Еда раздора
На днях состоялся «круглый стол» по проблеме выживаемости местных товаропроизводителей. Его участники собрались обсудить ту сложную ситуацию, в которой оказались сельхозпроизводители после прихода на кировский рынок федеральных торговых сетей.
По словам участников «круглого стола», конкуренция между зашедшими на рынок федералами («Магнит», «Пятерочка», «Метро») и крупнейшим региональным ритейлором («Система Глобус») не привела ни к чему, кроме ухудшения положения местных сельхозпроизводителей.
Оказалось, что у любой крупной торговой сети есть свои требования к продаваемому товару. Но если у местных ритейлоров хотя бы есть понимание специфики сельскохозяйственного сектора региона (им приходится с ним работать), то у федералов такого понимания нет. К примеру, «пришлые» сети предъявляют своим поставщикам жесткие требования по сроку годности товара. Упор делается на использование консервантов.
Проблема заключается в том, что не всегда местному производителю по карману привести свой товар в соответствие с требованиями федеральной торговой сети. Но даже если он и приведет, то далеко не факт, что его товар будет представлен в магазинах ритейлера. У федеральных сетей уже есть свои поставщики. И «чужаков» туда не пускают. В итоге, местным сельхозпроизводителям просто негде сбывать свой товар.
По словам Сергея Лузянина, депутата Заксобрания, в другие регионы федеральные торговые сети были допущены лишь с условием, что на полках их магазинов будут представлены товары местных сельхозпроизводителей. В Кировской области такого условия поставлено не было. В итоге, кировские сельхозпроизводители теряют рынок, что ведет к постановке вопроса о выживаемости.
В недавнем интервью «Бизнес Новостям» гендиректор КЦ «Вятский» Наталья Осипова заявила, что в такой ситуации мы стратегически проигрывает. Если ранее местный бизнес находился «под крылом» губернатора, то с открытием границ мы стали наблюдать ужесточение политики по отношению к своим производителям.
В свою очередь, участники «круглого стола» пришли к выводу, что областной власти пришло время переосмыслить свою позицию по отношению к рынку ритейла.