Дымковская междоусобица
«Настоящую ли дымковскую игрушку вы покупаете в кировских магазинах?» - примерно с таких вопросов начинаются популярные сегодня телепрограммы о контрольных закупках.
В Кирове нечто подобное совсем недавно проводила антимонопольная служба, выявляя, действительно ли на этом рынке может быть фальсификат, как это утверждают некоторые художники.
Недавно административное разбирательство в дымковском промысле было завершено. У всех наверняка застыл немой вопрос: кто и зачем делит игрушку? Дело в том, что рынок этот, оказывается, весьма заманчив и борются за него сами художники. Между собой.
Сегодня в Кирове существуют две организации, занимающиеся этим народным промыслом: Кировское городское отделение всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - народный художественный промысел «Дымковская игрушка» (ред.: будем кратко называть его городским отделением) и региональное отделение всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (кратко: областное отделение). Председателем первой организации является Надежда Менчикова. Началось все с того, что их отделение раскритиковало магазин «Дымковская сказка», который организовал муж одной из мастериц, работающей в областном отделении. Обвинение состояло в том, что магазин, якобы, вводил в заблуждение покупателей и гостей города, так как только дымковская игрушка, созданная художницами городского отделения и принятая их художественным советом, может считаться настоящей. Однако антимонопольную службу городскому отделению ввести в заблуждение не удалось.
Решением от 14 марта 2013 года кировское отделение УФАС постановило, что изделия из керамики, реализуемые в магазине «Дымковская сказка», созданы членами регионального отделения «Союз художников России», прошедшими специальное обучение и получившими специальность «мастерица дымковской игрушки». Все они являются признанными мастерицами данного промысла, имеют государственные награды, являются авторами своих произведений – «дымковской игрушки» и обладают всем объемом исключительных прав на данные произведения, в том числе и на их продажу. А вот городское отделение, по информации из того же постановления намеренно сообщило заведомо ложную и искаженную информацию о, якобы, незаконной деятельности магазина. В итоге оно нарушило закон «О защите конкуренции».
Беседовать с журналистами Надежда Менчикова наотрез отказалась, сославшись на то, что больше всего ее сейчас интересует творческий процесс и вопрос обучения новых мастериц ради будущего промысла. Однако мнения своего после принятия решения УФАС она не изменила: Менчикова и сейчас утверждает, что только та игрушка, которая выпущена в их стенах и продается в их магазине, может считаться настоящей дымковской. Все, что есть, например, в ЦУМе, других магазинах, продающих кировские сувениры, и уж тем более на московском Арбате – фальшивка. Антимонопольная служба, судя по всему, для нее в этом вопросе не авторитет.
Зато активно защищать свою позицию готов Сергей Горбачев, председатель регионального отделения «Союза художников России», под чьим крылом сейчас и находится большинство более опытных мастериц промысла.
– Торговля дымковской игрушкой не запрещена, - говорит Горбачев, удивляясь тому, как вообще можно утверждать обратное. – Да, у городского отделения зарегистрирована торговая марка. Но дымковская игрушка – это еще и жанр народного искусства. И от того, что около 20 человек покинули стены того объединения, их работы не перестали быть дымковскими игрушками. Приведем в пример Надежду Петровну Трухину. Она - заслуженный художник России. Ей президент присвоил это звание за то, что она делает игрушку. И теперь она нелегал? Дело в том, что весь промысел был изначально в союзе художников России. Какое-то время назад было организовано городское отделение и часть художниц оказалась там. Сейчас просто идет борьба за финансовые рынки: им бы, конечно, хотелось иметь монополию на дымковскую игрушку. Но как я могу запретить всем, кто не состоит у меня в союзе художников, заниматься, к примеру, живописью или графикой. Это же глупо. А люди страдают и должны доказывать, что они не верблюды. Сама Менчикова является составителем книги о дымковском промысле, где она называет мастерицами тех, кого сегодня уже не считает таковыми. И это только потому, что они больше не делятся прибылью.
Магазин же «Дымковская сказка», реализующий работы как раз тех художниц, которые ушли из городского отделения, сейчас закрыт. Он, по словам Горбачева, располагался в непосредственной близости от магазина игрушки городского отделения и не смог выдержать давления с их стороны: покупателям там говорилось, что настоящая игрушка продается только в одном месте. На самом деле игрушка может продаваться там, где решит сама мастерица и там, где ее берут на реализацию. Чтобы отследить, настоящая ли она, надо только проверить подпись мастерицы.
– Я не согласна с такой клеветой, - говорит мастерица Лариса Ушакова. – Я отработала в промысле 31 год, меня приняли в члены Союза, у меня есть благодарственные письма, дипломы, как я могу не являться мастерицей? Конечно, мы достаточно сильные конкуренты: наше поколение – то, что сейчас в региональном Союзе художников - воспитывалось еще бабушками.
В городском же отделении, по словам художницы, осталось немного опытных мастеров и сейчас ставка делается на обучение новичков. В конфликт художников уже давно вмешались не только контролирующие органы, но и департамент предпринимательства и развития торговли. Его глава, Павел Ануфриев, в течение последнего года не раз встречался с враждующими сторонами и пытался наладить их взаимоотношения. «Моя позиция в том, что надо удовлетворять не личные амбиции, а заниматься развитием промысла. Я поддерживаю обе стороны, всем даны юридические консультации. Сейчас главное для нас – сохранить дымковскую игрушку и не дать развалиться обеим организациям, в том числе и в финансовом плане».
Вывод напрашивается один: «Давайте жить дружно». Даже сама игрушка всем своим видом будто говорит это.
Cправка
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. В наше время сохранением промысла занимаются мастерицы, работающие в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка. Многие другие мастерицы являются членами Союза художников России и работают индивидуально.