Дмитрий Пантелеев взялся за "Восток"
Железный аист с младенцем. Такая скульптура появилась недавно на месте «засохшего» когда-то фонтана в поселке Восточный, градообразующее предприятие которого простаивает уже несколько лет. Здесь вдруг воцарилась надежда. Долги «Востока» выкупил кировский Биохимзавод, а гендиректор нового «Востока» Дмитрий Пантелеев обещает трудоустроить 500 человек, запустить производство кормового белка и снизить тарифы на воду для населения в 5 раз. Журналист газеты «Бизнес Новости» на месте попыталась разобраться, станет ли явью «восточная сказка» и что за скандал вышел у Пантелеева с местными коммунальными службами?
Завод-призрак
-Да, Никита Юрьевич, уже приняли на работу 100 человек, 250 стоят на очереди, выдали сотрудникам аванс, расхищения прекратили, к 7 ноября планируем запустить котельную, чтобы подать тепло в цеха, а к новому году надеемся выпустить первую продукцию...
Дмитрий Пантелеев, сидя за рулем своей Toyota Camry («специально купил, чтобы не жалко было на работу ездить на Восточный»), сообщает последние новости губернатору. Мы собираемся ехать на завод.
- Только нам коммунальщики вместе с районной администрацией воду перекрыли, за то, что мы отказались платить по 53 рубля за кубометр, - продолжает предприниматель.
«Тут к инвесторам своеобразное отношение, - чуть позже говорит Пантелеев уже мне. - Всем бы только денег поиметь, чиновникам, в смысле. Менталитет у них такой».
Мы движемся на созданное в сентябре на площадях обанкротившегося завода новое предприятие - ООО «Восток». Дмитрий Николаевич сам лично два дня в неделю работает на заводе. «На меня сотрудники Биохима обижаются, говорят, любовницу себе здесь завел. А вот она моя любовница - «Восток» - шутит Пантелеев.
- Что вы сейчас тут делаете? - спрашиваю я.
- Самое главное - не уйти на зиму без отопления, - говорит Пантелеев. - Поэтому ведем работы по запуску котельной. Заканчиваем диагностику котлов, один из них в нормальном состоянии. Проведем кое-какие работы, заменим трубы, заварим язвинки, надеемся подготовить его к запуску к концу недели. Сделали кровлю над котельной и над административным комплексом. Завод, конечно, не в очень хорошем состоянии. Но на «Биохиме», когда я купил это предприятие, все было гораздо хуже. Так что маленький заводик точно подниму.
«Да, металл заржавел. Купим новый! Устарело оборудование? Купим новое!» - по-барски распоряжается Пантелеев. Главное, ради чего он приехал на Восточный - люди, специалисты, которых «не купить, сейчас таких уже не выпускают». К тому же с нуля создать предприятие с такой инфраструктурой - школами, больницами, дворцами культуры и спорта - нереально, объясняет новоявленный гендиректор «Востока. В успехе он не сомневается:
- Продукция, которую мы будем производить на «Востоке» - кормовой белок - дорогая, требует больших инвестиций (начальные вложения достигнут 100 миллионов, не считая выкупленных долгов), но она востребована. «Биохим» сегодня - лидер на рынке натуральных кормов. Дабы оставаться таковым, надо расширять производство. Поэтому мы здесь. В перспективе - получение из лигнина питательной среды, которая абсорбирует микробы и бактерии. Это наша технология. А к трудностям мы готовы морально и материально.
«Вот, кстати, котельная!» - указывает Дмитрий Николаевич на виднеющиеся недалеко трубы.
Вы, наверное, первый фотограф, которому довелось здесь что-то поснимать. Это же был секретный объект.
- Да, местные много баек рассказывают о том, что здесь производили чуть ли не биологическое оружие, - замечаю я. - И сейчас, кстати, опасаются, что производство будет вредным и вы тут всех вытравите.
Что здесь производили в советское время, нам всем действительно лучше не знать. А сейчас это будет совершенно мирный завод. Опасаться нечего.
Пока «Восток» представляет собой жуткое зрелище. Обшарпанные корпуса, сгнившие трубы, ржавое оборудование. Все сотрудники в поселке на медосмотре. Встретившиеся на пути два человека быстро скрываются из вида, завидев фотоаппарат. От звенящей пустоты вокруг создается впечатление, что это здесь когда-то была чернобыльская авария. За несколько лет простоя «Восток» превратился в завод-призрак.
История одного моногорода
Никто не ожидал такого поворота событий. С 70-х годов, когда предприятие построили (первая партия гигромицина вышла в 1969 году), микробиологи поехали сюда со всей России. Маленький научный городок Восточный был по истине социалистическим раем: широкие улицы, площадь с фонтаном, ни одного неблагоустроенного дома, две школы, три детских сада, дом престарелых, большая больница, библиотека, дом культуры, кинотеатр, спортивная, музыкальная, художественная школы, гостиница, хоккейная коробка, стадион... А слава градообразующего предприятия гремела на всю Россию.
На заре приватизации к заводу присмотрелся человек из команды Чубайса Александр Иваненко - зампредседателя Госкомимущества России (орган, ответственный за приватизацию общенационального достояния). К тому времени завод обеспечивал почти 50% потребности государства в шприцах. В 1992 году предприятие приватизировали. Трудовому коллективу должно было принадлежать 56% акций. Но акции у работников очень быстро скупили, так что к концу 1997 года сотрудники владели лишь 12-16% акций. Зато под контролем семьи Иваненко оказалось более 50% акций. Председателем совета директоров становится Иваненко-старший, директора Васильева, который, по некоторым данным, отказался перечислять заработанные заводом деньги на предвыборную кампанию Иваненко-младшего (сына Алексея) в Госдуму и возражал против остановки производства профильной продукции, просто уволили. Место гендиректора занял Алексей Иваненко.
Дальше все было грустно. Прибыль предприятия резко упала, инвестиции в развитие производства практически прекратились, рабочие завода получали зарплату ниже прожиточного уровня. Алексей Иваненко, в целях экономии, якобы, даже распорядился не поднимать температуру теплоносителя («Восток», как градообразующее предприятие, обеспечивал поселок теплом) до нормативного уровня, и зимой жители Восточного замерзали в квартирах (температура опустилась до 9 градусов), пока не обратились напрямую к губернатору Сергеенкову. Сезон 2004-2005 поселок отапливался как при социализме - за счет мазута, закупленного районом. А потом на деньги областного бюджета в Восточном построили модульную газовую котельную и передали ее на баланс муниципалитета.
По некоторым данным, с начала двухтысячных хозяева «Востока» уводили прибыль с завода, вкладывая деньги в филиалы предприятия в Москве и Санкт-Петербурге, а также в медицинские и биотехнологические производства в Нижегородской области и Вильнюсе. Кое-кто и вовсе обвиняет отца и сына Иваненко не только в личной наживе, но и в поддержке интересов зарубежных поставщиков в Россию лекарственных препаратов. Впрочем,этого пока никто не доказал.
Завод умирал мучительно. С 2005 года людям не платили зарплату. Собственники брали кредиты якобы на погашение задолженности перед сотрудниками. Вскоре состоянием дел на заводе обеспокоились кредиторы, налоговая, правоохранительные органы. В 2007-м началась процедура банкротства. Причем в реестр кредиторов вдруг попали, как утверждают некоторые источники, аффелированные Иваненко компании ЗАО «БК Восток» и ЗАО «Протон». А во время банкротства собственники «Востока» пытались вывести имущество из конкурсной массы. В 2008 году завод признали банкротом. Иваненко оставил 300 млн рублей долгов, в том числе 200-млн долгов по кредитам «Сбербанка» и 20 в виде задолженность по зарплате.
- Вы сейчас, посмотрев документы, можете сказать - банкротство завода было преднамеренным? - спрашиваю я Дмитрия Пантелеева.
- Конечно. Бывшие собственники завода делали все возможное, чтобы «Восток» никогда больше не заработал. Это стоило им огромных усилий. Они украли документацию, уничтожили ее. Сейчас мы формируем доказательную базу. Надеемся на ближайший арест Иваненко.
Остановка завода не привела к катастрофе. Рабочие руки постепенно разбрелись кто куда. Микробиологи пошли работать продавцами, охранниками на зонах, подались в поисках заработка в Омутнинск. Сегодня треть населения поселка работает вахтовым методом.
Без веры
И все же поселок отчаянно ждал инвестора. Накануне кризиса на горизонте появилась компания «Орис», пожелавшая построить завод по производству ориентированно-стружечной плиты. Районная администрация продала потенциальным инвесторам принадлежащее ранее заводу здание гостиницы в поселке за 14 миллионов, пишет газета «Омутнинские вести+», а также складской комплекс и железную дорогу. Жителям Восточного обещали 800 рабочих мест. Сегодня заводчане рассказывают, что коммерсанты, якобы, взяли кредит, область выделила им в залог участок леса, они освоили выделенные делянки и пропали, а офис их в Кирове никто не может найти.
У замгендиректора ООО «Восток» Павла Лялина (он успел поработать в «Орисе») другая информация: «Все остановилось на стадии заключения договора, инвесторы оценили предлагаемый участок леса и решили не брать его в аренду». Сейчас они строят завод в Пермской области. Гостиницу облюбовали местные подростки (забираются на второй этаж через выбитые окна), а железную дорогу разобрали на металлолом и сняли с учета как объект недвижимости.
- И не удивительно, что сюда нормальные инвесторы не идут, - рассуждал еще полгода назад рабочий завода, назовем его Алексей Ильич. - Кому этот хлам нужен? Там же все сгнило, с завода тащат все, вывозят целыми машинами. Нет света, воду носим канистрами, топим дровами буржуйки. Через пару лет все просто рухнет.
- А вы там что-то производите? - спросила я тогда Ильича, искренне не понимая, что его до сих пор держит на заводе.
- Нет. Сколь-что охраняем. Не увольняемся, чтобы не потерять свои деньги. Мне завод должен в общей сложности 100 тысяч. А тем, кто ушел, уже давно простили долги. Нас таких «выживших» человек 30 осталось. А когда-то тут 3000 работало.
Вода преткновения
Люди перестали верить в «доброго инвестора» и научились жить без оглядки на славное социалистическое прошлое. Отчаялись продать оборудование завода и конкурсные управляющие завода. Однако в сентябре в Восточный приехал «деятельный гендиректор» (так о Пантелееве отзываются заводчане), объявил о запуске производства... и надежда на светлое будущее возобладала над выработанным годами скепсисом.
Правда, в первый же месяц работы нового предприятия местные газеты истерично заголосили о возможном срыве запуска производства на «Востоке» из-за действий чиновников и коммунальщиков.
Мы дважды разговаривали с администрацией Омутнинского района, чтобы передать заводу обслуживание систему водо-, тепло- и электроснабжения, очистные сооружения и полигон ТБО поселка Восточный. Это позволило бы нам снизить затраты на производство и снизить тарифы для населения на воду, например, в 5 раз. Сегодня здесь платят 52 рубля 55 копеек за кубометр (для сравнения, на ТГК в Кирове - 3 рубля). К тому же раньше все эти объекты входили в комплекс ОАО «Восток». Власти согласились, но потом вдруг пошли «в отказ».
Предприятие «Коммунальник» предложило покупать воду по действующим тарифам, что, по словам Пантелеева, вылилось бы в дополнительные затраты в 100 млн в год. «Восток» отказался.
- 4 октября они перекрыли заводу воду, закрыли задвижку и поставили пломбу, - продолжает Пантелеев. - У меня, честно говоря, шок от тотальной коррупции. У главы администрации района Александра Малкова очень тесные отношения с бывшим главой района Иваном Рыбачуком, который сейчас заведует «Коммунальником». А муж главы поселка Елены Шмаковой занимается эксплуатацией полигона ТБО. И они не горят желанием отдавать его нам, даже при условии снижения тарифов для населения.
У второй стороны конфликта своя правда.
- Представители завода везде козыряют, что снизят тарифы, но ведь всем понятно, что если появится потребитель, тарифы и так снизятся, кто бы ни обслуживал полигон и котельную, - говорит глава поселка Восточный Елена Шмакова. - А передать заводу систему водоснабжения прямо сейчас мы не можем. Объект в долевой собственности, доля не выделена. Поэтому мы попросили завод предоставить нам небольшой бизнес-план, чтобы было понятно, как будут происходить эти процессы. Они обещали подготовить документы. И я сижу, жду. Пока я не получила ни одного предложения в письменном виде, а меня уже во всех газетах склоняют и обвиняют в срыве запуска производства.
Упомянутый Пантелеевым глава администрации Омутнинского района Александр Малков, в свою очередь, заверил, что районные власти очень рады приходу «реального инвестора» и вовсе не против передать объекты коммунальной инфраструктуры «Востоку».
- Но это нужно делать в законном порядке, - утверждает Малков. - Нужно заключить договор, что и будет сделано в ближайшее время. Нам нужны гарантии, что завод будет снабжать поселок водой, принимать стоки и использовать полигон со снижением тарифа. Что же касается якобы «отключения» воды, то никакого отключения не было, потому что воду никто и не подключал. Они самовольно врезались в сеть, не заключив договор.
В среду «они» также самовольно сняли пломбу, открыли задвижку и заварили люк. А приехавшего на завод Рыбачука (пытался перекрыть воду снова) рабочие просто выгнали.
- Мы не можем позволить чиновникам сорвать запуск производства, - обосновывает свои действия Пантелеев. - Это слишком сложный процесс, в котором власти должны нам помогать. А они привыкли только мешать. И, кстати, в четверг, когда этот вопрос обсуждался у зампреда областного правительства Георгия Мачехина, он сказал, что так и знал, что поступлю именно таким образом.
Впрочем, все стороны обещают урегулировать конфликт. А еще обещают, что «Восток» будет жить. До конца поверить в это жители поселка пока побаиваются. Но духом воспрянули не на шутку. После многолетнего угасания моногорода и это — подвиг.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com