Дневники мотоциклистов. Часть 4. В немилости у богов
Мария Петухова и Александр Шевченко проехали на мотоцикле 9 тысяч километров по России и Европе.
Проехать 9 тысяч км на мотоцикле. Побывать в 8 странах. Спорить, какой город божественнее — Прага или Будапешт. Полюбить Белград. Узнать, что лебеди хрюкают. Погладить которских котов. Убить тормоза. Упасть. Подняться. Бояться. Просить у Богов Гор солнца. Замерзнуть. Петь Чижа. Благодарить мир за то, что он прекрасен... Вести дневник.
Держитесь крепче, мы едем в Черногрию.
Продолжение. Начало (в котором путешественники Мария Петухова и Александр Шевченко за шесть дней преодолели маршрут Киров-Москва-Брест-Варшава-Прага-Будапешт-Белград —Требинье - Котор— около 5 тыс. километров — и собрались в обратный путь) — в №№ 27 -29.
День одиннадцатый. Диалог о зарплатах
17 июня. 12.28. Босния и Герцеговина. Требинье.
Прогулялись по средневековым улочкам и завернули в маленький ресторанчик. Обедаем. Все вкусно и дешево. Ирает танго из фильма «Запах женщины».
Вчера весь день проспали под аккомпанемент дождя. И море за эти два черногорских дня только слегка потрогали.
Уже три часа мы едем домой.
Монумент в честь годовщины битвы при реке Сутьеске в Тьентиште во время Второй мировой войны (Босния и Герцеговина). Здесь целый месяц 22 тысячи югославских партизан под руководством Иосипа Броз Тито сражались с фашистскими войсками численностью в 127 тысяч. Погибла треть партизанских отрядов, но немцы были остановлены.
19.08. Сербия
Очень холодно. Вся дорога сырая: везде до нас прошли дожди. Впрочем, и нас тучи пару раз облили дождем. Не смертельно. Но ноги сырые. А теперь их обдувает ледяным ветром.
От самого Котора едем по жуткому серпантину. И по самой прекрасной дороге из тех, что я видела за свою жизнь. Особенно красиво от Требинье до Фочи. Дальше горы становятся суровее, смыкаются вплотную к узенькой полоске асфальта. А запахи вокруг какие...
В Вышеграде нас впервые остановили полицейские.
- Руссиан? - спросил местный «страж дорог» упитанной наружности, весело улыбаясь.
- Руссиан, - улыбнулись мы в ответ.
- Я учил русский... в школе. Есть проблема. Я покажу, - полицейский достал блокнот, нарисовал что-то, отдаленно напоминающее туннель, и схематично изобразил, как мы, якобы, обгоняем машину в этом туннеле. Такого, разумеется, не было, о чем мы незамедлительно доложили «художнику».
- Каааамера, - по-прежнему улыбаясь, заявил полицейский, для наглядности показывая руками, как факт нарушения засняла камера.
- Покажите снимки, - улыбнулись мы еще шире.
Наш собеседник позвонил коллеге, чтобы вроде как попросить переслать снимок. Следующие 10 минут в наш адрес сыпались многочисленные вопросы («Киров? 1000 км от Москвы? В Которе были? А кем работаете? А зарплата у вас в России какая? 5000 километров? Ууууууу...»), после чего полицейский заявил, что коллега (вероятно, выдуманный) разрешил ему нас отпустить.
Наш белградский товарищ Саша Вукович предупреждал, что в Боснии останавливают по любому поводу. Фикс-прайс — 2 евро.
Утро почтенных старцев в Словакии начинается с пива и дружеской беседы.
23.11. Сербия. 140 км от Белграда
Мы съели самый вкусный в мире суп в придорожной гостинице, поставили кондиционер на +30 и пытаемся в этой парилке просушить вещи. С момента последней записи, то есть где-то с 19.30 и до 22.00, ехали под дождем. Боги гор, видимо, днем затаились в своих убежищах в горных вершинах, сидели, курили и хихикали, предвкушая, как вечером, когда солнце гарантированно завернет за тучу, обрушат на нас всю мокрость и сырость, какая имелась у них в наличии. Их подлый план удался на 100%.
День двенадцатый. «Эта тоже молодец!»
18 июня
15.35. Венгрия. Кечкемек. У мотомагазина
Еще сегодня утром моя запись должна была ограничиться одним словом: «дождь». Дождь лил всю ночь и все утро, кондиционер в гостинице не смог за ночь высушить нашу одежду, так что надели мокро-влажное и поехали дальше.
Убежать от дождя некуда. Просветов не видно.
Где-то за Белградом сначала свернули не туда на разворотах, а потом навернулись в третий раз. Саша пытался съехать на обочину, чтобы посмотреть маршрут, начал тормозить, а тут как раз наливная разметка, изрядно смоченная дождем, да еще, как выяснилось, в горах мы «убили» тормоза, а тормозить без тормозов сложно... В общем, снова распластались по трассе.
На заправке три бравых чеха, окружив наш мотоцикл, посовещались и решили: надо ехать в близлежайший город и там искать тормоза. Они еще долго на русско-чешско-английском языке о чем-то разговаривали, потом один из них потрепал меня по плечу и сказал - «Эта тоже молодец!»
А мы, собственно, оказались в венгерском городке с прекрасным названием Кишкунфельдхаза. В городе нет пешеходов — все на велосипедах. Бабуля на байке, почтенная пара в парке на скамейке возле припаркованных велосипедов, элегантно одетая молодая дама, энергично крутящая педали, - в порядке вещей. Через каждые 5 метров — велопарковка, кругом велодорожки.
А вот мотомагазина нет. Зато мотомагазин, где продают даже новые мотоциклы из салона, есть в соседнем маленьком Кечкемеке (городок меньше Слободского с игрушечными домиками и дорогой из желтого кирпича). Нас сюда буквально за руку привел венгерский мотоциклист Хуска. Мы остановили его в Кишкунфельдхаза, чтобы спросить, где можно купить тормоза, а он поехал с нами за 30 км, чтобы мы не заблудились.
День тринадцатый. По Польше огородами.
19 июня. 13.45. Польша
Устала я. Засыпаю. Проехали Краков. Сегодня нужно добраться до Бреста.
Вчера видела, наверное, самый красивый в своей жизни закат. В детстве в раскрасках часто встречался лиловый цвет (были такие раскраски, где цвета циферками помечались, помните?). Мама объясняла мне: чтобы получить лиловый, надо смешать синий и красный. Я очень любила этот лиловый цвет. Вчера где-то в Словакии, почти уже в Ружомбероке (национальный парк), нас настиг такой вот лиловый закат. Огромная туча ярко-лилового цвета, горы-холмы, нарисованные синим и голубым вдалеке, маленькие домики внизу. Невозможная красота.
Фотографий нет.
17.28. Польша.
По обочинам дорог шикарные красные маки. То горсточками, то полянками. Природа начинает напоминать вятскую. Разве что поля засеяны и ухожены. Довольно долго ехали по лесным дорожкам среди сосен и земляники. Теперь навигатор ведет нас какими-то огородами. Куча животных вокруг — то гуси, то куры, то лошади. Мертвых животных за эти дни видели тоже слишком много.
Дороги по-прежнему хорошие, даже в этих огородах.
День четырнадцатый. «Мужик» и свадьба
15.42. Брест. Беларусь.
Гнетущее какое-то впечатление производит Брестская крепость.
В кафе «Цитадель» народу, пожалуй, побольше, чем на территории самой крепости. «В телевизоре» поют и танцуют полуголые девицы.
У монумента гуляет свадьба:
- Оль, сфоткай меня, чтоб мужика было видно! - кричит подвыпившая блондиночка в ярко-синем платье, показывая на каменного воина.
- А нахрена (М.П. - в оригинале — в матерном исполнении) я стаканы таскаю, если все равно не наливают? - недоумевает молодой человек за моей спиной.
Хочется, чтобы все эти люди исчезли. Хочется просто побродить у развалин крепости и подумать.
21.43 Где-то за Минском. Нас так вкусно накормили в придорожном кафе, что мы решили заночевать прямо здесь.
День пятнадцатый. Холодно.
21 июня. 12.53
Холодно. Очень холодно.
День последний. Мы живы.
22 (точнее уже 23) июня. Глубокая ночь. Киров.
Снова могу адекватно мыслить.
Двое суток в пути. Двое суток под дождем. Вчера из-за дождя мы доехали только до Орехово-Зуево (хотя планировали добраться до Нижнего) и упали в придорожной гостинице «Медведь». А сегодня весь день плелись почти наощупь до Кирова. Где-то за Нижним Новгородом Саша просто встал на трассе под проливным дождем, потому что ехать было невозможно. Дождь хлещет, фуры едут, от них такой шлейф, что видимость нулевая. Абсолютно нулевая. Да еще и шлем запотевает. Саша промок насквозь и хорошо, если не схватит воспаление легких. У меня дела обстоят лучше, потому что я ехала в хорошем мото-дождевике и пряталась за Сашиной спиной. Только боялась очень: пробираться сквозь дождь в нулевой видимости по дорогам, которых нет (не Европа, все же) — не самое приятное занятие.
Мы дома. Я, наконец-то, спать. И я рада, что мы живы.
Послесловие про футболку и Людей
Футболка с «вежливыми людьми», которую Саша перед отъездом бережно упаковал в рюкзак, так и пролежала без надобности две недели. Пощеголять в ней по улицам Праги, Варшавы или Будапешта, а заодно проверить степень любви/ненависти к русским после известных крымских событий, к счастью, не довелось. И без того приключений хватило. Но на всем пути, во всех восьми странах нам встречались исключительно отзывчивые люди. Люди, которые не оставят в беде (например, с проколотым колесом) на дороге, приютят незнакомцев в своем доме, всегда помогут советом, покажут дорогу, угостят «домашним» кофе. Потому что для Людей на этой планете нет границ.
Практическое руководство по мотопутешествию
«Самое главное — мотоцикл подготовить, чтобы работало все хорошо. Остальное пустяки, - говорит Саша, когда я прошу его помочь мне составить своеобразную «памятку мотопутешественнику».
И все же пару слов про крайне важные в таком путешествии «пустяки»:
1. «Мото-ништяки», такие как встроенная зарядка для телефона, мото-сумки и багажник, минимальный ремкомплект, канистра с бензином, - скорее необходимость, чем роскошь.
2. Дождевик. Пять раз подумайте, прежде чем отправиться наматывать 9 тысяч километров без хорошего мото-дождевика («хорошего» - ключевое слово). Дождь — это почти самое ужасное, что может приключиться в пути. Неплохо иметь с собой еще и специальные бахилы от дождя для мотоботинок. Меня, впрочем, спасала комбинация «шерстяные носки-пакеты-кеды-пакеты». Но это, во-первых, неудобно, во-вторых, ненадежно, и, в-третьих, все же купите бахилы.
3. Маршрут. Мы полностью доверились гугл-навигатору. «Даму из навигатора» Саша слушал в наушниках и следовал ее указаниям. Если заранее построить маршрут, ехать можно без интернета. Иногда штурманом была я. Иногда ехали просто по указателям.
4. Интернет. Самый оптимальный вариант — ловить бесплатный wi-fi на заправках, там этого добра в избытке. В городах с этим вопросом сложнее. На гостиницы я бы тоже не надеялась: несмотря на обещания, интернета во всех без исключения гостиницах, которые были нами забронированы (для этих целей всегда использую booking.com), по факту либо не было, либо почти не было.
5. Про визу. Когда я самостоятельно делала польский шенген (транзит) в визовом центре в Москве, я чуть было не передумала куда-либо ехать. Поляки крайне требовательны. Визу лучше делать, например, чешскую.
6. Захватите побольше оптимизма на случай плохой погоды, недельных проливных дождей, поломок в пути и падений. И освободите голову от предрассудков, дабы ничего не мешало насыщаться красотой этого мира.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com