Дубль два: живопись «в себе»
В Кирове открылся вернисаж лучших произведений известных вятских художников.
Когда в начале прошлого года в Кирове впервые за долгие годы известные вятские художники собрали свои лучшие произведения в одном выставочном зале, казалось, это событие будет иметь разовый характер. Однако намечается тенденция - на прошлой неделе вернисаж повторился.
На этот раз мероприятие оказалось более камерным: не было большого количества чиновников, «аппетитного» стола с закусками и живой музыки. Видимо, после прошедших праздников публика еще не оживилась. Но главное, что по-прежнему была инициатива у компании «Газпром Межрегион Киров». Именно она и является «спонсором» выставки, прошла которая в выставочном зале «Вятка-экспо». А еще на этот раз зрительский глаз порадовало необычайно яркое торжество самых разных красок. Создалось ощущение, что таким образом наши художники хотят как можно дальше отойти от пока еще суровой реальности. И название выставки подобралось подходящее - «Символы жизни».
Конечно, в большинстве случаев, они вятские. Что и приятно. Это и благоухающая сирень (кажется, обязательный элемент любого воспоминания о вятской пейзажной живописи), и наши маленькие милые речки, и полуразрушенные мостики через них и леса, поля, ручьи. Какие бы новшества ни «придумывало» сегодня современное искусство, вятская традиционная школа живописи за свои рамки выходить не желает.
Кстати, современных художников, чьи имена в прошлом году были открыты «Галереей прогресса», на этом вернисаже представлено не было. Сосуществовать эти два течения, видимо, и дальше будут параллельно.
При этом некоторые хранители традиций, судя по выставке, тоже готовы выйти за рамки реализма. Хотя эти попытки заводят их не так далеко - максимум к импрессионизму. Запомнились, к примеру, «Дождь в Дрездене» или «Вспоминая Венецию» Вячеслава Чернова - приятно освежают эмоции. Неродные мотивы, кстати, почему-то стали чаще встречаться в произведениях наших художников. Это и «Весна в Париже» Петра Серкина, и «Балаклава» Елены Авиновой, и причудливая «Коррида» Игоря Сметанина, где супротив быка стоит не тореадор, а обнаженная женщина.
Кроме того, в этом году выставка обогатилась и еще одним видом искусства - прикладным. Из всего представленного (бутылей, сумок из лозы, произведений ручной лепки), конечно, трудно сделать вывод об уровне наших талантов в этом деле, но, видимо, это еще только начало. Пока же приятно уже одно то, что при таком затяжном выходе из кризиса, когда, казалось бы, обществу более важна сегодня «борьба» чиновников с образованием и здравоохранением, они не забывают об искусстве. И хотя мало кто отвлекается с реальности на живопись, осознание того, что красочный островок другой, пусть нереальной альтернативы все же есть, душу немного греет.