Дневники мотоциклистов. Три крепости
Мария Петухова и Александр Шевченко за три дня преодолели маршрут Киров-Москва-Брест-Варшава-Брно — около 3 тыс. километров.
Проехать 9 тысяч км на мотоцикле. Побывать в 8 странах. Спорить, какой город божественнее — Прага или Будапешт. Полюбить Белград. Узнать, что лебеди хрюкают. Погладить которских котов. Убить тормоза. Упасть. Подняться. Бояться. Просить у Богов Гор солнца. Замерзнуть. Петь Чижа. Благодарить мир за то, что он прекрасен... Вести дневник.
Держитесь крепче, мы едем в Черногрию.
Продолжение. Начало (в котором путешественники Мария Петухова и Александр Шевченко за три дня преодолели маршрут Киров-Москва-Брест-Варшава-Брно — около 3 тыс. километров) — в № 27 газеты.
День четвертый. Божественная Прага
10 июня. 10.20. Чехия
- Живут тут в сказке, - кричит мне Саша, затылком следя за дорогой. Киваю. Не поспоришь. Красота просто нереальная. Холмы, голубые горы где-то вдалеке, красные черепичные крыши и сиреневые лавандовые поля. Фотограф внутри меня негодует, ибо всю эту красоту я не могу сфотографировать на скорости 140 км в час ни на пленку, ни на телефон. Очень меня это печалит.
Вчера не доехали до Праги (хотя планировали) километров 200. Ехать ночью по автобану страшно — скорости огромные, трафик немаленький. А я опять спала. Пока не могу решить такую дилемму: к вечеру от ветра болят глаза, но закрывать их нельзя — сразу уснешь. Впрочем, они все равно закрываются. Какое-то время спасает «игра в певичку» - это когда старательно, изо всех сил что-нибудь поешь (все равно никто не слышит). Но вчера я уснула прямо в процессе напевания песенки про «вечную молодость».
В общем, Саша в Прагу не поехал. Свернул куда-то в лес. Заночевали в премилом городке Брно Жебелин.
Еще вчера где-то в придорожной кафешке в Польше Саша пребывал в недоумении, когда вместо омлета с овощами ему принесли омлет с фруктами: овоци по-польски — это фрукты. И борщ там варят с пельменями... У них это блюдо называется «борщ с ушками».
22.10. Прага. Хостел «Bohemia»
Саша спит. Еще полчаса назад мы, обнявшись, ждали трамвай на остановке. Планировали замуроваться где-нибудь в милейшем маленьком баре в центре города и потягивать знаменитое чешское пиво (бары здесь никогда не пустуют, чехи пьют пиво даже днем). Но единственное, на что мы способны сейчас — это спать.
Сегодня был первый «выходной» за четыре дня путешествия. День Праги.
Я всегда думала, что в Прагу надо ехать, когда я буду старой, больной и богатой женщиной. Все неправда. Прага божественна! С величественных площадей с дворцами и ратушами (и немыслимым количеством туристов) можно свернуть на узенькие безлюдные улочки. Или нырнуть в кафе и вкусно поесть. Или прогуляться по Карлову мосту, заглянуть в «марионеточный» магазинчик, испугаться цен, сфотографироваться у стены Джона Леннона, изнывать от жары и удивляться великолепию города.
Нестерпимо жаль отсюда уезжать. Теперь понимаю мою одноклассницу Наташу, которая пару лет назад усердно учила чешский, чтобы уехать из суетной Москвы в тихую и прекрасную Прагу. Впрочем, со мной что-то явно не так: чем больше я открываю для себя мир, тем милее мне родная Вятка.
День пятый. Забавная Европа
11 июня. 9.30 Чешский автобан.
Часа два, как едем в Будапешт. В Чехии любят мотоциклистов! Чешский автобан для мотоциклов бесплатный.
11.11. Венгрия
Саша пришел с заправки довольный. Улыбаясь, как мартовский кот, заявил: «Какие девки в этой стране красивые!»
Пересекли границу Венгрии. Заправились на тысячу русских рублей. Не особенно следим за расходами. Но бензином, однозначно, лучше запасаться в Белоруссии. Кстати, номер на двоих в хостеле почти в центре Праги обошелся нам в тысячу русских рублей.
18.50. Кафе в Будапеште.
Я не знаю, какой город прекраснее — Будапешт или Прага?
Мы планировали заглянуть в Будапешт на часик, покушать и побежать дальше. Но город так хорош, что не отпускает.
Первое, что увидели, остановившись, — мужчину несколько потрепанного вида, который сладко спал на улице. Мотоцикл, кстати, оставили на тротуаре. Пока злых полицейских, которые так и норовят оштрафовать нас за неправильную парковку и отсутствие виньетты (позволяет ездить по платным дорогам), я не встречала.
Будапешт невероятно красив. Брусчатка, памятники, фонтаны, студенты, дети, иностранцы всякие и разные. Сейчас в кафе вокруг меня, кажется, звучат все языки мира. Каждый домик в центре города — произведение искусства. И все приправлено цветами. Венгрия — страна цветов. Они везде: россыпи цветов на подоконниках, моря сиреневых, желтых, белых цветов вдоль дорог. И запах!
Итого: мы сегодня завтракали в Чехии, обедали в Венгрии, а ужинать будем в Белграде. И еще между делом проскочили Словакию.
Забавная она, Европа.
День шестой. Влюблена в Белград
12 июня. 11.58 Земун, Белград
Мне хватило вчера пятиминутной поездки по Белграду, чтобы влюбиться в город без памяти. Здесь пахнет Индией. Только чище и уютнее. Узкие желто-коричневые улочки, домики с лепниной, резные двери, цветы на подоконниках открытых окон, калитки, дворики с бельем на веревках, «злые собаки» и портреты умерших на заборах, песенки, дорожки, кирпичики...
Здесь волшебно.
Александр — хозяин хостела, в котором мы остановились, второй день угощает нас чаем-кофе. У Александра на кухне книги на сербском, картины, открытки (теперь и с видом Вятки), индийские слоники и прочие прелести.
Я влюблена в Белград!
«Веома приятно» — «очень вкусно» по-сербски. Мы сидим в ресторане на берегу Дуная, уплетаем вкуснейший сыр и телячью чорбу (суп-гуляш). За Сашиной спиной плавают кораблики, какая-то дама читает газету...
Саша рассказывает мне, как разваливалась Югославия, как американцы запрятали в тюрьму Милошевича, и он там умер, как албанцы воевали с сербами и теперь в Белграде в одной части живут сербы, в другой — албанцы. Еще рассказывает, как пастухи придумали телячью чорбу, готовили ее целый день и ели все вместе.
Цены:
- телячья чорба — 250 динар (около 100 русских рублей)
- чизкейк — 350 динар (140 рублей)
- мойка мотоцикла — 400 динар (около 160 русских рублей)
- клубника — 100 динар за кг (40 рублей)
19.20. Старый Белград
Неожиданно для себя забрели в белградскую крепость. Старину здесь не особенно чтят. В древних стенах преспокойно работают пара ресторанов, музей военной техники, тренируются альпинисты. Здесь есть даже стадион, а белградская молодежь устраивает в стенах крепости тусовки и романтические свидания.
После обеда Саша твердо решил: едем в музей Николы Теслы. Лучше бы мы сидели в своем милом маленьком Земуне, кормили лебедей на берегу Дуная (знали ли вы, что лебеди хрюкают?) и не совались в большой Белград. Весь центр города — сплошная пробка. И трехчасовое катание по жаре и вдыхание выхлопных газов меня порядком измотало.
Старый Белград производит какое-то странное впечатление. Он величественный. Его черные дома суровы, даже несмотря на неизменные цветы практически во всех окнах. Застройка нового Белграда — вообще отдельная песня: огромные, массивные черные дома. Кажется, каждый из них строил лично товарищ Сталин. Думается мне, люди, которые живут в таких домах и в таком городе, должны быть хмурыми и неулыбчивыми... Впрочем, однажды я уже наблюдала совершенно обратное. В Индии, где большинство домов — это серо-черные коробки, люди только и делают, что улыбаются.
Год назад я оставила в Индии какую-то часть себя. Теперь еще одна частица откололась в Белграде. Или наоборот, кусочек Белграда уехал со мной?
Продолжение следует...
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com