРОЕМ первом в истории России масштабном исследовании административных барьеров в строительстве, которое проводилось одновременно по 63 городам России, в том числе в г. Кирове. Результаты мониторинга показали, что более половины процедур, которые проходят застройщики, не предусмотрены федеральным законодательством и являются результатом муниципального и регионального нормотворчества. Данное исследование способствовало выходу Указа Президента РФ, обязывающего органы власти принять конкретные меры по ликвидации избыточных административных процедур. Одной из конкретных мер решения этой проблемы является внедрение электронного документооборота в муниципалитетах, в частности, в землеустроительной и градостроительной деятельности.
– Насколько я знаю, небольшие строительные предприятия вступали в СРО в надежде уравнять свои шансы с крупными застройщиками на получение строительных подрядов от органов госвласти и местного самоуправления. Как вы считаете, им это удалось?
– Предприятия, вступающие в саморегулируемую организацию, будь то крупные или мелкие, имеют лишь одну цель – заниматься строительством законным образом. Для этого надо иметь свидетельство о допуске к работам, перечень которых определен законодательством – приказом № 624 Министерства регионального развития Российский Федерации. А в отношении уравнять шансы – это абсурд. У небольших организаций нет мощного парка строительной техники, недостаточное количество специалистов необходимого профиля, отсутствуют значительные оборотные средства. Имея в своем свидетельстве о допуске вид работ № 33 «Организация строительства», любая строительная компания может привлекать другие организации для выполнения отдельных работ. Но в этом случае у привлекаемого субподрядчика также должно быть свидетельство о допуске к видам работ, которые он обязуется выполнять. На конкурсах мелкие предприятия могут снижать цену строительства за счет более низких накладных расходов, но эти предприятия имеют свидетельство о допуске, как правило, на небольшое количество видов работ и на конкурсах по строительству серьезных объектов конкурировать не в состоянии.
– Помимо всего, Правление НП СРО «ОСКО» принимает активное участие в рассмотрении законопроектов, касающихся строительной сферы. Замечания и предложения от профессионального строительного объединения по рассмотренным законопроектам направляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Можно здесь поподробнее? О каких замечаниях идет речь? Есть ли те, которые уже воплотились в принятые законы?
– Действительно, в последнее время органы власти запрашивают мнение профессионального сообщества по проектам различных нормативных документов на предмет наличия в них избыточных административных барьеров и возможных необоснованных расходов, которые может понести бизнес после принятия нормативного акта. Так, Правлением были рассмотрены проект приказа Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства», ФЗ «О саморегулируемых организациях» в редакции проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и некоторые административные регламенты.
Замечания и предложения по рассмотренным законопроектам были направлены в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По замечаниям и предложениям профессионального сообщества строителей, в том числе НП СРО «ОСКО», эти документы были направлены на доработку.
*Опубликовано на правах рекламы.