Двери закрываются
В повышении тарифа перевозчикам отказывают. Найдут ли они новые методы борьбы за свою правду?
Круглый стол
Участники:
Сергей Щерчков, заместитель председателя правительства Кировской области
Леонид Каргапольцев, владелец транспортного предприятия
Александр Харюшин, президент «Вятского транспортного союза»
Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова
Светлана Чагаева, заместитель руководителя Региональной службы по тарифам по Кировской области
Городские автоперевозчики вновь встали на баррикады. На этот раз они устраивают мини-забастовки, требуя выплат компенсации за перевозку льготников и повышения цены за проезд до 16 рублей. Об этом газета «Бизнес Новости» писала в прошлом номере. Кроме этого, перевозчики намерены подать жалобы в прокуратуру и ФАС. Однако власти все эти выпады считают бессмысленными и необоснованными, мол те просто неправильно строят свой бизнес. «Холодная война» какая-то получается. Кто кого? И главное, кто - жертва?
Один раз в год
Олег Чичибабин:
- Перевозчики заявляли, что они будут сокращать количество автобусов на маршрутах, но ничего подобного не было, никто никаких ультиматумов городской администрации не выдвигал.
Леонид Каргапольцев:
- И все же в назначенный день у нас на нескольких маршрутах автобусов было намного меньше.
Олег Чичибабин:
- Я прекрасно знаю, что в вашей работе есть такое понятие, как технический отстой, и что количество автобусов, работающих в пиковое время, отличается от того количества, которое работает в другое время. Так же ваше расписание разнится в выходной и будничный дни. За всем транспортом, который выходит на линию, осуществляет контроль центральная диспетчерская служба. У нее как раз есть данные спутника по каждому дню. По ним видно, что все в порядке.
Леонид Каргапольцев:
- Хорошо, спорить не будем. Но что касается нашей «забастовки» - это вынужденная мера. Сегодня ситуация крайне неблагополучная. В региональной службе по тарифам нам сказали, что в ближайший год повышения цены за проезд не будет. А тем временем, если в прошлом году литр дизтоплива стоил 17 рублей, то сейчас его цена равна уже 26,5 (данные на 1 ноября этого года). А цену на проезд нам повысили всего на 20%. И при этом 26,5 рублей - это пока еще летняя цена. Зимняя, как прогнозируют наши продавцы, достигнет 30 рублей. Увеличились и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, а также цены на все необходимые нам инструменты.
Александр Харюшин:
- Кроме того, мы по закону должны обновлять 10% городского транспортного парка в год, то есть менять где-то 70-80 автобусов. За последние же три года появилось только 30 новых транспортных единиц. При этом они были куплены на бюджетные деньги - на деньги налогоплательщиков. На чем мы будем ездить уже через два месяца: все на тех же «пазиках», которые пора поставить к забору?
Светлана Чагаева:
- Я вас понимаю, но минимальный срок, в течение которого действуют регулируемые тарифы - один год.
Александр Харюшин:
- Это не так - где и в каком законе это прописано?
Светлана Чагаева:
- Да, досрочный пересмотр возможен и именно по тем причинам, которые вы называете. Но давайте вместе разберемся в ситуации. Цены на дизельное топливо и бензин марки Аи-80 достигли максимального уровня в декабре 2010 - феврале 2011 года, что было учтено при расчете тарифов в апреле текущего года. С февраля по октябрь 2011 года рост составил 2,8%. При этом Минэкономразвития России на 2012 год прогнозирует, что уровень цен на горюче-смазочные материалы останется без изменений. Увеличение стоимости страхования гражданской ответственности в среднем произошло на 7,7% с 28 июля 2011 года, а предполагаемое изменение платы за проведение технического осмотра, о которых вы также говорили, не обосновано расчетами и не подтверждено документами первичной бухгалтерской отчетности. Поэтому предоставленные вами расчетные материалы не подтверждены первичной документацией и не могут являться основанием для досрочного пересмотра тарифов.
Сергей Щерчков:
- И наша правительственная позиция такая же - достаточных оснований для повышения тарифа нет. Я видел статистику - дизельное топливо с начала января этого года подешевело. О чем тогда разговор?
Леонид Каргапольцев:
- Еще раз говорю, зимой оно подорожает. Вырастут и цены на запчасти. И что будет, если мы уже сегодня работаем в убыток? У вас свои прогнозы, у нас - свои. На прошлой неделе Минтранс направил в Госдуму предложение о том, чтобы освободить тарифы на проезд от государственного регулирования. Давно бы уже пора.
Город имеет право
Александр Харюшин:
- Количество автобусов на своих маршрутах сокращали все перевозчики кроме муниципальных. Но чему все удивляются? Почему, когда мы весной просили повысить цену за проезд до 15 рублей, региональная служба по тарифам разрешила только до 12 рублей и согласилась с тем, что осенью тариф можно будет пересмотреть. Походатайствовать обещала и городская администрация. Однако последняя вместо того, чтобы выполнить свое обещание, влила за текущий год около 20 млн рублей в «Автотранспортное предприятие» и столько же в «Кировское транспортное предприятие». Вот и получается, что частный транспорт сейчас на грани вымирания, а муниципальные предприятия подпитываются бюджетными деньгами. Где справедливость?
Олег Чичибабин:
- Это естественный процесс. Город, который является главным акционером конкретного предприятия, вкладывает деньги в свой актив. Когда частное лицо развивает свой бизнес и тратит прибыль по своему усмотрению - это же нормально? Кроме того, все это делается в рамках программы, которая принята на территории нашего муниципального образования.
Сергей Щерчков:
- Согласен. Кировская мэрия как собственник предприятия по планам утвержденного надлежащим образом бюджета может это делать. Как быть частным перевозчикам? Искать инвестора, например, привлекать средства со стороны. В тарифе заложена та сумма, которую можно использовать на развитие.
Александр Харюшин:
– Хорошо, допустим, вы не хотите создавать социальную напряженность, но зачем ставить перевозчиков в разные условия? Если нет обоснований для повышения тарифа, тогда скажите, для какой такой поддержки вливаются деньги в «АТП» и «КТП»? Возможно, эти предприятия все же не могут выжить самостоятельно? Или нам больше некуда потратить эти деньги? Мы не можем разве отдать их школам или детсадам? Получается, что в городе у нас все хорошо, и только частные перевозчики постоянно думают о забастовках. А вы дайте нам по 20 млн рублей.
Леонид Каргапольцев:
– Да и та ваша сравнительная таблица по тарифам в разных регионах не правдива. Нигде нет цены ниже, чем у нас. Практически везде у частников цена одна, у муниципалов - другая. А у нас все равны. Хорошо, пусть так. Только почему они поддерживаются за наш счет, за счет тех налогов, которые и мы платим тоже. Дайте тогда и нам их часть. А то с того, что мы платим в городскую казну, нам уже ничего не остается. Да хотя бы верните нам те деньги, которые должны за то, что мы перевозим льготников. С 2008 года дождаться не можем.
Сергей Щерчков:
- Наша позиция по этому вопросу всем известна: сейчас мы платим 50% от тех сумм, которые вы нам заявляете. Мы будем платить и 100%, но только в том случае, если у вас будет налажена система персонифицированного учета льготников. Сегодня вы в этом вопросе допускаете слишком много нарушений. Всем известно, что кондукторы могут выдавать столько льготных билетов, сколько захотят. Мы свое условие поставили - хотите 100%, создавайте систему персонифицированного учета.
Леонид Каргапольцев:
- Да это всего лишь отговорки.
Светлана Чагаева:
- Леонид Александрович, этот вопрос решит суд. Если он будет на вашей стороне, вам выплатят деньги. Но с другой стороны, почему бы вам не пойти на уступки и не установить эту систему. А что касается повышения цены за проезд, то мы уже свою позицию озвучили - пересматривать тариф можно не ранее, чем через год. Однако мы и сейчас рассматриваем все ваши просьбы и документы, просто пока оснований для изменения тарифа не видим. Не надо создавать панику и говорить, что вас никто не слышит.
Сергей Щерчков:
– Кроме того, в ваш адрес есть и другие претензии. Это и несоблюдение графиков движения по маршрутам, и частый не выпуск на линию транспортных средств. А что касается статистики по ДТП - то она вообще довольно удручающая по общественному транспорту.
Забудем старых, найдем новых
Александр Харюшин:
- В любом случае, если вопрос с тарифом не будет решен до нового года, транспортные предприятия понесут огромные убытки и им придется сокращать количество автобусов. Все наши расчеты экономически обоснованы.
Олег Чичибабин:
- Даже если частникам придется сократиться, мы сможем компенсировать этот недостаток за счет муниципальных предприятий, у которых всегда есть определенный резерв.
Сергей Щерчков:
- Кроме того, если частные предприятия будут регулярно нарушать условия муниципального контракта, то городская администрация будет вынуждена предъявить соответствующие санкции. Существуют и досудебные процедуры, и судебные. Если перевозчики систематически не будут справляться со своими обязанностями, городская администрация расторгнет с ними контракт и заключит с новыми. Мы не допустим, чтобы наши граждане остались без общественного транспорта.
Леонид Каргапольцев:
- Да мы понимаем, что цену нам никто сейчас не повысит. Мы реально смотрим на вещи - выборы же впереди. Но как мы чудесно работали до 2004 года, когда нас контролировали всего два органа. Все, что мы привозили, мы забирали себе. Если нас сейчас отпустить на свободу и разрешить нам не возить льготников, то муниципальные парки тут же разорятся, хоть вливай в них деньги, хоть не вливай. Только никто этого не допустит. А мы из-за этого еле дышим.
Подготовила
Елена Окатьева
Lena_vuali@mail.ru