Другого бизнеса у нас нет

18.07.2011 00:24:00 1787 0
Интервью с прокурором Кировской области Сергеем Берижицким.

Представителей прокуратуры общественность, как правило, видит в двух случаях: когда разражается очередной скандал с коррупционной или криминальной составляющей, либо когда надзорный орган подводит очередные итоги. «Бизнес Новости»  не стали ждать ни первого, ни второго повода, а спросили у Сергея Берижицкого, прокурора Кировской области, напрямую, почему не складываются отношения между бизнесом и правоохранителями, зачем прокуратуре дополнительное финансирование и приведет ли к чему-нибудь хорошему реформа милиции. Сергей Петрович, в отличие от большинства вышестоящих руководителей, оптимистичных иллюзий по большинству вопросов не питает.

Видимая часть айсберга

Сергей Петрович, на одной из пресс-конференций, посвященной итогам года, вы сказали о том, что наибольшее количество вопросов у сотрудников прокуратуры вызывают проблемы коррупции в регионе, рост оборота наркотиков и проблемы в области ЖКХ. Давайте с этих моментов и начнем. Насколько, на ваш взгляд, Кировская область является коррумпированным  регионом по сравнению со своими соседями по ПФО?
- Сразу скажу, что оценивать уровень коррупции в отдельно взятом регионе не так просто, как кажется. Объективных методик, гарантирующих достоверный результат, не существует. Проводимые социологические исследования несут определенную ценность и показывают, по крайней мере, что проблем, связанных с коррупцией в нашей области, достаточно. Проводить сравнения уровня коррупции в разных регионах также довольно сложно, поскольку мы можем фиксировать только «видимую часть айсберга», то есть те коррупционные преступления, которые выявлены и поставлены на учет, хотя понимаем, что латентная часть таких преступлений намного превышает регистрируемую преступность. Результаты выявления преступлений против интересов государственной службы, в том числе фактов взяточничества, у нас несколько выше, чем, например, в республике Марий Эл и значительно ниже, чем, скажем, в Башкортостане, Татарстане, Нижегородской области или Пермском крае. Свидетельствует ли это, что уровень коррупции в области ниже, чем в указанных регионах? Однозначно ответить сложно. Уровень коррупции зависит от множества факторов, начиная от показателей социально-экономического развития региона, заканчивая укладом жизни населения. Понятно, что в крупных регионах, обладающих серьезными финансовыми ресурсами, вопросы профилактики и противодействия коррупционным проявлениям стоят наиболее остро.

Получается, благодаря нашим невысоким доходам, у Кировской области относительно все хорошо?
- А вот об этом я как раз и не говорю. Там, где больше денег, проявлений для коррупционной фактора больше, но прямой взаимосвязи нет. Это не означает, что наша система не коррумпирована. Проблемы есть и у нас, их достаточно. Я критически оцениваю работу наших правоохранительных органов в этом отношении, и вынужден констатировать: коррупция становится все умнее, мы не успеваем за «продвинутыми» преступниками.

Вы приводили данные о том, что средний размер взятки в Кировской области составляет 16 тыс. рублей. Грубо говоря, это чуть больше среднемесячной зарплаты по региону. Обычно не такие суммы возникают в голове при слове «коррупция»...
- Это, конечно, не говорит, что должностные лица не получают более крупные вознаграждения. Выявлялись факты получения взяток в сумме 100 тысяч и более. Вместе с тем, самыми многочисленными являются относительно мелкие вознаграждения врачам, сотрудникам УФСИН за пронос в исправительные учреждения незаконных предметов, которые составляют суммы в пределах от 300 рублей до 2-5 тыс. рублей. Кстати, хочу отметить, что в 2010-2011 годах у нас не было фактов получения взяток в крупном размере, лицами, занимающими высокое служебное положение в органах государственной власти или местного самоуправления, хотя правоохранительные органы ориентированы на выявление именно таких преступлений. К сожалению, вынужден повториться, в этой работе не все получается.
 
Как думаете,  реформа милиции (а теперь уже полиции) сдвинет эту ситуацию в положительное русло?
- Я надеюсь, что она приведет к общему позитивному облику милиционеров. Более того, я уверен, что она приведет к увеличению авторитета самой системы правоохранительных органов и ее значимости. Но ради справедливости отмечу, что сегодня есть ряд процессов, идущих в рамках реформы, которые нас серьезно смущают. Вместе с новым главным федеральным инспектором и нынешним руководством УВД ищем варианты их минимизации.

А что вас смущает?
- Меня волнует сокращение количества участковых, волнует сокращение дознавателей и следователей МВД, которые напрямую способствуют пресечению правонарушений. Меня тревожит сокращение в патрульно-постовой  службы,  которая охраняет общественный порядок на улицах. Хотя, мы руки не опускаем, пытаемся влиять на эти процессы.

Неумышленные нарушители

Насколько я знаю, другой бич с коррупционной составляющей - это недостоверные декларации о доходах чиновников. Так, в 2010 году 250 чиновников предоставили недостоверные сведения. Вы заявили о том, что соответствующим лицам давно пора задуматься об освобождении некоторых руководителей от занимаемых должностей. Как вы думаете, почему они до сих пор не освобождены?
- Прокуратурой области действительно было выявлено большое число нарушений в этом направлении. Но, замечу, что многие из них носили неумышленный характер.

Почему вы так в этом уверены?
- Их многочисленность мы связываем с явной недоработкой кадровых служб, которые до сих пор ждут каких-то разъяснений, хотя понятие «доход» четко прописан в Налоговом кодексе. Многие ошибочно полагали, что если с полученных сумм не уплачивался налог, то они не являются доходом. В этом случае хочется посоветовать: откройте закон и заполняйте декларацию так, как положено. Здесь нет смысла что-то умышленно скрывать. Хотя, вместе с тем, мы выявляли нарушения и другого рода, свидетельствующие, на наш взгляд, об умышленном неотражении в справках необходимых сведений.

А с госзаказами ситуация лучше обстоит? Вы говорили, что за последние пару лет нарушения в сфере госзаказов не только не уменьшаются, но и демонстрируют тенденцию к росту.
- Число выявляемых нарушений законодательства в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в 2008 году было зафиксировано 136 нарушений, то в 2009 году - 398, в 2010 году -1076, а за 3 месяца текущего года уже 624. Из этого, конечно, не стоит делать однозначного вывода, что состояние законности в рассматриваемой сфере ухудшается. Во многом такие результаты связаны с активизацией работы прокуратуры, повышением качества проводимых проверок. В текущем году мы провели масштабные целевые проверки сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры, смотрели расходование бюджетных средств на ремонт медицинских учреждений. Нарушения самые разнообразные. Допускается заключение договоров без проведения торгов, изменение способа размещения заказов, несоблюдение порядка рассмотрения и оценки поступивших заявок, незаконное изменение контрактов путем заключения дополнительных соглашений. Очень много вопросов  вызывает контроль за исполнением государственных и муниципальных контрактов. К сожалению, единой системы контроля в этой сфере нет, в сущности, все отдано на откуп самим заказчикам, которые осуществляют приемку товаров и работ.

Еще один «бич» Кировской области - нарушения закона в сфере ЖКХ. За 2010 год органами прокуратуры было зарегистрировано 2700 нарушений в этой сфере. Вам не кажется, что ЖКХ является заложником ситуации: и так не самая рентабельная, она оказывается зажата между неплатежами домовладельцев, требованиями прокуратуры и поставщиков тепла, воды и энергоносителей?
- Да, действительно, проблемы напрямую связаны со значительным износом объектов жилищно-коммунального хозяйства области, ростом стоимости потребляемых коммунальных ресурсов. Но кроме того, все эти негативные тенденции усугубляются юридической безграмотностью специалистов органов местного самоуправления, которые при разработке тарифов нередко превышают предельные индексы роста платы за жилье и коммунальные услуги, не учитывают экономически обоснованные расходы соответствующих организаций, выходят за пределы предоставленных полномочий, не соблюдают сроки действия тарифов и их вступления в силу. В конечном счете от таких действий страдает население. К примеру, по постановлению прокурора Первомайского района за нарушения режима теплоснабжения жилых домов района Вересники были привлечены к административной ответственности ОАО «Кировский МДК» и  его генеральный директор, по вине которых  из-за  неисправности котельной была ограничена подача теплоносителя в 58 жилых домов, где проживает около 2 тыс. человек. Только после вмешательства Вятскополянской межрайонной прокуратурой было восстановлено теплоснабжение в п. Красная Поляна, где в январе этого года в результате снижения давления теплоносителя в нескольких жилых домах был также серьезно нарушен температурный режим. Примеры можно продолжать... Одной из причин такого положения дел является отсутствие необходимого количества средств, связанное с неплатежами граждан. Но данная ситуация обусловлена пассивной позицией со стороны  организаций ЖКХ по ведению работы с неплательщиками, что не позволяет им оплачивать предоставленные коммунальные ресурсы, и ничем иным.

Проблема доверия и не только

Для нормального обеспечения правопорядка и законности в Кировской области требуется решить две проблемы - финансирование правоохранительных программ на должном уровне и увеличение активности самих граждан. На ваш взгляд, правоохранительные программы финансируются недостаточно? И раз уж мы говорим сегодня и о законодательной базе, достаточно ли прочен этот фундамент?
- Судите сами, за пять лет преступность в области сократилась на 40%. Сразу скажу, причины такого явления  требуют глубокого изучения, чтобы четко представлять происходящие процессы и адекватно на них реагировать. Уровень преступности определяют отсутствие работы, рецидив и алкоголизация населения. Следовательно, региональные программы профилактики правонарушений и преступлений в первую очередь должны быть ориентированы на минимизацию этих  негативных факторов. В области действует разработанная при участии прокуратуры области целевая программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью  на 2010-2014 годы», и подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На их реализацию в этом  году областным бюджетом предусмотрено 22 млн рублей, в 2010 году было 15 млн рублей. Как видите, объем финансирования программ профилактики преступности увеличился более чем на 40%, как раз на столько же сократилась и преступность.

По поводу активности граждан в целом, и бизнеса в частности. Вам не кажется, что причины недоверия к правоохранительным органам и к прокуратуре не беспочвенны?
- По всем поступающим от предпринимателей обращениям о нарушении их прав мы проводим тщательные проверки и, если нарушения закона подтверждаются, оперативно принимаем меры. В то же время предприниматели, зачастую в случае нарушения их прав, предпочитают использовать иные методы. Нередко они не желают сообщать о нарушении, опасаясь последующего создания различных административных барьеров со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Мы понимаем суть проблемы и для нас крайне остро стоит решение этого вопроса. Для этого мы используем  различные подходы к установлению диалога  между  правоохранительными органами  и представителями бизнес сообщества, взаимодействуем  с общественными организациями. Регулярно проводим встречи с представителями предпринимательского сообщества, где обсуждаем проблемы современного бизнеса, в том числе связанные с наличием необоснованных требований органов исполнительной власти. Пытаемся идти на встречу и к бизнесу, и к обществу, и говорим: давайте вместе решать проблемы. У нас нет других правоохранительных структур, как нет и другого бизнеса, чтобы друг от друга отмахиваться.

Что планируете делать, чтобы сформировать это доверие?
- При прокуратуре создан общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого входят представители предпринимательских кругов – Вятской торгово-промышленной палаты, «Опоры России», «Лиги предпринимателей», Кировского областного фонда поддержки малого предпринимательства и других представителей предпринимательского сообщества. Совместно мониторим ситуацию в сфере соблюдения прав бизнесменов, выявляем конкретные факты нарушения их прав. Кроме того, с августа 2010 года на базе ВТПП создана приемная прокурора, в которой осуществляется прием представителей бизнеса заместителями прокурора области.

Результаты есть?
- Разумеется. Практика показывает, что деятельность общественных советов достаточно результативна. С их помощью выявляются и пресекаются конкретные нарушения закона. Однако нарушения законных интересов бизнесменов по-прежнему распространены и касаются практически всех сфер экономики. Наиболее многочисленные из них связаны с изданием чиновниками незаконных правовых актов, ущемляющих права юрлиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Более того, допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления контроля. Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации предпринимателями своих прав, ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Кроме этого, прокурорами установлены факты непринятия органами местного самоуправления достаточных мер, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. В результате статистические данные за 2010 год показали о возросшем количестве выявленных нарушений почти на 90%  и принятых в этой сфере мерах. В итоге органами прокуратуры области более чем на 60 % принесено протестов на незаконные правовые акты,  в 2,5 раза возросло количество внесенных представлений, в 2 раза увеличилось количество привлеченных лиц  к дисциплинарной ответственности, направленных в суд заявлений - в 4 раза. Эта тенденция поддерживается и в текущем году.

Я видела ваше выступление на совете работодателей Кировской области. По-моему, ваши аргументы про открытость и активность не показались слушателям убедительными...
- В настоящее время для органов прокуратуры открытость является приоритетным направлением. На наших интернет-сайтах работает специальный раздел, на котором представители бизнеса могут оставить свое обращение о видимых нарушениях. Даже анонимное обращение, если в нем усматриваются признаки уголовно-наказуемых деяний, обязательно будет проверено. На основании поступающей информации мы и планируем наши проверки. Что же касается «убедительно-неубедительно», то здесь хочу отметить, что взаимодействие с Вятской торгово-промышленной палатой уже приносит результаты, у нас имеется достаточно  примеров положительного опыта, когда информации, поступающие из ВТПП, становятся основанием для прокурорского вмешательства в защиту нарушенных прав предпринимателей.

С другой стороны, бизнес если и обращается к прокуратуре, то в большинстве случаев для того, чтобы свести счеты с конкурентами. В таком случае возникает вопрос: а стоит ли вообще стимулировать предпринимателей, чтобы они обращались в прокуратуру?
- И правда, нам известны примеры, когда предприниматели пытались «руками прокуратуры» решить незаконным образом возникшие проблемы. Это, думаю, характерно и для многих других регионов. Побудительные мотивы обращений предпринимателей в прокуратуру могут быть различными, но для нас главным является то, содержатся ли в этих обращениях сведения о конкретных нарушениях закона. Если такие сведения есть, мы обязаны провести проверку.

Также на совете работодателей возникло ощущение, что между областной прокуратурой и ФАС Кировской области не самые гладкие отношения или я ошибаюсь? Причина в «мягкости» местных антимонопольщиков?
- Между прокуратурой области и УФАС сложились нормальные, рабочие взаимоотношения. Мы глубоко уважаем работников этого ведомства за их профессиональное и принципиальное реагирование на нарушения закона. Однако порой мы не соглашаемся с решениями должностных лиц УФАС, когда, как нам кажется, за серьезные финансовые нарушения назначается наказание, не соответствующее тяжести правонарушения, либо дела вовсе прекращаются в связи с их малозначительностью. В таких случаях мы отстаиваем свою позицию.

Упорно ходят слухи, что вы нас скоро покинете и уйдете на повышение. Это соответствует действительности?
- Нет.

Вы с нами надолго остаетесь?
Однозначно.

Беседовала
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте