Быть честным с самим собой
Рубрики «Next» давно не было в газете «Бизнес Новости». Сегодня мы снова начинаем рассказывать о бизнесе молодых начинающих предпринимателей.
Благо их за последнее время появилось немало: амбициозные, вдохновленные, целеустремленные. Герой этой рубрики — Семен Кытманов, руководитель сети пекарен «Домашняя». «Мне два расстегая», «Дарницкий, пожалуйста», «Одну венгерку и две ватрушки» - поток людей практически не останавливается. Как и поток подносов с разной горячей выпечкой, которые пекарь выносит к витрине практически каждые пять минут. Есть и такие покупатели, которые почти с порога говорят: «Мне как обычно». «Вы сегодня пришли в удачное время, как раз сейчас вечерняя скидка», — поясняет продавец, одетая в милый фартучек и поварской колпак. Так выглядит один из самых популярных сегодня видов бизнеса — пекарня.
— Идея по открытию пекарни пришла ко мне лет 10 назад, - рассказывает Семен, пока мы надеваем все необходимое (халат и бахилы), чтобы пройти в «самое сердце пекарни» - производственный цех. - Меня всегда привлекал рынок общепита, я давно рассматривал различные идеи в этом направлении, поэтому когда встал вопрос о выборе ниши для открытия своего дела, в первую очередь я обратил внимание именно на общепит и связанные с этим сферы. Три года назад я был в другом городе и случайно зашел в одну из пекарен. Мне очень понравился такой формат и я загорелся этой идеей. Начал узнавать что-то об этом бизнесе, читать, посещать различные пекарни, общаться с людьми, работающими в этой сфере. Сначала появилась мысль создать что-то европейского формата. Но позже я понял, что надо продавать более понятный и доступный для нашего российского потребителя продукт и занял, условно говоря, нишу «бабушкиных или маминых пирогов». Сейчас люди стали меньше готовить дома, больше времени уделять семье, собственному развитию, спортзалу, общению с друзьями. Никто уже практически не печет каждые выходные целые «тазики» пирогов, как раньше делали наши бабушки. И мы выполняем в этом смысле роль помощников.
- Процесс самого открытия был сложным?
— На поиски места для первой пекарни у меня ушло около полугода. И даже несмотря на то, что я изучил, как мне тогда казалось, весь этот бизнес от начала и до конца, начиная буквально с первого дня работы, я столкнулся с огромным количеством тонкостей и различных нюансов, которые оказались определяющими для нормальной работы пекарни. Если говорить про сегодняшний день, то до сих пор мы сталкиваемся с вопросами, на которые ищем ответ методом проб и ошибок, поскольку такому нигде не учат. Любой бизнес — это живой процесс, его нельзя изучить один раз и на этом остановиться. Первую пекарню мы открыли в ноябре 2016 года. Сейчас их у нас уже семь.
- А почему не стали открывать пекарни европейского формата?
— Я изначально хотел масштабировать бизнес, создать сеть. А в формате «европейских пекарен», это сделать было бы значительно труднее. Такой формат подразумевает определенный стиль интерьера, оборудование, ассортимент и квалификацию персонала. И конечно, надо учитывать, что мы живем в России, и экзотика других стран, конечно, привлекает, но создать потоковый, массовый бизнес, в этом направлении будет крайне трудно, учитывая, что это достаточно узкий сегмент (и по высокому среднему чеку, и по портрету потребителя).
Я думаю, именно поэтому сегодня в нашем городе, да и в принципе по России (исключая, может быть, только крупные города), практически все пекарни работают в том же формате, что и мы. Да, он не самый оригинальный. Как правило, это традиционная выпечка из 2-3 видов теста и различные виды хлеба.
«Лариса, мы не мешаем?», - спрашивает Семен своего пекаря. А она не обращает на нас внимания. Быстро стряпает, складывает пироги на противень, сажает их в печку, а потом заглядывает туда каждые три минуты. И мы, конечно, мешаем ей работать. Но необходимость сделать живой кадр, а главное, - аромат свежеиспеченной выпечки, - не отпускают нас с кухни.
- Как вы масштабируете бизнес?
— В первую очередь я хотел понять все нюансы этого бизнеса и пройти путь от поиска помещения до, к примеру, оптовой продажи хлебобулочных изделий, отработав наиболее эффективную модель. Поэтому изначально, я сфокусировался на открытии собственных пекарен. В данный момент мы подготовили пакет «партнера» - подробную пошаговую инструкцию для открытия и успешного управления пекарней, где описаны все возможные нюансы работы. И сейчас отрабатываем его на практике. У нас уже есть один партнер в Кирове. Также мы ведем переговоры с предпринимателем из соседнего региона. Всего у нас предусмотрено три варианта партнерства. Если говорить о сумме вложений, то для Кирова - это открытие пекарни за 300-400 тысяч рублей под нашей маркой и в сотрудничестве с нами.
- Какие есть еще варианты партнерства с вами?
— Первый - продажа пакета документов, инструкций, пошаговых описаний и т.д. При этом мы не обязываем партнера работать под нашей маркой и платить нам какие-либо отчисления, роялти или что то подобное.
Второй - это открытие пекарни под нашим брендом, так называемая «франшиза».
И третий вариант - это открытие пекарни «под ключ» и вывод ее на определенные показатели выручки. При этом партнер может работать как под нашим брендом, так и под своим собственным.
- С кадрами на этом рынке проблем нет?
— Вопрос с кадрами всегда очень серьезный. У меня были разные бизнес-проекты, поэтому могу сказать, что проблема есть не только в нашем виде бизнеса, а в целом на рынке труда. И связана она с рядом факторов. К примеру, с тем, что у нас поменялась система образования. В советское время она выдавала хороших специалистов, на предприятиях создавалась своеобразная система наставничества, аттестации, разрядности, была уверенность в завтрашнем дне. На предприятиях работали целые поколения. Все это обеспечивало низкую текучку кадров, лояльность к предприятию. Сейчас же ценность самой организации для сотрудника зачастую отсутствует. При устройстве на работу соискатели часто обращают внимание только на финансовую часть вопроса. Часто бывает так, что к нам после университета приходит специалист и говорит: «Я хочу зарплату в 30 тысяч». Когда его спрашиваешь, что он готов сделать за такие деньги, выясняется, что ничего. То есть, как правило, у потенциальных работников есть большие амбиции, но нет навыков и знаний. Мы же готовы их развивать и обучать. Но только, если у них самих горит огонь в глазах.
- Вы сказали, что у вас был опыт работы в других бизнес-проектах...
— Начинал я с того, что давал в газете «Из рук в руки» объявления и продавал все, что можно было продать: пиломатериал, пейджеры, машины. Потом у меня был полиграфический салон, затем магазин сотовых телефонов, а также служба такси, компания по строительным и отделочным работам. Какие-то проекты я продавал, другие закрывал. Предпринимательство — это всегда риск. Где-то получалось, где-то — нет. Всегда все учесть невозможно.
- В вашем сегодняшнем бизнесе первоначальные затраты окупились?
— Первоначальные — да. Но я не из тех предпринимателей, кто почует на лаврах. Как только я получил прибыль, я добавил еще немного инвестиций и открыл вторую пекарню, потом третью и т.д. Я постоянно вкладываю средства в новые активы. Мне интересно этим заниматься. К тому же, у меня есть цель, и я к ней иду.
- Судя по всему, у вас нет жалоб на предпринимательский климат в регионе?
— Климат у нас замечательный. Я очень часто слышу про то, что регион депрессивный. Но я считаю, что все начинается с себя: депрессивное состояние, депрессивная компания, город, страна и т.д. У нас не депрессивный регион, просто бывают депрессивные люди, которые так говорят. Надо искать источник вдохновения в себе.
В России есть все шансы для развития бизнеса. Возможностей для роста огромное количество: по большому счету, у нас практически везде отсутствует сервис, мало хороших качественных продуктов в разных сферах, мы только начинаем входить в сферу маркетинга и активных продаж. Наш регион имеет ряд своих особенностей, и бизнес здесь надо развивать, имея ввиду данные обстоятельства. И если вы хотите работать с продуктом, который не имеет спроса или он крайне низкий в нашем регионе, лучше запускать его в другом месте. У нас более спокойный уклад жизни, определенный менталитет населения, невысокий уровень дохода, - все это откладывает отпечаток на структуре потребительского спроса. Поэтому не нужно искать обстоятельства, которые помешали сделать бизнес успешным, нужно брать ответственность на себя. Нужно уметь быть гибким. И конечно, очень важно быть честным с самим собой.
Семен и сам может работать за прилавком, рассказывая покупателям, как прекрасны на вкус имбирные пряники и чем отличается дрожжевой хлеб от бездрожжевого. Мы просим его это сделать опять же для кадра. И понимаем, как он личным примером вдохновляет свой бизнес на развитие. Провожая, Семен угощает нас свежей выпечкой и кофе. Вкусными, прямо как у бабушки. И главная эмоция, которая возникает после такой беседы — в эту пекарню хочется вернуться. И не раз.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru