Догнать мир

12.02.2017 17:45:00 1945 0

Давать прогнозы относительно курса доллара в нашей стране абсолютно бесполезно. Можно лишь предполагать, исходя из сегодняшней информации. Так считает Константин Кропанев, исполнительный директор компании «АЖИО-финанс». Бизнесу же не нужен низкий или высокий курс доллара, ему нужен — стабильный.

Самой обсуждаемой экономической новостью последней недели стала возможная девальвация рубля. Как вы полагаете, Минфин осуществит свое намерение?
— Ситуация на финансовом рынке такова: сейчас существуют предпосылки для укрепления рубля,  курс доллара уже опустился ниже 60 рублей, а это довольно негативно сказывается и на бюджете страны, и на работе всех российских экспортеров. Соответственно, перед Минфином стоят две основные задачи: сделать так, чтобы курс поднялся выше 60 рублей (желательно до 65), и создать дополнительный резерв в валюте  (в дополнение к двум уже существующим), пока на рынке установилась благоприятная цена на нефть. Велика вероятность того, что уже к лету  мы увидим снижение нефтяных цен, что скажется и на валютных поступлениях в Россию.

За то время, какое у нас, возможно, есть, удастся ли сделать серьезные денежные запасы?
— Нет. Те цифры, которые были озвучены, совсем незначительны. Даже при благоприятной конъюнктуре этот шаг позволит нам получить около 20-25 млрд долларов дополнительных резервов.  К примеру, текущие золотовалютные резервы России сейчас составляют 394  млрд долларов. Поэтому заявления Минфина — это просто «словесные интервенции», и они имеют ограниченное влияние как на финансовый рынок, так и на бюджет страны.

Вы говорили в одном из интервью, что российский бизнес привык к той ситуации, когда курс доллара находится на высокой отметке...
— На самом деле, чем дешевле доллар, тем более расслабленно чувствуют себя простые граждане. Многие начинают готовиться к летним отпускам, другие надеются, что с укреплением рубля снизятся цены на импортные товары (хотя не всегда между этими составляющими есть прямая зависимость). А у бизнеса, который работает на экспорт, ослабление рубля вызывает понятное напряжение: его доходы начинают падать. Если говорить о Кировской области, то у нас очень большой объем бизнеса завязан на экспорт. Та девальвация, которая прошла в 2014-2015 годах, очень благоприятно сказалась на  некоторых предприятиях, расположенных в нашем регионе: на «Уралхиме», например, шинном заводе, «Веста» начала экспортировать свою продукцию за пределы России.

Вы прогнозировали, что доллар вырастет к весне 2017 года до 70 рублей. Пока не поменяли свое мнение?
— Давать какие-то прогнозы  — занятие абсолютно бесполезное. Скорее, я озвучиваю текущие ожидания рынка, исходя из известной на сегодня  информации.  Да, ранее я предполагал, что в конце 2016-го или начале 2017-го курс доллара приблизится к 70 рублям, и этому способствовали серьезные факторы. Но произошли важные события: 30 ноября страны ОПЕК договорились об ограничении добычи нефти, а потом состоялась довольно странная приватизация «Роснефти». Естественно, это привело к росту цен на нефть и к снижению курса доллара. Что касается 2017 года, то фьючерсы на доллар с поставкой в декабре 2017 сейчас торгуются на уровне 63 рублей. Если у вас другое мнение, то вы всегда можете попробовать заработать на некомпетентности рынка.  Помимо роста стоимости сырьевых товаров, которые экспортируют наши компании, сейчас идет мощный приток иностранных денег в Россию  — для покупки наших финансовых активов, в первую очередь облигаций. Иностранцы продают сотни миллионов долларов, покупают российские облигации, которые дают доходность на уровне 9% годовых, что больше в разы, чем в их странах (всего 2-3%). Поэтому им очень выгодно укрепление российской валюты. Когда же курс доллара начнет расти, инвесторы попытаются избавиться от российских активов и выскочить в «узкую дверь», что может привести к очередному серьезному взлету стоимости доллара — до уровня 65-70 рублей. К сожалению, рубль  — валюта очень нестабильная, а это создает много проблем для бизнеса. Если доллар дешевый, бизнес начинает ориентироваться на импорт,  покупать что-то за границей и продавать здесь (нет смысла вкладываться в импортозамещение). Если же курс доллара оказывается высоким, то предпринимателям становится  выгодно развивать производство товаров здесь. А мотания доллара из стороны в сторону создают для бизнеса определенные риски и ему совсем  не понятно, как планировать свою деятельность на ближайшие годы. Это в конечном итоге и приводит к тому, что у нас так мало новых инвестиционных проектов. Предприниматели не понимают, по каким правилам им играть.
Физическому лицу проще в этом плане. Если у вас есть какие-то дополнительные доходы, то вы создаете диверсифицированный портфель: какую-то часть своих накоплений храните в долларах, какую-то в рублях, время от времени пересматриваете каждую из этих долей в зависимости от ваших ожиданий и планов.

На прошлой неделе специалисты Банка России сделали прогноз о том, что в этом году произойдет хороший экономический рост. Игорь Шувалов также говорил о том, что экономика страны вырастет  на 1-2%. Вы согласны с ними?
— Под хорошим экономическим ростом Банк России, наверное понимает то, что экономика стабилизировалась. Я согласен с этим. 2015-2016 годы за счет девальвации рубля позволили  экспортерам нарастить свою выручку и значительно увеличить рентабельность производства. Российский бизнес вполне приспособился к текущей ситуации. Однако говорить о значительном росте все же преждевременно. И когда  нам сообщают о росте или падении ВВП 0,5-1%  — это пустые цифры, которые находятся в рамках возможной статистической погрешности, тем более не нужно забывать насколько большая часть российского бизнеса просто работает  в «тени». Если два года назад была просто паника, и никто не понимал, что будет завтра, то сейчас бизнес немного успокоился: кто-то сократил текущие затраты, кто-то, наоборот, расширил производство. Текущее же  укрепление рубля опять многих начинает ставить в ступор.

Минфин подготовил также доклад об «Основных направлениях государственной долговой политики России на 2017-2019 годы». Там сообщается, что динамика цен на нефть и сохранение геополитической напряженности станут главными рисками для российской экономики в ближайшие три года.
— Я считаю, наш основной риск в другом: Россия с каждым годом начинает все больше технологически отставать от развитых стран. Это самая большая  проблема сегодня, но она находится не в рамках компетенции Минфина. Может так сложиться, что уже через несколько лет наша промышленность катастрофически отстанет от всех мировых трендов и мы на долгие десятилетия  превратимся в простейшую экономику — будем производить только базовые вещи и не сможем конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Мы уже серьезно отстаем, но пока еще есть предпосылки для того, чтобы догнать мир. Однако у нас осталось не так много времени. Возможно, лет через 10 технологический разрыв станет просто недосягаемым.

Антикризисный план по развитию экономики страны в 2017 году предполагает траты в 278 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом он уменьшился в восемь раз, по сравнению с 2015-м — более чем в 20 раз. Четыре его основных раздела включают в себя:  приоритетные проекты правительства, стабильность на рынке труда, поддержка отраслей экономики и региональных бюджетов. Про технологии там не говорится.
— Естественно, правительство тратит средства на решение коротких задач и конкретных социальных проблем. Его можно понять. Но есть такая статистика, что на 10 тысяч рабочих мест в промышленности в России приходится всего 3 робота. В это время в Китае — 50 роботов, а в Южной Корее — 500. По большому счету, в мировой промышленности происходит глобальная автоматизация, от которой мы отстаем очень сильно. Да, мы активно вкладываем средства в модернизацию, но в основном — в развитие военно-промышленного комплекса. Может быть, это и неплохо, но это не совсем та продукция, которая может задавать тон прогрессу. Завод, который производит, например, ракеты, не сможет выпускать товары бытового назначения. Деньги на «войну»  тоже могут закончиться и Киров превратится  в проблемный город, как, например, Вятские Поляны. Что бы там ни говорили о возможной  конверсии, она практически нереальна: подобная продукция вряд ли  станет конкурентоспособной.


Досье
Константин Борисович Кропанев, исполнительный директор компании «АЖИО-финанс»

Дата и место рождения: 13 мая 1971 года, Киров.
Образование: высшее, С.-Петербургский инженерно-экономический институт.
Карьера:
1995-1995 — финансово-инвестиционная компания «КРОНА»;
1995-1997 —  банковская финансовая компания «Вятка-Инком»;
1997 — 2015 — ООО «Финансовая компания «АЖИО»;
с 2015 — исполнительный директор компании «АЖИО-финанс» (официальный партнер АО «Открытие Брокер» в городе Кирове)

Опросник Марселя Пруста
Ваше любимое занятие? Сейчас — Интернет.
Ваши любимые писатели? Новый социальный автор — Фейсбук.
Где вам хотелось бы жить? Чувствую себя комфортно в Кирове.
Любимые герои в реальной жизни? Чем меньше в жизни кумиров, тем меньше разочарований.
Ваш девиз? Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Вопросы от читателей:
 

Сергей Бабкин, менеджер:
В прошлом году чиновники сообщили об огромном госдолге, который сформировался в кировском регионе. Сейчас вроде бы эта проблема решена. Правильно ли, на ваш взгляд?

— Другого варианта решения текущих задач, возможно, у нас не было. Единственное, на что теперь можно сейчас надеяться, что часть коммерческих кредитов будет переведена под федеральный кредит по низкой ставке. Но федералы тоже не хотят, чтобы регионы сильно расслаблялись: мы должны сами решать свои проблемы.
А по большому счету та долговая нагрузка, которая у нас есть, является средней по России. Критично другое — наш регион развивается не так активно, как хотелось бы, а потенциала для этого становится все меньше и меньше. Вы слышали о том, что Минэкономразвития России разрабатывает  новую концепцию пространственного развития страны?  Федеральная власть считает бессмысленным вкладывать деньги в  регионы, которые не могут самостоятельно развиваться. Поэтому ставку планируется сделать на большие агломерации   с наибольшим потенциалом для развития, которые будут сформированы вокруг 10-15 крупных российских  городов. Основные федеральные средства будут направляться туда. Всем остальным придется довольствоваться минимальным дотированием, которого хватит лишь для поддержания жизни. От этого никуда не уйти, таков глобальный тренд: люди переезжают из мелких поселений в крупные мегаполисы, те и  становятся толчком для промышленного развития и технического прогресса. Поэтому остается все меньше времени для того, чтобы в Кировской области создать подобный  центр развития.
 

 

Сергей Захаров, предприниматель:
Врио губернатора Игорь Васильев заявил, что доходы региона начнут превышать его расходы примерно через 3-4 года. Вы согласны с обозначенным сроком? Это возможно?

— Основная часть доходов, которые получает наш бюджет, — это НДФЛ и налог на прибыль. И ни для кого не секрет, что малый и средний бизнес большую часть своих доходов минимизирует или скрывает. Но помощь налоговой службе начинает оказывать тот факт,  что мир вошел в эпоху информационных технологий: это позволяет отслеживать всех и обрабатывать огромные массивы данных. Мир становится прозрачным. И чем дальше, тем  меньше возможностей у бизнеса будет по сокрытию заработанных денег. Мы уже наблюдаем изменения в этом направлении:  переход к безналичным расчетам, онлайн-кассы, контроль уплаты НДС. Глобальный контроль за всеми приведет к тому, что количество налоговых поступлений будет увеличиваться.  Но станет актуальной и другая тенденция — налогоплатильщики будут чаще задавать чиновникам вопросы  об эффективности расходования средств.

От автора:
Кажется, разобраться с вопросами о том, нужна девальвация или нет, когда и почему прекратится рост доллара, достаточно сложно. Но не с Константином Кропаневым. При беседе с ним  наша экономика  выстраивается в простой математический пример: так доступно он все объясняет. Жаль, что предсказать действия наших властей он не в состоянии.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте